На сегодняшний день вектор развития национальной экономики характеризуется интенсивными интеграционными процессами и усиливающейся ролью промышленных холдингов. Так, уже по состоянию на 2010 год на долю холдингов приходилось 39% объемов продаж в промышленности, а численность персонала составила 42% от общенационального количества трудовых ресурсов. В настоящее время промышленные холдинги составляют базис национальной экономики, внося значительный вклад в формирование государственных доходов, и являются лидерами в химической, нефтегазовой, металлургической и оборонно-промышленной отраслях. Иными словами, уровень благосостояния населения Российской Федерации, как и экономический рост страны в целом, напрямую зависят от эффективности и стабильности функционирования промышленных холдингов. Таким образом, стабильность промышленных холдингов является объектом интереса не только собственников, инвесторов, сотрудников и кредиторов, но и государства в целом. Гарантом стабильности работы выступает высокий уровень организации системы корпоративного управления, являющейся каркасом, на основе которого планируются направления деятельности для достижения целей, одним из основных элементов которой является система внутреннего контроля.
В настоящее время со стороны российских компаний всё большее внимание уделяется внутреннему контролю. Данный факт обусловлен, по нашему мнению, следующими причинами. Во-первых, органы государственного контроля на текущий момент сконцентрированы на достижении предельной прозрачности бизнеса, в связи с чем требуют от организаций легитимизации методов управления. Подтверждением этому может являться приказ ФНС России, вступивший в силу в конце 2017 года, который устанавливает требования к организации системы внутреннего контроля участников налогового мониторинга. Данный документ описывает подход к раскрытию информации об основных налоговых рисках и контрольных процедурах, покрывающих данные риски, а также предусматривает подход к оценке эффективности системы внутреннего контроля и уровня её организации.
Во-вторых, большинство собственников и инвесторов промышленных холдингов склонны концентрироваться скорее на стратегическом, чем на оперативном развитии компании, и делегировать решение текущих задач наёмным менеджерам, в результате чего возникает перечень рисков и, соответственно, потребность в контроле. Основным инструментом решения данной проблемы является система внутреннего контроля, обеспечивающая безопасность интересов собственников при одновременном раскрепощении функций менеджеров.
В-третьих, холдинговые структуры как способ организации бизнеса характеризуются развитой системой внутригрупповых отношений, в результате чего возникает потребность в обеспечении комплексного контроля как за системой управления и денежными потоками, так и за финансовым состоянием каждой бизнес-единицы.
В-четвертых, принимая во внимание тот факт, что большинство российских промышленных холдингов размещают акции как на российских, так и иностранных биржах, а также являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, необходимость внедрения системы внутреннего контроля возникает из национальных и международных нормативных актов. Так, в России документом, предписывающим компаниям создавать систему внутреннего контроля, которая способна обеспечить достоверность финансовой отчётности, является «Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг». Основным международным документом, утверждающим подход к обеспечению корректности финансовых отчётов, а также направленным на повышение прозрачности операций, упорядочивание работы финансовых служб и усиление независимости контролёров, является закон Сарбэйнза-Оксли, принятый в 2002 г. в Соединённых Штатах Америки.
Для того, чтобы получить понимание сущности системы внутреннего контроля промышленного холдинга, прежде всего, необходимо определить термин «внутренний контроль». Данное понятие не является новым, так как впервые было использовано в начале XVIII века. Изначально под внутренним контролем понималась совокупность следующих элементов: использование учётных записей, разделение полномочий и ротацию персонала. В дальнейшем функции и, соответственно, понятие внутреннего контроля вышло за пределы вопросов бухгалтерского учёта, существенно расширилось и преобразовалось в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надёжности учётной информации, повышение эффективности проведения операций, следование политике и процедурам, установленным компанией.
Термин «внутренний контроль» может быть определён в широком понимании как непрерывный процесс, включающий сбор и анализ информации для принятия управленческих решений, ориентированных на эффективность деятельности организации.
В наиболее узком толковании «внутренний контроль» представляет собой сбор и накопление информации об объекте контроля. Данный контроль осуществляется в рамках выполняемых функций всеми менеджерами компании.
В настоящее время термин, «внутренний контроль» в узком толковании можно определить как сбор информации об объекте контроля. Такого рода контроль осуществляется всеми менеджерами организации в рамках выполняемых ими функций.
Существуют разнообразные подходы к трактовке внутреннего контроля промышленного холдинга. Так, Б.Н. Хосиев определяет внутренний контроль как «проверку финансовой, хозяйственной деятельности экономических объектов и субъектов, направленную на предупреждение правонарушений и злоупотреблений, недопущение хищений, порчи, недостач».
И.И. Денисюк считает, что внутренний контроль – это «процесс, обеспечивающий реализацию контрольной функции управления коммерческой организации и в то же время подсистема, интегрированная в общую систему управления предприятия, целью которой является обеспечение эффективной и непрерывной хозяйственной деятельности коммерческой организации».
По определению О.И. Лаврушина «внутренний контроль – это система методов организации и координации мер, принятых организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и обеспечения эффективной работы».
По нашему мнению, наиболее полное определение понятия внутреннего контроля представлено в пояснительной записке Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». Так, в соответствии с данным документом, внутренний контроль представляет собой процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:
а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.
Необходимо отметить, что основным требованием, предъявляемым ко внутреннему контролю во всех представленных определениях, является системность, которая определяет глобальный характер его осуществления как на организационном, так и функциональном уровне промышленного холдинга. Таким образом, рациональный внутренний контроль может быть реализован исключительно в рамках системы внутреннего контроля.
Существует несколько подходов к определению понятия системы внутреннего контроля. В российском законодательстве система внутреннего контроля определена как «совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:
а) соблюдения требований законодательства;
б) точности и полноты документации бухгалтерского учета;
в) своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
г) предотвращения ошибок и искажений;
д) исполнения приказов и распоряжений;
е) обеспечения сохранности имущества организации».
Л. Вакловас считает, что «система внутреннего контроля – это часть системы управления компанией, обеспечивающая достижение целей, эффективность деятельности, соблюдение бухгалтерских стандартов и возникновение намеренных и непреднамеренных ошибок, а также минимизацию риска мошенничества в процессе со стороны руководства и персонала компании».
По мнению З.М. Сануси «система внутреннего контроля подразумевает перечень политик и процедур, обеспечивающих сохранность активов и надёжность финансовых отчётов».
Обобщая вышесказанное, систему внутреннего контроля можно определить как неотъемлемую часть системы корпоративного управления, представляющую собой совокупность таких взаимосвязанных элементов как объект, субъект, цель и механизм, обеспечивающая эффективность оценки деятельности компании, достоверность показателей финансовой отчетности, а также соответствие деятельности и её результатов законодательству и внутренним нормативным актам.
Многими авторами система внутреннего контроля определяется исключительно как обособленный инструмент реализации функции управления. При этом не принимается внимание участие системы внутреннего контроля в процессе планирования и регулирования. По нашему мнению, система внутреннего контроля участвует во всех действиях и функциях управления промышленным холдинг, что определяет значимость системы внутреннего контроля и её интеграцию в систему корпоративного управления. Функции системы управления промышленным холдингом представлены в таблице.
Таблица
Функции управления |
Контрольные функции |
---|---|
Планирование |
Оценка эффективности потенциальных решений. Соответствие плановых решений общей стратегии и принятым установкам |
Регулирование |
Подтверждение корректности реализации плановых решений для достижения поставленных целей |
Учёт |
Контроль за сохранностью имущества, эффективностью использования ресурсов, соответствием операций внешним и внутренним нормативным актам |
Анализ |
Оценка результатов выполнения решений |
Контроль |
Подтверждение результатов деятельности управленческим решениям, выявление отклонений в целях, разработка корректирующих мер |
Необходимо отметить, что функционирование системы внутреннего контроля предопределяется совокупностью следующих принципов.
- Принцип направления деятельности системы внутреннего контроля на достижение целей промышленного холдинга.
- Принцип полноты и целостности системы внутреннего контроля подразумевает единство взаимосвязанных элементов и их распространение на все виды деятельности холдинга.
- Принцип постоянства системы. Рациональность системы внутреннего контроля обеспечивается исключительно при её непрерывном функционировании, что позволяет своевременно предупреждать возникновение рисков и выявлять их.
- Принцип многоуровневого контроля подразумевает наличие контролей на всех уровнях системы корпоративного управления.
- Принцип формализации и регламентации системы. Эффективность контролей обеспечивается наличием нормативных актов, на основе которых осуществляется контроль, а также документов, подтверждающих все факты хозяйственной деятельности, указания и решения руководства и собственников.
- Принцип сбалансированности предполагает наличие у субъекта прав и средств, достаточных для осуществления предписанных контрольных функций и обязанностей.
- Принцип содержательного характера контроля предусматривает не только соблюдение формальных предписаний, но и эффективного соблюдения смысловой сущности документа.
- Принцип достаточности подразумевает соответствие системы внутреннего контроля масштабам деятельности промышленного холдинга и характеру осуществляемой деятельности.
- Принцип оперативности и достаточного уровня качества. Обработка и выдача информации руководству холдинга должна происходить в сроки, достаточные для принятия решений и принятия к исполнению данных решений ответственными сотрудниками. При этом информация, необходимая для принятия решений, должна характеризоваться достоверностью и достаточным уровнем качества.
- Принцип ответственности предписывает несение формально установленной, закреплённой за конкретным субъектом административной, экономической и дисциплинарной ответственности за ненадлежащее осуществление контрольных функций.
- Принцип компетентности подразумевает соответствие квалификации субъекта контрольной функции выполняемым задачам.
Необходимо отметить, что исключительно комплексный подход к реализации перечисленных принципов функционирования системы внутреннего контроля обеспечивает её эффективность и надёжность. Однако система внутреннего контроля, занимая значительную роль в структуре корпоративного управления, также обладает следующими недостатками:
- зачастую руководство неспособно сформировать качественную контрольную среду в промышленном холдинге и идентифицировать риск конкретных действий и операций;
- отсутствие основных процедур (получение разрешений, сверка данных, разделение обязанностей);
- недостаточная рациональность мониторинга текущей деятельности холдинга;
- неэффективность процедур обмена информацией между различными уровнями управления.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что на сегодняшний день качественное изменение подходов промышленных холдингов к разработке и внедрению систем внутреннего контроля является ключевым элементом развития национальной экономики. При этом система внутреннего контроля определяется как элемент корпоративного управления промышленным холдингом, так как именно рациональное корпоративное управление является ключевым фактором в обеспечении стабильности промышленных холдингов и всех отраслей страны в целом. Таким образом, существует четко выраженная потребность промышленных холдингов в организации качественной системы внутреннего контроля, обеспечивающей не только соблюдение требований законодательства и регулирующих органов, но и предполагающей эффективную оценку, управление и контроль рисков во всех областях деятельности, а также в получении достоверной оценки эффективности функционирования внедрённой системы внутреннего контроля.