научный журнал «Актуальные исследования» #33 (60), август '21

Развитие коммуникативных навыков в разных видах деятельности у старших дошкольников

Статья посвящена социализации старших дошкольников. Применение коммуникативных социальных технологий позитивно сказывается на личностном уровне ребенка.

Аннотация статьи
активность
дошкольники
развитие
формирование
детский сад
становление
коммуникативность
Ключевые слова

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения»
(Антуан де Сент-Экзюпери)

Как не может человек жить без воздуха, без пищи, без воды, так не может он жить без общения с другими людьми.

Работу с детьми по коммуникативному развитию строю, основываясь на идею В.А.Сухомлинского о том, что "Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста".

Внедряя в практику новые подходы к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, личностно-ориентированную модель общения с ними, пришла к выводу: изменения необходимо начинать с себя, ориентируясь на девиз: "Каждый воспитатель – психолог". С этой целью изучила психологические особенности характера каждого ребенка; путем диагностики определила ведущую форму общения каждого ребенка со взрослыми.

Учебно-воспитательный процесс по развитию коммуникативных способностей детей направлен на выполнение двух задач:

  1. Овладение языком (формирование языковой способности);
  2. Развитие умения применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Для развития процесса взаимодействия детей в группе созданы необходимые материальные условия, т.е. развивающая среда (игровая зона, целиком отданная для самостоятельной деятельности детей, мини-библиотека, мини-театр, мини-школа и т.д.). Одно из важных условий налаживания общения между детьми – это организация гибкого режима дня, причем он может быть многовариантным, например "Мы одни" (когда нет помощника воспитателя), "У нас праздник" (в дни утренников), "Плохая погода" (сильный дождь или метель) и т.д.

Большое внимание уделяю созданию эмоционально благополучного микроклимата в группе. Каждое утро дети, придя в детский сад, определяют эмоциональное состояние свое и других детей, используя набор пиктограмм в уголке "Здравствуйте, это я!". Развивая эмоционально-нравственную сферу детей, широко применяются комплексы психогимнастических игр и упражнений. Они направлены на снижение дезадаптации у проблемных детей, на укрепление их физического и эмоционального благополучия, помогают освободиться от отрицательных эмоций, развивают коммуникативность. Упражнения использую в режимных моментах, на физкультминутках или общеразвивающих упражнениях. Названия игр "Исследование лица", "Зеркало", "Марш самооценки", "Чтение эмоций" указывают на свое прямое назначение.

Опыт показал, что сначала некоторые дети (а многие из них воспитывались в разных группах д/с) испытывали трудности в общении, были замкнуты, робки, не уверенны, не могли обратиться друг к другу, не умели поддержать разговор. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяло им выполнять задачи типа "Постройте вместе гараж и постарайтесь так вывести свои машины, чтобы не было столкновений". Уже через полгода дети научились быстро выполнять аналогичные задания, договариваться друг с другом, быть более доброжелательными и внимательными друг к другу. Но все равно отмечалась несогласованность поведенческих реакций детей. Стало очевидно, что игр и игровых упражнений недостаточно. Так появилась мини-программа "В мире общения". Ее задачи: помочь детям в установлении контактов друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, дать элементарные сведения о культуре общения и через коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развивать умение выражать свои суждения и мнения. Программа "В мире общения" включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения. По этим разделам разработана серия практических занятий, причем темы и содержание многих из них напрямую связано с личным опытом детей, с яркими впечатлениями из жизни. Это рассказы о неожиданных встречах в природе, об интересных случаях из жизни, о детских забавах и развлечениях, о жизни семьи, о безопасном поведении и др.

Развитию коммуникативных способностей служит прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий его завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке.

Особенно важной для развития навыков коммуникации имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы общения, которых им не достает, в которых они испытывают нужду.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей использую театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами. Они включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Желания детей часто совпадают в таких играх, как "Гуси-лебеди", "Краски", "Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем", "Садовник" и др.

Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд также представляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями и находит отклик в виде аналогичных проявлений партнера.

Всегда под рукой у детей настольные дидактические игры: лото, домино, маршрутные (лабиринтные), разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Дети учатся рассуждать, самостоятельно находить решение познавательных задач.

Особое значение для развития общения со сверстниками придаю словесным дидактическим играм с небольшими подгруппами детей (2-3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка, а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие игровым речевым действиям партнера, аргументировать высказывание, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

Не так давно стала использовать в учебно-воспитательном процессе сеансы (занятия) активизирующего обучения (по А.Г. Арушановой). Они ставят и решают задачи коммуникативного развития детей; имеют одну цель – пробудить речевую активность детей; проводятся в форме досуга, развлечения.

На таких сеансах стремлюсь установить равноправные, личностные взаимоотношения, уважать право ребенка на инициативу, желание говорить на интересующие его темы. Сценарий такого общения включает диалог воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов, т.е. такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях.

В работе с детьми часто использую наработки Монтессори-педагогики. В частности, часто превращаем ковер на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место гармонизации, где проводится психотерапия разговорами, играми. Темы разговоров разные. Они касаются самого ребенка, его внешности, имени, его мамы и папы, родных, друзей и т.д.

В группе стали уже традиционными такие ритуалы:

  1. Ежедневные ритуалы – утром обсуждаем все вместе, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в детский сад, о чем хочется рассказать друзьям, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Дети совместно составляют календарик. Это краткая схема-запись или рисунок-пиктограмма.
  2. По окончании каждой недели проводим "Пятничный круг", обсуждаем, сколь интересной была неделя, чему каждый научился, чему радовался.
  3. По окончании месяца устраиваем круг «Прощание с … (название месяца)» или «Целый месяц позади». Обсуждаем, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы мы хотели сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить.

Известные психологи и педагоги конца XX века подтвердили утверждение Марии Монтессори, создательницы "молчаливой педагогики", что ребенок – существо невербальное, и поэтому всякая учебная информация воспринимается дошкольниками через отношение, а не через слово. Бессловесная коммуникация честная. С детства мы все определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребенок это чувствует гораздо тоньше, сильнее. Поэтому часто заменяю словесные сигналы бессловесными. Иногда выставляю на стол таблички: "Тишина" (это означает, что все работают самостоятельно, и воспитатель занят, никто не отвлекается и т.д.), "Обед", "Прогулка", "Сон", "Ужин". (Дети на основе зрительной памяти, зрительного образа учатся читать целое слово, запоминают его облик). Детям-дежурным нравится менять в течение дня эти таблички. Иногда использую сигнал-звоночек.

В нашей группе, как и в каждой, есть конфликтные, капризные дети, Естественно, что проблемы, связанные с этим, часто мешают установлению благоприятного климата в группе. И в данной ситуации единственно эффективным способом оказывается юмор.

Учу детей понимать и ценить юмор, использовать его в процессе взаимодействия друг с другом, смеяться над тем, что смешно, и не обижаться. Для этой цели используются такие методы и приемы:

  1. Конструирование и разыгрывание иронических сценок.
  2. Использование юмористического художественного слова при возникновении конфликтных и проблемных ситуаций.
  3. Использование игры "Кнопка-стоп" при возникновении проблем взаимодействия. Предлагается детям представить, что в голове у них много кнопочек: кнопка-улыбка, кнопка-страх, кнопка-гнев, кнопка-стоп; в необходимый момент предлагаю выбрать нужную кнопку.
  4. Проведение "минуток смеха". Это игры в смешные слова, разучивание перевертышей, скороговорок.
  5. Беседы с детьми на темы: "Смех, какой ты? Где живешь? "Какого цвета смех?", "Есть ли запах у смеха?".

В ходе системной работы по развитию коммуникативных способностей у наших воспитанников формируются эмоционально-мотивационная установка по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовке его к жизни.

Текст статьи
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября