Главная
АИ #33 (60)
Статьи журнала АИ #33 (60)
Особенности психологического благополучия детей с расстройством аутистического с...

Особенности психологического благополучия детей с расстройством аутистического спектра

Рубрика

Психология

Ключевые слова

расстройства аутистического спектра (РАС)
психологическое благополучие
дошкольный возраст

Аннотация статьи

В связи с ситуацией COVID-19 особенности психологического благополучия детей с расстройством аутистического спектра изучались через онлайн-площадки. В статье рассмотрена возможность использования средств дистанционного взаимодействия психолога с детьми с РАС и их родителями для выявления уровня психологического благополучия.

Текст статьи

По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. С каждым годом увеличивается количество детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы (статистика аутизма в мире).

Феномен психологического благополучия исследовался А. В. Ворониной, Е. Е. Бочаровой, Е. Ф. Ященко, Л. В. Куликовым, Н. Г. Новак, П. П. Фесенко, Р. М. Шамионовым, С. В. Яремчук и др.

Психологическое благополучие ребенка определяется множеством социальных, семейных, психологических и биологических факторов, которые можно условно разделить на две группы: индивидуальные и средовые факторы, которые могут препятствовать (факторы риска) или способствовать (факторы защиты) психологическому благополучию ребенка. Среди индивидуальных факторов наиболее значимы генетические факторы, пол, возраст ребенка, а также устойчивые индивидуально-психологические характеристики [2].

Одно из центральных значений для психологического благополучия в целом и психологического здоровья в частности имеют индивидуально-психологические особенности ребенка, поскольку они достаточно сильно взаимосвязаны как с эмоциональными, так и с поведенческими нарушениями; устойчивые индивидуально-психологические особенности ребенка могут влиять на динамику изменения показателей психологического здоровья, являться факторами риска или защиты, а также сами изменяться под влиянием возникающих и обостряющихся проблем [1].

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне отражается в потребности формирования психологического благополучия детей с расстройством аутистического спектра.

В связи с ситуацией COVID-19 исследование проводилось посредством удаленной связи. Родителям была направлена методика по проведению тестирования детей в домашних условиях. В назначенное время была организована онлайн-конференция для курирования работы родителей с детьми. Размер выборки составил 40 человек (20 нормотипичных детей и 20 детей с РАС старшего дошкольного возраста 5,5 – 7 лет).

На основе теоретических подходов и эмпирических данных были выявлены основные факторы психологического благополучия детей и подобраны методики для выявления уровня психологического благополучия [3].

Изучаемые компоненты психологического благополучия детей:

  • эмоциональное состояние в семье (рисунок на тему «Моя семья», для родителей анкета и тест-опросник);
  • уровень тревожности (тест определения уровня тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки, В.Амен);
  • уровень агрессии (проективная методика «Кактус»);
  • уровень самооценки (методика «Лесенка»).

Параллельно проводилось исследование на уровень психологического благополучия нормотипичных детей и детей с РАС старшего дошкольного возраста.

Исследование психологического благополучия нормотипичных детей осуществлялось с использованием тех же методик, что и для детей с РАС.

Рис. 1. Показатели по тесту «Моя семья» %

 

Рис. 2. Показатели по тесту определения уровня тревожности %

Рис. 3. Результаты уровня агрессии по методике «Кактус», %

Рис. 4. Результаты по методике «Лесенка», %

Рис. 5. Уровень сформированности психологического благополучия детей с РАС и нормотипичных детей, %

Результаты исследования позволили прийти к выводу о том, что психологическое благополучие детей старшего дошкольного возраста с РАС ниже, в отличие от нормотипичных детей, и находится на недостаточном уровне у 8 детей (40%), на достаточном уровне у 9 детей (45%), на оптимальном уровне у 3 детей (15%). Опыт проведенного исследования позволил разработать программу игровой деятельности, направленную на повышение психологического благополучия детей с РАС, которая может быть применена разными специалистами, работающими с детьми с РАС, в их практической деятельности, а также предложены методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей с РАС.

Список литературы

  1. Алямовская, В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. - М.: «Издательство Скрипторий 2000», 2002. - 80 с.
  2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольном учреждении / Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-синтез, 2017. – 109 с.
  3. Вологдина, К.А. Теоретические подходы к исследованию психологического благополучия в современной психологии / К. А. Вологдина – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013 – 184 с.

Поделиться

1435

Федоренко Э. А. Особенности психологического благополучия детей с расстройством аутистического спектра // Актуальные исследования. 2021. №33 (60). С. 51-54. URL: https://apni.ru/article/2810-osobennosti-psikhologicheskogo-blagopoluchiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря