Особенности обоснования темы выпускной квалификационной работы магистра архитектуры

Освещаются особенности подготовки обоснования темы выпускной квалификационной работы магистра архитектуры на примере факультета архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (ГУЗ).

Аннотация статьи
диссертация магистра архитектуры
обоснование темы магистерской диссертации
магистр архитектуры
Ключевые слова

Диссертация магистра архитектуры представляет собой выполненную под руководством ученого-архитектора выпускную квалификационную работу (ВКР) исследовательского характера, посвященную решению актуальной архитектурной задачи, имеющей теоретическое или практическое значение. «При выборе темы магистерской диссертации работы необходимо учитывать научные направления, рекомендуемые кафедрами с учетом их специализации. При выборе темы прикладной проектной части необходимо учитывать потребности города и области по отработке новых площадок под проектирование, а также потребности организаций и учреждений, на которых предстоит работать выпускнику после окончания магистратуры» [3, с.68].

После того как тема, выбрана можно приступать к составлению её обоснования. Здесь необходимо обосновать ту свободную нишу в системе существующих знаний, которую вы предполагаете занять. «Обоснование темы магистерской диссертации включает текстовую и графическую части. Графическая часть включает графоаналитические таблицы, иллюстрирующие текстовую часть и построенные по всем позициям (рубрикам) обоснования темы ВКР» [2, с.23]. Важно не увлечься широтой материала, объем быть лишь необходимым, но достаточным для получения искомого результата. Поскольку архитектурная научная проблема представляет собой совокупность сложных теоретических или практических вопросов, то в процессе научного исследования или определения параметров проблемы делят на составляющие компоненты –темы. Тема – часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов исследования. Актуальность исследования – это основной вопрос, ответ на который магистрант должен знать еще до написания работы, так как, если тема диссертационной работы не признаётся актуальной, то ее выполнение будет считаться бессмысленным. Итак, актуальностью следует считать важность и насущность взятой для решения научной проблемы. Анализ ситуации в области исследования на базе литературных источников и научно-исследовательских работ позволит сделать заключение о недостаточной изученности ряда вопросов. Или, выполненные соискателем научные исследования позволят решить востребованную практическую задачу на базе полученных в диссертации новых данных [3, с. 78].

Гипотеза исследования (от греч. Hypothesis) – основание, предположение – «положение, выдвигаемое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления» [5, с.89].

Объект исследования – это изучаемое пространство, та область, в рамках которой и находится (содержится) то, что будет изучаться. Объектом исследования могут быть, здания и сооружения, их части и детали, ландшафты и части ландшафтов, проекты и средства проектирования.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесса, аспект проблемы, который собственно и исследуется. В нашем случае это могут быть законы и закономерности построения зданий, сооружений и комплексов, архитектурные категории и понятия, нормали элементов зданий, методики и алгоритмы проектирования, композиционные приёмы, доступность архитектурной среды, ансамблевая целостность здания или комплекса.

По степени актуальности проблемы предлагается классифицировать так:

Остроактуальные – такие, решение которых необходимо незамедлительное;

Актуальные – проблемы, требующие оперативного разрешения;

Открытые проблемы – недоказанная истина в гипотезе или не опровергнутая гипотеза. Это не означает, что она неразрешима. Возможно, что до сих пор было недостаточно оснований или возможностей;

Псевдопроблемы – проблемы, которые кажутся значимыми, но на самом деле они малозначимы или вообще неактуальны;

Экс-проблемы – проблемы, уже решённые ранее и не нуждающиеся в их решении в настоящее время. Их ещё называют закрытыми проблемами. Они также неактуальны.

По степени новизны постановки проблемы могут быть банальными и инновационными. Эти и другие остаются нерешёнными, но постановка банальных проблем давно известна, а инновационных – формулируется впервые.

Диссертация магистра архитектуры должна в обязательном порядке соответствовать профилю специальности, по которой она будет защищаться. Отмечено, что до сих пор чётко не разграничено, что следует относить к архитектуре. Особенно это касается комплексов. Рекомендовано комплексы в границах единого участка, не разделяемого транспортными магистралями, и связанных пластически в целостное пространственное образование считать архитектурными и принимать к рассмотрению в архитектурной диссертации.

При определении актуальности научного исследования необходимо обратить внимание на типичную ошибку: в диссертациях часто обосновывается актуальность направления исследования как целой области, а не конкретно выбранной диссертантом темы [3, с.46]. С этим трудно не согласиться.

Защита актуальности выбранной темы в процессе работы над диссертацией чаще всего осуществляется многократно: при обосновании и защите темы на кафедре, при каждой аттестации магистранта, в публикуемых статьях, в диссертации и автореферате на предзащитах и защитах. Трудней всего защищать её в обосновании темы, если исследование ещё не начиналось. В этом случае оценка степени актуальности умозрительна. Затем, когда аналитическое исследование по теме проведено, для обоснования применяются результаты анализа. Функциональные характеристики актуальности исследования обычно сводятся к ряду целей:

  • восполнение каких-либо пробелов в избранной области науки;
  • развитие выявленной научной проблемы применительно к современным условиям или на заявленную перспективу;
  • защита своего суждения в вопросе, по которому нет единства мнений в учёном сообществе и у практиков;
  • обобщение накопленного опыта для выявления незанятой предыдущими исследователями научной ниши по теме диссертации;
  • суммирование, обобщение и одновременное продвижение в обществе знаний по ключевому вопросу, связанному с темой диссертации;
  • постановка новых проблем с целью привлечения к ним внимания ученых и практиков.

Актуальность темы исследования представляет собой степень ее важности и востребованности для решения проблемы, вопроса или задачи, возникшей перед автором исследования. Как правило, актуальность исследования представляется как противоречивая ситуация, требующая своего решения. Решение данной проблемы должно непосредственно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователь должен чётко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы. Можно назвать два основных направления: первое связано с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования» [3, с.28].

Степень изученности выбранной темы исследования – характеризует анализ архитектурных объектов, источников и литературы по теме исследования (рассматривается развитие исследуемого объекта) для нахождения конфликта ситуации в границах избранной темы. Анализ подкрепляют графическим материалом, отражающим объекты отечественного и зарубежного опыта проектирования. Изученность темы позволяет сформулировать научную новизну будущих результатов работы и сделанных в ней предложений.

Цель исследования должна быть четко сформулирована, и те задачи, при раскрытии которых, выбранная цель диссертационного исследования будет достигнута. Цель должна быть идентична теме диссертации и быть направлена на достижение инноваций. В её формулировке надо отразить научную стратегию работы, генеральную и наиболее общую комплексную задачу исследования.

Задачи должны соответствовать главам и разделам так, чтобы обеспечить поэтапно достижение цели. Количество задач не должно превышать количество предполагаемых результатов, в противном случае будет основание считать, что решены не все задачи, а потому и цель не достигнута.

Объект исследования – это изучаемое пространство, та область, в рамках которой и находится (содержится) то, что будет изучаться. Это могут быть здания и сооружения, их части и детали, проекты и средства проектирования:

  • «Архитектурные комплексы, ансамбли и их территории;
  • Здания отдельно стоящие, пристроенные, наземные и подземные (например, станции метрополитена), наплавные (дебаркадеры), мобильные;
  • Сооружения (обладающие художественным обликом) – отдельно стоящие, пристроенные, наземные и подземные (например, станции метрополитена), наплавные (дебаркадеры), мобильные;
  • Части, узлы и детали зданий;
  • Ландшафты и придомовые территории;
  • Облик зданий, сооружений и комплексов, его знаковые и языковые системы, их построение и применение в архитектуре;
  • Проекты зданий, сооружений и комплексов, методы их создания, программные средства» [3, с.48].

Не следует расширять объект за пределы выбранной темы, но в него можно включить узлы и детали, части проектируемых зданий, градостроительных комплексов и ландшафтных произведений.

Предмет исследования показывает какие факторы и свойства объекта исследования будут изучаться. «Это свойства объекта или процесса или аспект проблемы, который собственно и исследуется. В нашем случае это могут быть законы и закономерности построения зданий, сооружений и комплексов, ландшафтных сооружений и комплексов, преобразуемых территорий, архитектурные и ландшафтные категории и понятия, нормали элементов зданий и сооружений, методики и алгоритмы проектирования, композиционные приёмы, доступность архитектурной среды, ансамблевая целостность здания, сооружения или комплекса. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта, объекта исследования. Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой исследования» [4, с.8].

Границы исследования могут вводиться как территориальные, функциональные, так и аспектные. Границы вводятся для того, чтобы сосредоточиться сугубо на теме исследования, не выходя за рамки объекта и предмета исследования. Научная новизна исследования – пишется конкретно по позициям задач исследования и ожидаемых результатов, как теоретических, так и практических. Надо иметь ввиду, что наличие вводимых новых понятий, входит в теоретическую ценность работы и соответственно в научную новизну.

Практическая ценность исследования показывает, где и в каких формах могут быть реализованы на практике ожидаемые результаты. Это могут быть виды проводимых работ, сферы нормирования, проектирования и строительства, учебные программы и учебные проекты. В ожидаемых результатах формулируются основные выводы по всем главам и рекомендации. Эти результаты должны совпадать с поставленными задачами. Таким образом ожидаемые результаты охватывают все основные разделы ВКР и прописываются в виде конкретных научных и практических предложений.

Презентация архитектурной магистерской диссертации состоит из графо-аналитических таблиц, иллюстрирующих разделы обоснования темы (12-15 слайдов). Для подачи экспозиции рекомендуется разрабатывать индивидуальный «фирменный стиль» архитектурной графики. Он должен увязываться с темой диссертации, помогать правильному и комфортному восприятию, пониманию иллюстративного содержания экспозиции. При его применении нужно чтобы фон и средства украшения не мешали воспринимать содержательную сторону представляемой на защиту графики» [2, с.16].

Текст статьи
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2017 г. N 520 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 07.04.01 Архитектура»
  2. Ильвицкая С.В. Подготовка выпускной квалификационной работы магистра Архитектуры, Учебное пособие для работы над магистерской диссертацией на соискание ученой степени магистра архитектуры, М.: ГУЗ, 2011.
  3. Проблемы подготовки научного работника-архитектора: Учебное пособие для ВУЗов / М.Ю. Лимонад, Е.А. Ильина – М.: Издательство МаВР – ГУЗ, 2012, – 250 с.: ил. [электронный ресурс]
  4. Лицкевич В.К. Методическое пособие по подготовке авторефератов диссертаций по специальностям: 05.23.01 – строительные конструкции, здания и сооружения (технические науки), 05.23.08 – технология и организация строительства (технические науки), 05.23.21 – архитектура зданий н сооружений. Творческие концепция архитектурной деятельности (архитектура), М.: ЦНИИЭП жилища, 2010.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября