Статья посвящена теоретическому изучению аспектов манипуляции памятью. Подробно рассматриваются подходы к изменению воспоминаний людей и социальных групп. Приводятся обязательные условия, которые необходимо соблюсти для достижения максимальной эффективности при коррекции воспоминаний и созданию новых.

Аннотация статьи
память
манипуляция
конструктивность
неосознанность
дезинформация
стресс
травматичность.
Ключевые слова

Манипуляция воспоминаниями – распространенное явление. Оно используется во всех сферах нашей жизни – от масштабных международных событий до бытовых ситуаций. Как и любое другое явление, оно имеет 2 стороны. С одной можно видеть многочисленные ложные обвинения в преступлениях, с другой – реальную помощь людям, имеющим травматический опыт. Отодвинем моральные аспекты в сторону, чтобы выяснить механизм, основные принципы манипуляции памятью.

Манипуляция памятью схожа с конфабуляциями. В процессе заболевания человек создает ложные воспоминания, отвергая собственную жизнь или определенные моменты и принимая как единственно верные и реальные факты своей биографии события из книг, кинофильмов или историй собеседников. Также возможен сдвиг воспоминаний по временной линии: более давние воспринимаются как свежие и наоборот (псевдореминисценция). Подобное возникает при повреждении теменно-височных долей мозга или становится одним из симптомов параноидного синдрома. Но ключевое отличие с манипуляциями в том, что воспоминания создаются искусственно путем целенаправленного воздействия извне.

Существуют несколько принципов, которые могут повлиять на стабильность памяти и стать решающим фактором при ее изменении:

  • конструктивность – «…предшествующий опыт, полученный нами, перцептивные факторы и даже наше желание помнить некоторые события лучше, чем другие, влияют на то, что мы вспоминаем» [1, с. 70];
  • неосознанность ложного свидетельствования;
  • использование наводящих вопросов и «жонглирование» формулировками;
  • распространение дезинформации;
  • использование «резких» формулировок провоцирует «вспоминать несуществующие факты и переоценивать события» [1, с. 70];
  • стресс;
  • травматичность;
  • личностные особенности.

Эти принципы были выведены психологом Лофтус Э., которая провела множество экспериментов по данному направлению. Одно из самых примечательных и экстремальных – исследование запоминания на фоне стресса. В сотрудничестве с психиатром Морганом Ч. они применили методику внедрения ложной информации в среде военных. В результате большая часть испытуемых (84%) продемонстрировали ожидаемые результаты: указали на подставную фотографию при наводящем вопросе.

Важно, чтобы воспоминания были насыщенны эмоциями. И это может дать не только стресс, но и травматичность событий. Самые сильные эмоции традиционно проявляются при угрозе жизни.

Зачастую при постановке эксперимента забывают о самом главном – об испытуемом, а точнее о его заинтересованности, приоритетах и предпочтениях. Больший эффект всегда наблюдается в тех тестах, которые построены с учетом личной направленности человека. И это правило остается неизменным при манипуляции воспоминаниями.

Особенно удачно получается манипулировать памятью не одного человека, а целых групп людей. «…коллективная память – это конструируемый объект сознания субъекта» [3, с. 24]. Она искусственно формируется извне. Ранее в этом незаменимым помощником были сказания, летописи, затем газеты и телевидение, теперь список дополнился всемирной сетью. Коллективная память имеет двойное значение:

  1. Отвечает за социальную идентичность;
  2. Отражает изменения в социальной среде.

Следствием большого и нестабильного информационного пространства с многообразием социальных групп являются информационные войны. Сегодня это самый эффективный способ манипуляции не только общественным мнением, но и памятью.

Отмечается политизированность коллективной памяти, определяющей размер и стабильность человеческого капитала. Контроль над этим явлением крайне важен для государств. Поэтому за время существования общества было изобретено и проверено несколько приемов манипуляции:

1. Управление историческими событиями.

В зависимости от целей той или иной партии или страны значимость событий может быть представлена с совершенно противоположных позиций. Нередко встречается и переписывание документов любых уровней. При воспоминании о мифах и сагах, на ум приходит фантазия, преувеличение, приукрашивание. Но эти же качества принадлежат и официальным бумагам, в числе которых и те, на которых строится современный уклад общества и государственной структуры – летописям. Академик Шахматов А.А. говорил, что для достижения государственных целей подобное не только допустимо, но и желательно. Лучшим способом манипулирования памятью целого народа является заложение необходимых знаний, событий и мнений в формирующиеся умы молодых граждан. Таким образом, измененная история воспринимается как данность, не подвергаемая сомнению. «…История напрямую зависит от сегодняшнего стечения обстоятельств» [4, с. 136]. Именно изменение исторических событий и образов, изменение их восприятия является ключевым моментом в манипулировании памятью целого народа. Наблюдается прямая зависимость этого явления и метаморфоз современных норм этики, а вместе с ними и поведения людей и социальных групп. Дополнительный вес эти трансформации приобретают, когда находят отклик в душе, соответствуют потребностям личности и имеют физическое воплощение, например, памятники, мемориалы, граффити.

2. Цензура.

Правду о цензуре можно увидеть в высказывании о мифах: «Разночтения и сходства мифов у народов разных этносов свидетельствуют о том, что в их основе лежат действительно имевшие место события. Вместе с тем, разные версии эпосов и мифов говорят о том, что народы, нередко находившиеся «по разные стороны» от значимых для них общих событий (переделов власти и территории, войн и катастроф и т.д.), пережили и разные события, сформировавшие различные понимания происходившего» [2, с. 221]. Но не только события влияют на формирование мировоззрения народа, но также желание заинтересованных лиц представить ситуацию под определенным углом, создать определенную точку зрения. Цензура применялась на протяжении всего существования такой структуры как государство. Распространялась она на высказывания, песни, картины, книги, а в настоящее время к этому списку добавились еще телевизионные эфиры и статьи в интернете.

3. Создание традиций.

Когда образуется новое государство, община, семья, они создают свои традиции и правила, которые обязан соблюдать каждый член общности. В них заранее закладывается та информация, которую хотят внушить, которую хотят сделать определяющей для формирования мыслей и поведения людей. «При конструировании новых наций придумывалась историческая преемственность, историческая память, не связанная с действительными историческими фактами. Таким образом, осуществлялось влияние государства на историческую память общества» [5, с. 48].

4. Формирование идеологии.

Идеология важна для поддержания порядка в обществе и удержания власти.

Перечисленные действия направлены на то, чтобы сформировать у большого числа людей единое сознание, сделать их идентичными, создать единый социальный организм. И наибольшую потребность в этом испытывает государство. Поэтому «М. Фуко […] предложил изучать не исторические события, а память о них. Образами памяти легко манипулировать, и эту их особенность используют при формировании необходимой памяти о прошлом» [5, с. 48].

«Основной принцип памяти […] – принцип мест и образов. […] самые знаменитые теории памяти – платоновская и аристотелевская: теория анамнезиса […] от Платона и психологическая теория – от Аристотеля. Для Аристотеля самое главное в памяти – воображение. […] Память, в интерпретации Аристотеля – это переработанные мысленные образы, полученные из чувственных впечатлений» [5, с. 46]. Воображение и эмоции объединяет одно – что-то запоминается хорошо, что-то – хуже, какие-то чувства более сильные, какие-то практически незаметны, то есть на чем-то делается больший акцент, а что-то находится в тени. То же самое происходит и при манипуляции памятью: одни события выделяются более ярко, чем другие. И если знать, на чем сделать акцент, можно легко не только изменить память, но и внедрить ложные воспоминания.

Текст статьи
  1. Андросова П.М. Ложные воспоминания: манипуляция человеком с помощью его памяти. М.: Московский педагогический государственный университет, 2018.
  2. Арпентьева М.Р. Миф: история и цензура. Севастополь: Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2019.
  3. Зубков Н. Коллективная память как объект манипуляции. М.: Дело, 2019.
  4. Неверов А.Я. Формирование исторической памяти как способ манипулирования общественным сознанием. М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018.
  5. Романовская Е.В. Историческая память: проблемы манипуляции. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017.
Список литературы