Автор(-ы):
Плетникова Ольга Владимировна
Цуцура Марина Михайловна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями речь идет о проблеме изучения, профилактики и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом.
Текст статьи
Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения являются результатом:
Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи, может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.
Предположить возникновение у дошкольников с нарушением речи оптических сложностей при чтении, на письме возможно по следующим характерным признакам:
Несформированность оптико-пространственного восприятия и представления, зрительного внимания и памяти, зрительно-моторной координации наиболее ярко проявляется на начальных этапах обучения грамоте.
При овладении буквенными обозначениями у дошкольников с нарушениями речи отмечаются:
Особое значение приобретает первоначальное ознакомление с буквой. Зачастую знакомство происходит очень быстро. В результате дети (а у каждого свой темп обучения) не успевают запомнить графический образ буквы, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают букву в пространстве. Такие ошибки обнаруживаются в процессе чтения или самостоятельного письма, что в дальнейшем затрудняет весь образовательный процесс.
Изучив проявления и механизмы несформированности предпосылок оптически грамотного чтения и письма можно выделить следующие направления коррекционно-профилактической работы:
1. Подготовительный период.
Цель: формирование основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма.
Работа должна вестись по следующим направлениям:
1) Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур.
2) Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.
3) Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.
4) Формирование ориентировок ребёнка в собственном теле.
5) Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: а) определение в пространстве расположения предметов по отношению к самому ребёнку; б) определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребёнка; в) определение пространственных отношений между 2-3 предметами.
6) Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, определяющих пространственные ситуации.
7) Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.
8) Формирование ориентировок в пространственном расположении букв и цифр.
9) Формирование временных ориентировок и представлений.
10) Формирование знаний о частях суток и их последовательности.
11) Формирование знаний о последовательности времён года.
12) Формирование знаний о днях недели и их последовательности.
13) Развитие понимания наречий временного значения и их использования в речи.
14) Развитие зрительно-моторной координации.
15) Развитие тонко координированных движений рук.
2. Основной период.
Цель: формирование обобщенного образа буквы и автоматизация данного навыка на различном графическом материале.
Этапы работы:
Направления реализуются в ходе занятий по обучению грамоте, индивидуальных логопедических занятий, на занятиях воспитателей логопедических групп, родители могут отрабатывать эти навыки дома с детьми по индивидуальным тетрадям.
Реализация данного подхода в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению ОНР позволила сформировать у дошкольников предпосылки оптически грамотного чтения и письма на достаточно высоком уровне.
Список литературы
Поделиться
Плетникова О. В., Цуцура М. М. Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевыми нарушениями // Исследования в социально-гуманитарной сфере в России и за рубежом : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 63-66. URL: https://apni.ru/article/2811-formirovanie-predposilok-opticheski-gramotnog