Слово «активность» происходит от латинского activus и означает активное участие в чем-либо, энергетическая деятельность. Деятельность выступает как способность изменять окружающую действительность в соответствии с вашими собственными потребностями, видениями и целями. Как характеристика личности человека активность проявляется в энергичной и проактивной деятельности (на работе, в учебе, в общественной жизни, в различных видах творчества, в спорте, в играх).
Г.И. Щукина утверждает, что деятельность как личностное обучение выражает особое состояние человека и отношение к действительности (внимание, расположение, живое участие в общем процессе, быстрая реакция на обстоятельства деятельности). Если деятельность является единицей объективно-субъективных свойств, то активность в большей степени характеризует предмет деятельности, выражая не саму деятельность, а ее уровень и характер [6, с. 51]. Т.И. Шамова показывает, что деятельность играет важную роль на всех этапах ее выполнения: при определении цели, выборе средств и достижении результата [5, с. 45]. Д.С. Годовикова, изучая деятельность ребенка, подчеркивает развивающие функции деятельности, рассматривая ее как предпосылку и результат развития. Активность ребенка развивается, следуя всему процессу становления личности. Определяя структуру активности, Д.С. Годовикова выделяет следующие составляющие: готовность к деятельности, осознание ее выполнения, борьба за независимость и др. [2, с. 86]
А.М. Матюшкин обозначил основные шаги развития исследовательской деятельности:
Шаг 1 – исследовательская деятельность проявляется в форме непроизвольного внимания, это предпосылка для интуитивного понимания и непроизвольного запоминания (ранний возраст).
Шаг 2 – развитие широкого любопытства ко всему новому и к высшим формам деятельности, выражающееся в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизведанному, есть поиск ответов на свои вопросы (3-5 лет).
Шаг 3 – основная структурная составляющая исследовательской деятельности ребенка становится проблемной, что гарантирует постоянную открытость ребенка новому, выражающуюся в поиске несоответствий и противоречий (Н. Н. Поддъяков), в собственной постановке новых вопросов и задач (5-6 лет). «Даже неудача порождает когнитивные проблемы, вызывает исследовательскую деятельность и открывает возможности для нового этапа творческого развития» [3, с. 76].
Шаг 4 – процесс поиска и познания мира завершается решением проблем, обнаружением скрытых связей и отношений (8-12 лет) [3, с.77].
Познавательная деятельность дошкольников – это деятельность, возникающая в связи с познанием и в его процессе, проявляющаяся у ребенка в любопытстве; выражается в заинтересованном принятии информации, в стремлении уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении инициативы и добровольных усилий в процессе овладения знаниями, в умении овладеть методом познания и применить его к другому материалу.
Наше исследование проводилось в детских садах города Рязани. Исследование проводилось на проблемной ситуации А.В. Бурме «Выбери игру». В качестве диагностических использовались следующие игры: логическая «Блоки Дьенеша» и игровые задания с ее использованием, игра Б.П. Никитина «Сложи квадрат» и новая логическая игра для детей «Танграм».
Мы определили количественное и качественное выражение показателей: показывает опасения по поводу нового – 0 баллов; постоянно предпочитает знакомую ситуацию новой – 1 балл; интересуется ситуацией с отдельными элементами новизны – 2 балла; отсутствие интереса – 0 баллов; интерес к действию – 1 балл; заинтересованность в получении результата – 2 балла; заинтересованность в поиске нового нетрадиционного результата – 3 балла.
Дети, отнесенные к высокому уровню, увидев на столе новую игру, стали спрашивать учителя, узнать, как играть, какие правила в этой игре. Эти дети проявили интерес к новой игре. Четверо детей, играя в новую игру, проявили творческие способности и воображение. У них возникло желание нарисовать из геометрических фигур что-то необычное, отличающееся от других. У них давно было желание поиграть в новую игру.
Дети среднего уровня имеют способность замечать без помощи взрослых, что на столе лежит новая игра, они пытались сыграть в нее, но не задавали учителю никаких вопросов. Ребята попробовали расставить фигурки, потом взяли старые знакомые игры и начали рисовать рисунки по готовым образцам, используя диеновые кубики (конь, ёжик, машинка и т. д.). Получив картинки на готовых модулях, они взяли новую игру и начали в нее играть.
Дети с низким уровнем не проявляли интереса к тому, что на столе была новая игра, не спрашивали учителя о новой игре. Они взяли знакомую им игру «Сложи квадрат» и начали выполнять задание, с которым они были знакомы ранее. После того, как учитель сказал им, что на столе лежит новая игра «Танграм», дети не проявили особого интереса к игре.
Проведенная диагностика уровня активности заинтересованности в принятии информации показала, что большинство проявляли частичную активность по отношению к чему-то новому (данном случае – игре). Если в дальнейшем уделять внимание данной методике, то показатели будут расти, заинтересованность детей будет повышаться.