Айн Рэнд является одной из ключевых фигур в области литературного наследия прошлого века. Рожденная в Российской империей под именем Алиса Розенбаум, будущая писательница и философ эмигрировала в США, где и начала свой долгий и местами нелегкий путь к признанию. За свою долгую жизнь Айн Рэнд создала богатое литературное наследие, написав несколько романов, а также множество сборников, где собрала воедино свои многочисленные заметки, интервью и мысли, выдвинув их под лозунгом «философии объективизма». Апогеем своей писательской карьеры она считала роман «Атлант расправил плечи», вышедший в далеком 1957 году, к созданию которого она шла на протяжении долгих лет. Признанные не только критиками, но и читателями по всему миру ранние романы Айн Рэнд «Мы живые» (1936 г.) и «Источник» (1943 г.) были лишь предисловием к главному ее произведению, на написание которого ушло более двенадцати лет.
С момента публикации роман «Атлант расправил плечи», ежегодно входя в списки мировых бестселлеров и конкурируя с Библией по числу продаж, вполне естественно снискал повышенное внимание как со стороны авторитетных критиков, так и рядового читателя. Вполне естественно возникает вопрос: в чем секрет такого глобального успеха? Ответ на деле довольно прост – не только в писательском таланте, но и благодаря идеям, которые Айн Рэнд заложила в эту книгу. Идеи эти заключаются в создании собственного философского направления и внедрения их в роман, герои которого излагают его на протяжении повествования.
Целью данной работы является анализ образа главной героини романа «Атлант расправил плечи» Дагни Таггерт, в который были интегрированы основные постулаты философии объективизма и на примере которого Айн Рэнд, используя художественные приемы, раскрывает свои идеи и свое видение мира.
Дагни Таггерт – богатая наследница и вице-президент крупнейшей железнодорожной компании Америки «Таггерт Трансконтинентал». Айн Рэнд наделила свою героиню качествами, которые отражают принципы учения объективизма. В ее характере читатель видит веру в собственные идеалы, стремление к ним, независимость от мнения общества, самобытность и, пожалуй, одну из главных идей писательницы – разумный эгоизм.
Рис. Дагни Таггерт. Кадр из фильма «Атлант расправил плечи: Часть 1», режиссер Пол Йоханссон, 2011
На протяжении всей своей жизни Дагни руководствовалась голосом разума, направлявшим ее в верном направлении и дававшим силы не сломиться под натиском грабителей (именно так она называла людей, прибравших власть и занимающихся порабощением того, чему она поклонялась – человеческому интеллекту). Внешне она выглядит холодной, безжалостной, не способной на какие бы то ни было эмоции. Именно эти качества определяют ее способность руководить гигантской железной дорогой, являясь фактическим руководителем, несмотря на то что президентом компании значится ее брат Джеймс, который одновременно ненавидит свою сестру за ее непоколебимость и силу, но в то же время больше всего боится ее потерять, понимая, что без нее компания придет в коллапс. Разделяет позицию Джеймса Таггерта и жена Генри Риардена, Лилиан. Женщина до последнего не могла поверить в то, как ее муж мог испытывать любовный интерес к этой, как она выразилась, «печатной машинке в дорогом костюме», лишенной всяческих человеческих чувств. Сама Дагни соглашалась с тем, как ее видят и описывают люди, но это ее ничуть не волновало, наоборот – она искренне гордилась своими качествами, видя в людях, описывающих ее подобными выражениями, посредственность, а в Риардене – не слепую низменную любовь, а человека с подобным ее мировоззрением и идеалами, способным разделить с ней волнующие ее мысли.
Эгоистична ли Дагни Таггерт? Да. Является ли это качество плохим с позиции объективизма? Нет. В сборнике статей Айн Рэнд «Добродетель эгоизма» говорится: «Из-за того, что по-настоящему эгоистичный человек устанавливает себе цели, руководствуясь разумом, и благодаря тому, что интересы разумных людей не противоречат друг другу, другие люди тоже нередко получают выгоду от его действий. Но выгода других людей не является для него главной целью или стремлением; его главная цель и сознательное стремление, направляющее его действия, — его собственная выгода» [1, с. 73]. Айн Рэнд не возводит разумный эгоизм в ранг пороков, а считает пороком отсутствие у человека целей, не приносящих ему удовольствия от жизни. Именно любовь к жизни, к ее созерцанию является одним из кирпичей фундамента философского направления писательницы, которая проповедует эту идею во всех своих произведениях. Для Дагни Таггерт жизнь – это, с одной стороны, возможность созерцать величие механизмов, железнодорожного полотна и работающих доменных печей – зенита человеческого разума, с помощью которого они были созданы; с другой стороны – это возможность жить независимо от обстоятельств и ценить каждый миг, проведенный на земле. Это отражается в диалоге Дагни с Шерил Таггерт, женой брата:
«– Дагни, как вам это удалось? Как вы смогли остаться… неисковерканной?
– Я держалась одного правила. Не ставить ничего – ничего! – выше суждений своего разума.
– На вашу долю выпали тяжкие испытания… Что давало вам сил их вынести?
– Знание, что моя жизнь есть величайшая ценность, слишком великая, чтобы уступать ее без борьбы» [2, с. 864].
Дагни никогда не интересовали проблемы ее современниц: свежие сплетни, новости мира моды и интриги; перед собой она видела только цель – заставить поезда двигаться по железнодорожным путям, обеспечивая стабильную работу компании, что принесет ей прибыль. Именно это приносило ей ощущение счастья. Согласно постулатам объективизма Айн Рэнд отмечает стремление человека к личному счастью его высшей моральной ценностью, при этом отвергая возможность использования для достижения этой цели других людей или же самому быть использованным в чьих-то личных интересах.
Несмотря на холодный и несколько отрешенный образ, Дагни не чуждо восприятие искусства. Деловая женщина со стальной хваткой предпринимателя находила спасение от проблем и отдых от работы в музыке: «…она знала одно-единственное развлечение. Повернувшись к патефону, она поставила пластинку с записью музыки Ричарда Халлея. Это был Четвертый концерт, последнее написанное им произведение. Гром и столкновение начальных аккордов вытеснили из памяти Дагни все, что она видела на улице. Она слушала, не шевелясь в кресле, закрыв глаза» [там же, с. 75]. Салимова К. Н., исследуя роль музыки в романе «Атлант расправил плечи», отмечает: «в произведении искусства главную роль А. Рэнд отводит его метафизическому содержанию, выражению которого служат все его компоненты. Одной из составляющих метафизического содержания романа является идеальное ощущение жизни идеального персонажа – композитора Ричарда Халлея. Изображая его музыку, А. Рэнд создает «объективированную реальность», то есть дает возможность познать и прочувствовать идеальную реальность» [3, с. 165].
Подходя к заключению, следует отметить, что образ Дагни Таггерт, созданный Айн Рэнд, является собирательным. В нем она воплотила главные идеи своего философского направления объективизма. Анализируя этот образ, мы приходим к выводу, что концепция рационального индивидуализма, созданная писательницей, выдерживает трансформацию в художественное литературное произведение и предстает широкому кругу людей, которые могут быть не знакомы с учением Айн Рэнд и ее нехудожественными научными трудами, но в руки которых может попасть роман «Атлант расправил плечи» с изложенными в нем постулатами объективизма. На примере образа главной героини Дагни Таггерт писательница позволяет рядовому читателю ознакомиться со своими идеями, которым она посвятила свою жизнь после эмиграции в США. Стоит отметить, что идеи, которые вложила Айн Рэнд в свой роман, нашли свое отражение далеко не в единственном его герое, однако образ Дагни является одним из ключевых на протяжении всего повествования, поэтому его детальное рассмотрение может дать возможность подробно увидеть картину взглядов на мир автора произведения.