Работа с одарёнными обучающимися: развитие образовательной и творческой деятельности обучающихся ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»

Данная статья раскрывает вопросы развития одарённых детей в системе гимназического образования. Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Одарённые дети требуют к себе индивидуального и дифференцированного подхода, который определяется целями и задачами курса школьного предмета.

Аннотация статьи
образовательная деятельность
одарённые обучающиеся
творческая деятельность
Ключевые слова

Проблема развития одаренных детей очень актуальна в современном мире, что связано с пониманием роли интеллектуально и творчески одаренных детей в научно-техническом, экономическом и культурном развитии общества. Создание условий для проявлений и развития индивидуальных дарований детей и молодёжи с предоставлением каждому обучающемуся возможности выбора формы обучения и формы деятельности в зависимости от его склонностей и способностей является одной из приоритетных задач Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Одарённость – это развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения любым человеком более высоких, незаурядных результатов в одном, а иногда и в нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается яркими, очевидными, часто выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Отличительной характеристикой одарённых детей считается стремление к творческой деятельности. Они выдвигают собственные идеи и отстаивают их. В связи с тем, что они не ограничиваются в своей деятельности требованиями, которые содержит задание, одаренные дети открывают новые способы решения проблем. Такие учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения.

Образовательный процесс ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» способствует индивидуальному развитию каждого обучающегося. Развитию навыков самоопределения в значительной степени способствует проектная деятельность участников образовательного процесса, направленная на конечный результат путем наиболее рациональных действий, основанных на осмыслении возникающих противоречий, желаемых результатов и средств их достижения.

Основная сложность при работе с одаренными детьми – это большая занятость учеников, которая не позволяет в полную силу вовлекать в научно-познавательный процесс. Стоит отметить, что учащиеся посещают не только один-два кружка/факультатива, но и вовлечены в разнообразную внешкольную деятельность. Однако четкая постановка цели и задач делает работу с талантливыми детьми плодотворной и интересной, позволяет не только ученикам демонстрировать свои умения и навыки, но и учителю, который выступает в роли помощника.

Гимназия имеет определённый опыт привития навыков исследовательской и проектной работы, обеспечивает базовую и углубленную подготовку по приоритетным областям, имеет сложившуюся систему дополнительного образования и внеурочной деятельности, систему учета личных достижений. Гимназистки имеют результативные участия в открытом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке”, всероссийском конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА».

Система дополнительного образования существует в гимназии-интернате с момента ее основания. Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Учащиеся выбирают себе занятия по интересам. Осознавая важность изучения иностранных языков в современном мире, учащиеся отдают предпочтение таким занятиям как: «Учусь, играя. Английский без проблем», «Клуб любителей французского языка», неаудиторная занятость по английскому и французскому языку.

Одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

С целью активации работы с одарёнными детьми проводятся олимпиады, научно-практические конференции, интеллектуальные игры, спортивные состязания, различные конкурсы, выставки детского творчества. Ежегодно многие учащиеся проверяют свои интеллектуальные достижения на предметных олимпиадах.

Так, например, девочки успешно участвуют в конкурсе творческих работ по иностранному языку для школьников «Шире круг». В НИУ «БелГУ» проводится областной фонетический конкурс по французскому языку. На конкурсе бывают гости из Франции. Наши девочки каждый год принимают участие в конкурсе. Также Сайт www.busuu.com очень популярен среди учащихся нашего учреждения, поскольку предоставляет реальную возможность пообщаться с носителями языка.

Очень нравятся ребятам конкурсы стихотворных переводчиков. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников. Учащиеся осознают, что иногда в литературном переводе нельзя сохранить все подробности оригинала. А средствами родного языка нужно передать основной смысл переводимого стихотворения.

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования позволяет раскрыть их творческий потенциал. Художественно-литературный перевод стихотворений позволяет учащимся выразить свои чувства.

Существует тесная взаимосвязь между развитием речевого и музыкального слуха. Использование музыкальных текстов способствует развитию слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата.

В этом направлении мы начинаем работу с песенных упражнений, пропевания скороговорок, ведь именно они ориентированы на отработку артикуляторных особенностей гласных и согласных в структуре слов и на стыках слов, на формирование навыков интонационной выразительной речи. Так как одаренных учащихся отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.

В гимназии-интернате изучение иностранных языков не ограничивается рамками классной комнаты. Наш театр регулярно знакомит зрителей каждый театральный сезон с новыми пьесами и мюзиклами на иностранном языке.

В заключение хотелось бы сказать, что работа с одаренными детьми требует от учителя тщательной подготовки, заинтересованности этой деятельностью, готовности сотрудничать вместе с учеником, умения выслушать точку зрения, а иногда и умения тактично это мнение скорректировать.

Жизнеспособность системы работы с одарёнными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призёров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (окружных, городских, всероссийских), призёров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований (городской, всероссийский и международный уровни). Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одарённые дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.

Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий.

Текст статьи
  1. Богоявленская, Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. - М., 1997. – 160 с.
  2. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психологии. - 1989. - №6 - С.29-33.
  3. Научно-практический журнал «Управление современной школой»: М, 2012, №7, С.66-84.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября