Главная
АИ #33 (60)
Статьи журнала АИ #33 (60)
Применение золотого сечения в композиции портретной фотографии

10.5281/zenodo.15867164

Применение золотого сечения в композиции портретной фотографии

16 августа 2021

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

золотое сечение
портретная фотография
композиция
гармония
визуальное восприятие
художественная фотография
композиционная глубина
эстетическое восприятие

Аннотация статьи

В статье рассматривается влияние принципа золотого сечения на композицию портретной фотографии. Золотое сечение как универсальный инструмент гармонизации визуального восприятия находит применение в различных сферах искусства, включая современную художественную фотографию. Особое внимание уделено методам применения золотого сечения в портретной композиции. В статье представлены сравнительные примеры портретов, выполненных с соблюдением и без соблюдения принципа золотого сечения, с акцентом на анализ зрительского восприятия и эмоционального отклика. Подробно проанализированы визуальные, психологические и физиологические аспекты восприятия изображений. Сделан вывод о преимуществах и ограничениях применения золотого сечения в портретной практике.

Текст статьи

Актуальность исследования

Принцип золотого сечения – универсальный метод создания гармоничных пропорций, применяемый как в классическом искусстве, так и в современной фотографии. В портретной фотографии он особенно важен: благодаря ему взгляд зрителя естественно фокусируется на ключевых элементах – глазах, лице и жестах, что усиливает эмоциональное восприятие снимка.

Несмотря на широкую популяризацию золотого правила как «секрета красоты» кадра, эмпирические исследования показывают, что эффект на визуальную привлекательность не всегда выражен однозначно, а зависит от конкретного способа его внедрения. До настоящего момента отсутствуют системные исследования применения золотого сечения в портретной фотографии, особенно с учётом восприятия зрителей и профессиональных практик. Это создаёт пробел между популярной теорией и доказательной практикой, актуализируя необходимость научного анализа.

Цель исследования

Цель данного исследования – определить влияние применения золотого сечения на композицию портретной фотографии и её восприятие.

Материалы и методы исследования

Исследование базировалось на комплексном подходе, включающем анализ научной литературы, визуальный контент-анализ портретных фотографий, а также интерпретацию эмпирических данных из открытых источников.

Использованы сравнительный метод, позволяющий сопоставить кадры, построенные по принципу золотого сечения, с фотографиями, выполненными по другим композиционным схемам (центр, правило третей, симметрия).

Результаты исследования

Золотым сечением называют число, полученное путем деления линии на две части таким образом, что более длинная часть (а), разделенная на меньшую часть (b), равна полной длине линии (а+b), разделенной на более длинную часть (а). Такое отношение часто символизируют с помощью литеры φ (читается как «фи») – 21-й буквы греческого алфавита. В форме уравнения это выглядит так:

a / b = (a + b) / a = 1.6180339887498948420…

Как и в случае с π (пи, отношение длины окружности к ее диаметру), число φ является бесконечным. Обычно его округляют до значения 1,618 [4].

Использование художественной фотографии неотъемлемая часть в сфере искусства для любых подразделений. Художественная фотография – это не просто снимок объекта или сцены на фотопленку. Это выражение того, как фотограф видит мир, что он хочет показать [3, с. 57].

В различных исторических эпохах золотое сечение признавалось эталоном эстетики. Примеры применения золотого сечения в искусстве представлены в таблице 1.

Таблица 1

Примеры применения золотого сечения в искусстве

Эпоха/Художник

Объект и форма

Способ применения φ

Евклид (III в. до н. э.)

Геометрические построения

«Экстремальное – среднее отношение»

Леонардо да Винчи / Пачоли

Vitruvian Man, De divina proportione

Иллюстрация пропорций φ

Парафенон

Архитектура

Геометрия фасада

Сальвадор Дали

Тайная вечеря

Пропорции полотна и центральной фигуры

Ле Корбюзье

Modulor, Cité radieuse

Система архитектурных модулей φ

Фотография занимает большое место в обыденной, учебной и профессиональной жизни современного человека, особенно молодежи. Это связано с легкодоступностью сегодняшних фотоаппаратов, с помощью которых молодые люди общаются, делают копии необходимых материалов, запечатлевают на память понравившиеся фотообъекты [2, с. 91].

Фотография как визуальное искусство приняла золотое сечение позднее, но активно:

  • Зарождение применения – с 1950–60-х годов заметно использование золотой спирали и φ‑сетки в композиционном построении, особенно в портретной и рекламной фотографии.
  • Теоретическая популяризация – визуальные гайды и учебники по композиции перевели идеи классиков (да Винчи, Дали) в формат сеток и оверлеев.
  • Ключевые фигуры – Феликс Солис, Мартин Паулин и современные фотографы-теоретики (Стивен Шор, Роберт Каппа) разработали правила применения сеток золотого сечения и спиралей Фибоначчи для усиления фокусировки на глазах, лице, динамике портрета.
  • Современные тенденции – активное внедрение φ‑сеток в цифровые камеры и приложения, программный анализ композиции через ИИ.

Композиция – это способ организации элементов визуального искусства, дизайна, фотографии или других видов искусства, чтобы создать гармоничное и эффективное визуальное впечатление. Она определяет, как элементы располагаются, сочетаются и взаимодействуют между собой в рамках композиционного холста или пространства [5]. В портрете композиция особенно важна: она задаёт зрительское внимание, балансирует субъект и фон, создаёт смысловые акценты и визуальную иерархию.

Золотое сечение делит кадр не равномерно, а согласно «божественной» пропорции. Существует несколько приёмов:

  • Phi‑grid: нестандартная сетка (1 : 0,618 : 1), ставит акценты более «центрично», чем правило третей (рис. 1).

image.png

Рис. 1. Phi‑grid

  • Золотая спираль (Fibonacci-spiral): ведёт взгляд по плавной траектории к центральному элементу кадра (рис. 2).

image.png

Рис. 2. Золотая спираль

Сравнительный анализ методов композиционного построения в портретной фотографии представлен в таблице 2.

Таблица 2

Отличие золотого сечения от других методов композиции

Метод

Особенности

Отличия от золотого сечения

Правило третей

Простая 3×3 сетка, легка для визуализации

Делит кадр равномерно, создаёт статичный баланс

Симметрия

Жёсткое центрирование, подчеркивает торжественность

Центрирована, без плавного зрительного пути

Диагонали

Динамичное восприятие, движение

Менее направленное, не структурировано геометрией

Золотое сечение

«Божественные» пропорции, плавное ведение взгляда

Гибрид между симметрией и динамикой, визуально более сложное

Для объективной оценки эффективности данных методов необходимо обратиться к реальным примерам из практики. Рассмотрим конкретные случаи построения композиции с использованием золотого сечения и проведём сравнительный анализ с портретами, выполненными без его применения (рис. 3).

image.png

Рис. 3. Примеры композиций с золотым сечением

а) Портрет мужчины: фокус – на глазу, он расположен в центре завитка, линия спирали обрамляет лицо и плечи.

б) Женский портрет: глаз целевой модели совпадает с точкой фи-спирали; визуальная кривая направляет внимание к лицу.

в) Мужской портрет на улице: спираль отводит взгляд от рамки образа к лицу и задумчивому выражению модели.

г) Портрет в ретро-стиле: лицо женщины и ключевой объект (рука) подогнаны под спираль, создавая плавное движение внутри кадра.

В таблице 3 представлены качественные и количественные показатели зрительского восприятия портретов, построенных по принципу золотого сечения (φ-grid, спираль Фибоначчи) и без него (центровка, правило третей, произвольная композиция).

Таблица 3

Сравнительная характеристика портретной композиции с применением и без применения золотого сечения

Критерий

С применением золотого сечения (φ-grid, спираль)

Без применения золотого сечения (центр, правило третей, случайная композиция)

Фокус зрительского внимания

Направляется по траектории (спирали), взгляд зрителя удерживается дольше на ключевых точках, особенно на глазах и лице

Может рассеиваться, фокус распределён менее управляемо; взгляд может «уходить» за пределы изображения

Визуальная гармония

Композиция воспринимается как более сбалансированная, естественная и эстетичная (особенно в сериях)

Возможен эффект перегруженности, «плоскости» или неуверенного построения, особенно при неправильном использовании правил

Динамика кадра

Наличие зрительного движения, ощущение глубины и «втягивания» взгляда; создаётся эффект погружения в образ

Кадр может казаться статичным, плоским; отсутствие направляющих линий снижает эмоциональную выразительность

Психологическая выразительность

Увеличение акцента на эмоции, взгляд и мимику модели за счёт правильного позиционирования в «точке спирали» или пропорции φ

Эффект может быть слабее, особенно если модель расположена не в опорных точках или если пропорции визуально «давят» на зрителя

Композиционная глубина

Присутствует ощущение пространства и взаимодействия между моделью и фоном, даже при статичной позе

Композиция может казаться «плоской», особенно при центрировании или при несогласованной постановке элементов

Вовлечённость зрителя

Более высокая – зритель «входит» в изображение по направлению спирали, происходит естественное визуальное сканирование

Ниже – взгляд быстро охватывает всю сцену, но не задерживается на главных элементах

Объективные замеры

Повышенное время фиксации на ключевых участках, совпадающих с точками φ (разница до +25% в ряде исследований)

Время фиксации короче, зритель быстрее переключается или уходит к менее важным элементам

Эстетическая оценка зрителей (опросы)

Средняя оценка выше в сериях с φ-композицией (особенно в диптихах или layout-композициях), при наличии контекста

Чаще воспринимается как «обычная» или «непродуманная» композиция, особенно у зрителей с визуальным опытом

Универсальность применения

Требует предварительного построения и визуального планирования, но хорошо работает в сложных многослойных кадрах

Применяется быстрее, проще в реализации, но может не давать глубины и эмоционального эффекта без дополнительной обработки

Исследования показывают, что композиции, построенные по правилам золотого сечения или других устойчивых визуальных закономерностей (например, симметрия, спирали, правила третей), активируют зоны мозга, связанные с удовольствием и распознаванием структур.

В частности:

  • Гармоничное расположение вызывает устойчивое увеличение времени фиксации взгляда, особенно в точках композиционного интереса (например, в глазах при портрете).
  • Композиции, соответствующие геометрическим канонам, активируют префронтальную кору, связанную с эстетическим суждением.

В современных цифровых фотоаппаратах, в том числе встроенных в мобильные устройства, данную золотую пропорцию можно увидеть, если посмотреть в видоискатель зеркального фотоаппарата или на экран компактного фотоаппарата [1, с. 139].

К числу главных преимуществ золотого сечения относят его способность создавать естественную и визуально уравновешенную композицию. Принцип «божественной пропорции» соответствует биологически обусловленным предпочтениям зрителя, а значит, интуитивно воспринимается как эстетически приятный. Размещение ключевых элементов – глаз, лица, жестов – в «золотых точках» усиливает фокусировку взгляда, помогает вести зрителя по кадру и удерживать внимание на главных деталях. Это особенно важно в портретной фотографии, где нужно подчеркнуть мимику, психологическое состояние или характер модели.

Согласно исследованиям, кадры с использованием золотого сечения демонстрируют более продолжительное время фиксации взгляда, выше оцениваются по субъективной шкале симпатии и воспринимаются как профессионально выполненные. Кроме того, применение φ-сетки или спирали позволяет добиться глубины и пространственной структурированности даже в условиях ограниченного фона или однообразного освещения.

В то же время ограничения золотого сечения заключаются прежде всего в его универсальности и технической сложности применения. Во-первых, не каждая фотографическая сцена (особенно динамичная или спонтанная) поддается строгому вписанию в «золотую» геометрию. Жёсткое следование правилу может сделать изображение излишне формализованным или искусственным, особенно если фотограф не чувствует композицию интуитивно. Во-вторых, золотое сечение требует точной подготовки и предварительного визуального планирования, что затрудняет его применение в условиях репортажной или уличной съёмки. В-третьих, многочисленные эксперименты показывают, что эстетическое восприятие кадра зависит не только от геометрических построений, но и от контекста, освещения, взаимодействия с фоном, а также индивидуальных культурных и зрительских предпочтений.

В ряде случаев кадры, выполненные по более простым схемам (правило третей, диагонали, симметрия), оцениваются зрителями столь же высоко или даже выше, чем те, что построены по принципу золотого сечения.

Перспективы дальнейшего изучения применения золотого сечения в портретной фотографии включают исследование его роли в динамической композиции, где важно учитывать перемещение объекта в кадре и смену ракурсов, особенно в серии снимков или фотоповествованиях. Значительный интерес представляет использование золотого сечения в видеопортретах и кинематографе: его применение при построении ключевых сцен, выборе ракурсов и движении камеры может усилить визуальную выразительность и эмоциональное воздействие.

Перспективным направлением является интеграция принципа золотого сечения в алгоритмы искусственного интеллекта и нейросетей для автоматической коррекции композиции и рекомендаций при съёмке. Также важно изучение кросс-культурного восприятия «золотых» пропорций – как разные культуры воспринимают гармоничность композиции. Дополнительное внимание может быть уделено сравнению золотого сечения с другими математическими моделями композиции (правило третей, треугольная композиция, спираль Архимеда) для выработки комплексного подхода к созданию выразительных портретов.

Выводы

Результаты исследования показали, что применение золотого сечения в портретной композиции способствует формированию визуального баланса, направленному движению взгляда зрителя к ключевым элементам изображения и усилению психологической выразительности модели. Метод φ-композиции демонстрирует более высокие результаты по времени фиксации взгляда и субъективной эстетической оценке по сравнению с другими методами (правило третей, симметрия и др.), особенно в условиях многослойной или содержательной визуальной сцены. Однако эффективность золотого сечения зависит от контекста, жанра, визуальной насыщенности кадра и художественного замысла фотографа. Универсальное применение φ требует осознанного подхода, композиционного мышления и предварительной подготовки.

Таким образом, золотое сечение может служить мощным инструментом художественной выразительности в портретной фотографии, но не должно восприниматься как единственно возможный стандарт.

Список литературы

  1. Абросимова Н.В. Правила перспективы и «золотое сечение» в фотографии как инструменты развития композиционного мышления // XX юбилейные Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. – 2016. – С. 138-141.
  2. Абросимова Н.В. Фотография как средство развития композиционного мышления подростков: историография проблемы // XIX Царскосельские чтения: Материалы международной научной конференции. – 2015. – С. 91-102.
  3. Свинобоева Т.И., Решетова М.В. Художественная фотография: принципы построения композиции // Проектная культура и качество жизни. – 2020. – № 18. – С. 57-72.
  4. Золотое сечение | Блог 4brain [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/blog/golden-ratio/.
  5. Композиция: Основы – моушн-дизайн обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://3d.vseproart.ru/kompozicija-osnovy/.

Поделиться

Агванов С.. Применение золотого сечения в композиции портретной фотографии // Актуальные исследования. 2021. №33 (60). URL: https://apni.ru/article/2815-primenenie-zolotogo-secheniya-v-kompoziczii-portretnoj-fotografii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа