Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

В статье формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями речь идет о проблеме изучения, профилактики и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом.

Аннотация статьи
дислексия
дисграфия
оптически грамотное чтение и письма
Ключевые слова

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения являются результатом:

  • действия различных отрицательных факторов в пред- и постнатальный период развития плода и ребенка, что приводит к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма;
  • наследственной предрасположенности, в результате которой ребенок, по мнению Л.С. Цветковой, наследует качественную неготовность клеткотеменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга;
  • трудности становления процесса латерализации. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из полушарий головного мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате ребенок не овладевает системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. Из это следует, что недостаточно сформировано: пространственное восприятие, ориентировка и представление.

Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи, может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Предположить возникновение у дошкольников с нарушением речи оптических сложностей при чтении, на письме возможно по следующим характерным признакам:

  • длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов;
  • трудности восприятия и узнавания силуэтных изображений предметов, контурных изображений предметов, наложенных друг на друга, а также сложности дифференциации предметов по внешнему сходству;
  • сложности нахождения всех различий в изображениях предметов, узнавания ранее виденных изображений предметов, сюжетных картонок;
  • запаздывание сроков становления ориентирования в собственном теле, трудности в расположении предметов в пространстве по образцу и по словесной инструкции, сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений;
  • трудности копирования геометрических фигур, узоров (неверно передают размеры, пропускают элементы, не дорисовывают или наоборот добавляют лишние элементы);
  • трудности дорисовывания предметов до целого, более длительное время овладения навыков обводки, штриховки (захождение за контур, несоблюдение расстояния между линиями).

Несформированность оптико-пространственного восприятия и представления, зрительного внимания и памяти, зрительно-моторной координации наиболее ярко проявляется на начальных этапах обучения грамоте.

При овладении буквенными обозначениями у дошкольников с нарушениями речи отмечаются:

  • более длительный период формирования связи между звуком и его графическим знаком;
  • трудности узнавания букв, предложенных в стилизованном, перевернутом, пунктирном изображении, наложенных друг на друга;
  • сложности нахождения заданной буквы в ряду графически сходных;
  • трудности различения графически верно и неверно изображенных букв;
  • трудности конструирования букв из элементов;
  • при чтении замены букв по графическому сходству;
  • при печатании букв на занятиях или самостоятельно дети могут не дописывать элементы, изобразить буквы зеркально или же пропустить букву в том случае, если не подберут для нее графического символа.

Особое значение приобретает первоначальное ознакомление с буквой. Зачастую знакомство происходит очень быстро. В результате дети (а у каждого свой темп обучения) не успевают запомнить графический образ буквы, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают букву в пространстве. Такие ошибки обнаруживаются в процессе чтения или самостоятельного письма, что в дальнейшем затрудняет весь образовательный процесс.

Изучив проявления и механизмы несформированности предпосылок оптически грамотного чтения и письма можно выделить следующие направления коррекционно-профилактической работы:

1. Подготовительный период.

Цель: формирование основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма.

Работа должна вестись по следующим направлениям:

1) Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур.

2) Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

3) Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

4) Формирование ориентировок ребёнка в собственном теле.

5) Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: а) определение в пространстве расположения предметов по отношению к самому ребёнку; б) определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребёнка; в) определение пространственных отношений между 2-3 предметами.

6) Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, определяющих пространственные ситуации.

7) Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.

8) Формирование ориентировок в пространственном расположении букв и цифр.

9) Формирование временных ориентировок и представлений.

10) Формирование знаний о частях суток и их последовательности.

11) Формирование знаний о последовательности времён года.

12) Формирование знаний о днях недели и их последовательности.

13) Развитие понимания наречий временного значения и их использования в речи.

14) Развитие зрительно-моторной координации.

15) Развитие тонко координированных движений рук.

2. Основной период.

Цель: формирование обобщенного образа буквы и автоматизация данного навыка на различном графическом материале.

Этапы работы:

  1. Развитие буквенного гнозиса.
  2. Автоматизация смешиваемых букв.
  3. Дифференциация смешиваемых букв. Вся работа проводится в следующей последовательности:
  • Дифференциация графически сходных букв изолированно.
  • Дифференциация графически сходных букв в слогах.
  • Дифференциация графически сходных букв в словах.
  • Дифференциация графически сходных букв в предложениях.

Направления реализуются в ходе занятий по обучению грамоте, индивидуальных логопедических занятий, на занятиях воспитателей логопедических групп, родители могут отрабатывать эти навыки дома с детьми по индивидуальным тетрадям.

Реализация данного подхода в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению ОНР позволила сформировать у дошкольников предпосылки оптически грамотного чтения и письма на достаточно высоком уровне.

Текст статьи
  1. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. М., 1989.
  3. Логопедия // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М.: Владос, 2002.
  4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября