Стык науки и религии взял свое начало много столетий назад. На протяжении долгих лет не угасает количество дискуссий на почве данного конфликта. Существует множество аргументов от каждой из сторон в свою пользу. Однако между ними имеются точки соприкосновения, где и наука, и религия приходят к, казалось бы, взаимному компромиссу, освещая один и тот же вопрос под разными углами, но имея при этом один конечный результат. Одним из таких вопросов является развитие человека, но не в таком широком понятии, как происхождение человеческого рода в целом, именуемым по-научному антропогенезом, а его внутриутробное развитие, которое называется онтогенезом, что означает индивидуальное развитие организма. Ранее Морисом Буккаилем было проведено масштабное исследование, касающееся точек соприкосновения Библии, Корана и науки, где, помимо прочего, он уделил внимание вопросам развития человека [1, с. 199]. Автором обозначена сложная взаимосвязь этих трех сторон и предпринята попытка исследовать пути их компромиссов. Анализирует Коран с научной точки зрения и Гасанов Г.С., выявляя новый смысл в его стихах под углом естествознания [2].
Целью данного исследования являлось выяснить то, как процесс онтогенеза трактуется в Коране и как эти трактовки проецируются на современные научные знания об этом. Для этого нами были проанализированы основные аяты, в которых речь ведется о развитии человека, и выполнены сравнения с тем, как онтогенез объясняется современной эмбриологией.
Говоря о происхождении живого в целом, одной из главенствующих теория является теория биохимического происхождения жизни, исходя из которой, с из атомов появились простейшие молекулы и под влиянием различных факторов, усложнялись, постепенно превращаясь в примитивные формы жизни, которые, в свою очередь, эволюционировали в более сложные. Косвенное упоминание этого можно увидеть в Коране: «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12). В действительности глина представляет собой многокомпонентную смесь, состоящую из множества химических веществ (железа, фосфора, кальция и, конечно, углерода – главного биогенного элемента), из которых и состоит человеческий организм.
Рис. Общность происхождения живых организмов [3]
Ведя речь о непосредственно происхождении самого человека, стоит упомянуть следующую ссылку на Коран: «Поистине, Мы сотворили человека из капли [семени] смешанной, дабы испытать его, поэтому сделали Мы его слышащим, видящим» (76:2). По сути, здесь имеется в виду оплодотворение (образование зиготы – оплодотворенной сперматозоидом яйцеклетки). Однако следует принять во внимание тот факт, что вплоть до XVIII века никаких намеков на образование зиготы в умах людей не возникало. Были различные теории о «гомункулах», живущих внутри семени и прорастающих в утробе матери. Тем не менее, Коран писался приблизительно в VII веке, и в нем уже были намеки на современное понятие зиготы. Далее в стихах речь ведется про процессы, происходящие впоследствии после оплодотворения. Объясняется, что зародыш остается в матке, где из сгустка крови формируется «разжеванный кусочек», из него – кости, которые облекаются мясом (23:13-14). В действительности суть данного процесса такая же, как и говорится в Коране: после оплодотворения зародыш прикрепляется к стенке матки, где происходит его развитие.
Представляют определенный интерес аяты 45 и 46, сура 53: «Он сотворил пару – мужчину и женщину, из капли, которая извергается». Здесь имеется в виду, что пол человека определяется во время оплодотворения (X-хромосомосодержащие сперматозоиды определяют женский пол, Y- хромосомосодержащие – мужской). Однако вплоть до середины XX века люди считали, что пол ребенка зависит, например, от рациона матери, ее настроения и прочих факторов или же от специальных диет, которых должны придерживаться матери и отцы перед зачатием. По мере развития таких наук, как цитология и эмбриология, данные суждения были неоднократно опровергнуты. Также в аятах неоднократно встречаются такие термины как «нутфа» и «алака». Первый буквально означает «капля жидкости», «зигота»; значение второго – «пиявка», «кровосос». Суть этого такова: после оплодотворения нутфа превращается в алаку – кровососа; после оплодотворения эмбрион направляется по маточным трубам в полость матки, где прикрепляется к эндометрию, впоследствии чего формируется связь Эмбрион-Мать, по которой первый получает питательные вещества и кислород (у них общая кровеносная система – отсюда и смысл значения термина «алака» - кровосос, пиявка). Также необходимо обратить внимание на встречающийся в аятах далее термин – «мудга», означающий «кусочек плоти», «мясо». Данный термин находит отражение в том, что по мере развития эмбриона появляются ткани. Отсюда и вытекает логическое обоснование аятов 13, 14, сура 23, приведенных выше: развитие человека происходит поэтапно, от меньшего к большему, от простого к сложному.
Развиваясь, эмбрион постепенно приобретает три оболочки; Коран дает следующее толкование этому: «Он создает вас в утробах ваших матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках» (39:6). В этих словах вновь встречаются те нюансы эмбриогенеза, открытые гораздо позже написания Корана. В действительности же, исходя из современных научных представлений, плод окружен тремя оболочками: амнионной, хорионной, децидуальной, являющимися теми самыми «тремя мраками».
Далее, обращаясь к содержанию Корана, являются примечательными следующие аяты: «Он – Тот, Кто сотворил для вас слух, зрение и сердца» (23:78); «Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим (76:2). В перечисленных аятах слух при перечислении упоминается первым. Выходит, что информация в Коране и в данном аспекте соответствует открытиям современной эмбриологии, согласно которой орган слуха в плоде развивается раньше зрения.
Подводя итоги, закономерно возникает необходимость задать следующий вопрос: каким образом на момент написания Корана в VII веке люди обладали достаточно обширными знаниями, чтобы пусть и в простейшей и образной форме понять и описать закономерности, открытые столетиями позже и изучающиеся сейчас, в наши дни, на уровне младших курсов медицинских и биологических факультетов? Ответ на этот вопрос и по сей день остается открытым, так как имеет место столкновение с понятием религиозного догмата, коим и являются приведенные выше ссылки на содержание некоторых аятов; в этой ситуации мы не можем опровергнуть описанных вещей, однако, опираясь на научные знания, можем подтвердить их относительную истинность, которая, спустя столетия, нашла свое отражение в научных открытиях касательно онтогенеза, большая часть из которых приходится на XX век, с чем связано появление более совершенных инструментов и способов работы ученых, позволившими им совершить эти открытия. Не стоит смотреть на описанные в Коране процессы онтогенеза лишь как на предпосылки, послужившие материалом для дальнейших открытий, ведь они являются неоспоримым доказательством могущества человеческого разума, который, созерцая, способен на удивительные открытия, которые будут записаны в вехах истории.