По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. С каждым годом увеличивается количество детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы (статистика аутизма в мире).
Феномен психологического благополучия исследовался А. В. Ворониной, Е. Е. Бочаровой, Е. Ф. Ященко, Л. В. Куликовым, Н. Г. Новак, П. П. Фесенко, Р. М. Шамионовым, С. В. Яремчук и др.
Психологическое благополучие ребенка определяется множеством социальных, семейных, психологических и биологических факторов, которые можно условно разделить на две группы: индивидуальные и средовые факторы, которые могут препятствовать (факторы риска) или способствовать (факторы защиты) психологическому благополучию ребенка. Среди индивидуальных факторов наиболее значимы генетические факторы, пол, возраст ребенка, а также устойчивые индивидуально-психологические характеристики [2].
Одно из центральных значений для психологического благополучия в целом и психологического здоровья в частности имеют индивидуально-психологические особенности ребенка, поскольку они достаточно сильно взаимосвязаны как с эмоциональными, так и с поведенческими нарушениями; устойчивые индивидуально-психологические особенности ребенка могут влиять на динамику изменения показателей психологического здоровья, являться факторами риска или защиты, а также сами изменяться под влиянием возникающих и обостряющихся проблем [1].
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне отражается в потребности формирования психологического благополучия детей с расстройством аутистического спектра.
В связи с ситуацией COVID-19 исследование проводилось посредством удаленной связи. Родителям была направлена методика по проведению тестирования детей в домашних условиях. В назначенное время была организована онлайн-конференция для курирования работы родителей с детьми. Размер выборки составил 40 человек (20 нормотипичных детей и 20 детей с РАС старшего дошкольного возраста 5,5 – 7 лет).
На основе теоретических подходов и эмпирических данных были выявлены основные факторы психологического благополучия детей и подобраны методики для выявления уровня психологического благополучия [3].
Изучаемые компоненты психологического благополучия детей:
- эмоциональное состояние в семье (рисунок на тему «Моя семья», для родителей анкета и тест-опросник);
- уровень тревожности (тест определения уровня тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки, В.Амен);
- уровень агрессии (проективная методика «Кактус»);
- уровень самооценки (методика «Лесенка»).
Параллельно проводилось исследование на уровень психологического благополучия нормотипичных детей и детей с РАС старшего дошкольного возраста.
Исследование психологического благополучия нормотипичных детей осуществлялось с использованием тех же методик, что и для детей с РАС.
Рис. 1. Показатели по тесту «Моя семья» %
Рис. 2. Показатели по тесту определения уровня тревожности %
Рис. 3. Результаты уровня агрессии по методике «Кактус», %
Рис. 4. Результаты по методике «Лесенка», %
Рис. 5. Уровень сформированности психологического благополучия детей с РАС и нормотипичных детей, %
Результаты исследования позволили прийти к выводу о том, что психологическое благополучие детей старшего дошкольного возраста с РАС ниже, в отличие от нормотипичных детей, и находится на недостаточном уровне у 8 детей (40%), на достаточном уровне у 9 детей (45%), на оптимальном уровне у 3 детей (15%). Опыт проведенного исследования позволил разработать программу игровой деятельности, направленную на повышение психологического благополучия детей с РАС, которая может быть применена разными специалистами, работающими с детьми с РАС, в их практической деятельности, а также предложены методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей с РАС.