Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения являются результатом:
- действия различных отрицательных факторов в пред- и постнатальный период развития плода и ребенка, что приводит к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма;
- наследственной предрасположенности, в результате которой ребенок, по мнению Л.С. Цветковой, наследует качественную неготовность клеткотеменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга;
- трудности становления процесса латерализации. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из полушарий головного мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате ребенок не овладевает системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.), путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. Из это следует, что недостаточно сформировано: пространственное восприятие, ориентировка и представление.
Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи, может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.
Предположить возникновение у дошкольников с нарушением речи оптических сложностей при чтении, на письме возможно по следующим характерным признакам:
- длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов;
- трудности восприятия и узнавания силуэтных изображений предметов, контурных изображений предметов, наложенных друг на друга, а также сложности дифференциации предметов по внешнему сходству;
- сложности нахождения всех различий в изображениях предметов, узнавания ранее виденных изображений предметов, сюжетных картонок;
- запаздывание сроков становления ориентирования в собственном теле, трудности в расположении предметов в пространстве по образцу и по словесной инструкции, сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений;
- трудности копирования геометрических фигур, узоров (неверно передают размеры, пропускают элементы, не дорисовывают или наоборот добавляют лишние элементы);
- трудности дорисовывания предметов до целого, более длительное время овладения навыков обводки, штриховки (захождение за контур, несоблюдение расстояния между линиями).
Несформированность оптико-пространственного восприятия и представления, зрительного внимания и памяти, зрительно-моторной координации наиболее ярко проявляется на начальных этапах обучения грамоте.
При овладении буквенными обозначениями у дошкольников с нарушениями речи отмечаются:
- более длительный период формирования связи между звуком и его графическим знаком;
- трудности узнавания букв, предложенных в стилизованном, перевернутом, пунктирном изображении, наложенных друг на друга;
- сложности нахождения заданной буквы в ряду графически сходных;
- трудности различения графически верно и неверно изображенных букв;
- трудности конструирования букв из элементов;
- при чтении замены букв по графическому сходству;
- при печатании букв на занятиях или самостоятельно дети могут не дописывать элементы, изобразить буквы зеркально или же пропустить букву в том случае, если не подберут для нее графического символа.
Особое значение приобретает первоначальное ознакомление с буквой. Зачастую знакомство происходит очень быстро. В результате дети (а у каждого свой темп обучения) не успевают запомнить графический образ буквы, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают букву в пространстве. Такие ошибки обнаруживаются в процессе чтения или самостоятельного письма, что в дальнейшем затрудняет весь образовательный процесс.
Изучив проявления и механизмы несформированности предпосылок оптически грамотного чтения и письма можно выделить следующие направления коррекционно-профилактической работы:
1. Подготовительный период.
Цель: формирование основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма.
Работа должна вестись по следующим направлениям:
1) Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур.
2) Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.
3) Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.
4) Формирование ориентировок ребёнка в собственном теле.
5) Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: а) определение в пространстве расположения предметов по отношению к самому ребёнку; б) определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребёнка; в) определение пространственных отношений между 2-3 предметами.
6) Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, определяющих пространственные ситуации.
7) Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.
8) Формирование ориентировок в пространственном расположении букв и цифр.
9) Формирование временных ориентировок и представлений.
10) Формирование знаний о частях суток и их последовательности.
11) Формирование знаний о последовательности времён года.
12) Формирование знаний о днях недели и их последовательности.
13) Развитие понимания наречий временного значения и их использования в речи.
14) Развитие зрительно-моторной координации.
15) Развитие тонко координированных движений рук.
2. Основной период.
Цель: формирование обобщенного образа буквы и автоматизация данного навыка на различном графическом материале.
Этапы работы:
- Развитие буквенного гнозиса.
- Автоматизация смешиваемых букв.
- Дифференциация смешиваемых букв. Вся работа проводится в следующей последовательности:
- Дифференциация графически сходных букв изолированно.
- Дифференциация графически сходных букв в слогах.
- Дифференциация графически сходных букв в словах.
- Дифференциация графически сходных букв в предложениях.
Направления реализуются в ходе занятий по обучению грамоте, индивидуальных логопедических занятий, на занятиях воспитателей логопедических групп, родители могут отрабатывать эти навыки дома с детьми по индивидуальным тетрадям.
Реализация данного подхода в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению ОНР позволила сформировать у дошкольников предпосылки оптически грамотного чтения и письма на достаточно высоком уровне.