Изучая проблему кризисов в спортивной карьере высококвалифицированных атлетов, нами были изучены как внешние, так и внутренние условия психологической адаптации.
Исследование проводилось в 4 этапа, с участием спортсменок сборной команды Республики Татарстан по лыжным гонкам.
На первом этапе (ноябрь 2019 - декабрь 2019 г.) осуществлялось анкетирование спортсменов и подбор участников будущего исследования.
На втором этапе (декабрь - апрель 2020) осуществлялась разработка психолого-педагогических условий преодоления кризиса спортивной карьеры, а также тестирования на выявление индивидуальных параметров личности испытуемых.
На третьем этапе (июнь 2020 - март 2021 г.) проводился формирующий педагогический эксперимент с участием двух групп лыжниц-гонщиц сборной РТ в рамках тренировочных мероприятий сборной команды РТ по лыжным гонкам. Всего в эксперименте приняло участие 17 лыжниц) (15 МС и 2 МСМК).
На четвертом этапе (март-май 2021 г) выполнялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных, осуществлялось оформление выпускной научной работы.
К внешними условиям адаптации высококвалифицированных спортсменов, находящихся на этапе кризиса спортивной карьеры, мы относим следующие:
1. Организация учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов, обусловленная коллективным воздействием. Спортивная команда характеризуется особой сплоченностью. Это связано прежде всего с тем, что в период подготовки к соревнованиям и участия в них спортсмены большую часть времени проводят вместе. Они вместе тренируются и также вместе проживают в номерах отелей в период учебно-тренировочных сборов. Спортсмены одной команды совместно переносят тяготы профессиональной спортивной деятельности, проводят общий досуг. Ряд исследователей (В.В. Абраменкова, Р.М. Грановская, Л.М. Лузина и др.) отмечают, что коллективное взаимодействие в учебно-тренировочном процессе как следствие организации подготовки спортсменов, обусловленное коллективным воздействием, имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным: удовлетворяется потребность в эмоциональном тепле и контакте с другими; есть возможность получения обратной связи и поддержки; организуется процесс самоисследования и интроспекции; отрабатываются различные виды поведенческих умений; деятельность группы происходит на двух уровнях – осознаваемом и переживаемом. Товарищеское равноправие в коллективе, с одной стороны, рождает личную сопричастность к общему делу и ответственность, а с другой – потребность личности в индивидуализации и общественном признании. Иными словами, спортсмен, имеющий поддержку команды и наблюдающий позитивный опыт преодоления кризисов другими спортсменами, будет иметь ощутимое преимущество над спортсменом, справляющимся с кризисом в одиночку.
2. Формирование позитивного отношения к трудностям, с которыми неизбежно сталкиваются все профессиональные спортсмены. Благоприятный социально-психологический климат в команде и в семье спортсмена.
3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Под ним понимается система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного преодоления кризиса и продолжения профессиональной карьеры спортсмена. В.Г. Маралов выделяет следующие преимущества психолого-педагогического сопровождения: оно дает возможность следить за естественным развитием личности спортсмена, опираться не только на общие закономерности, но и на личные достижения; признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, приоритетность потребностей, целей и ценностей саморазвития; психолог побуждает спортсмена к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает выявить психологические причины кризиса и определить стратегию их преодоления.
Психолого-педагогическое сопровождение понимается нами как создание и развитие разносторонних условий посредством психолого-педагогических технологий, как взаимодействие субъектов тренировочного процесса со спортсменами, направленное на решение возникающих у них проблем, в частности, проблем адаптационного характера, и всестороннее развитие личности.
Кроме того, это условие предполагает диагностику сущности проблем, анализ их причин и выбор наиболее оптимальных способов решения (групповые и индивидуальные методы работы, психологические тренинги и др.). Эффективное применение тренингов личностного роста и развития адаптации спортсменов в период кризиса спортивной карьеры направляет процесс работы с психологом на актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и личностном самоопределении, обеспечивает социальное и психологическое благополучие спортсменов, а также успешность их дальнейшей профессиональной деятельности.
4. Организация индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе. Анализ учебно-тренировочных планов спортсменов, успешно прошедших кризис карьеры, позволяет выделить некоторые общие тенденции. Спортсмены, временно выведенные из основного состава команды и переведенные на самоподготовку, значительно успешней преодолевали кризис карьеры чем их коллеги, оставшиеся в основном составе команды и не получившие возможно корректировки тренировочного плана с учетом актуального состояния. Анализ выступлений спортсменов экспериментальной группы показал, что в 9 случаях из 10, подобная мера была оправдана.
Тренировочный план контрольной группы, в составе 10 человек, строился согласно психолого-педагогическим рекомендациям, взятым за основу эксперимента. Спортсменам были созданы следующие условия:
1. Спортсменки из контрольной группы были временно выведены в резервный состав сборный и переведены на самостоятельную подготовку. В результате чего основной составляющей их подготовки стал индивидуальный подход. Абстрагируясь от постоянной конкуренции внутри команды и сопряженной с ней большой психологической нагрузкой, спортсменкам быстрее удалось адаптироваться, что наглядно видно по таблице, в которой представлены результаты их психологических тестирований с разницей в 3 месяца (табл.).
Таблица
Результаты (места на Кубке России в профильном виде программы) экспериментальной группы до и после применения методики
№ испытуемого |
Результат до применения методики |
Результат после применения методики |
---|---|---|
1 |
36 |
8 |
2 |
23 |
14 |
3 |
49 |
17 |
4 |
11 |
2 |
5 |
56 |
12 |
6 |
18 |
5 |
7 |
23 |
4 |
8 |
12 |
1 |
9 |
25 |
25 |
10 |
43 |
19 |
В результате соблюдения рекомендуемых психолого-педагогических условий адаптации, 9 спортсменок из экспериментальной группы значительно улучшили свой результат (измеряемый в занятых местах на этапах Кубка России) на профильных видах программы. Одна испытуемая показала одинаковые результаты до и после эксперимента.
2. Все спортсменки из экспериментальной группы прошли курс психологических консультаций. Их подготовка строилась согласно рекомендациям, и были соблюдены предложенные нами психолого-педагогические условия адаптации. На примере испытуемого № 3 видно, как менялся его психологический фон по динамике изменения показателей по основным психологическим состояниям (рис.):
- астения;
- депрессия;
- тревожность;
- невротизация;
- фрустрация;
- одиночество;
- агрессия;
- раздражение;
- подозрительность;
- чувство обиды;
- чувство вины;
- негативизм.
Рис. Эффективность психологического сопровождения на этапе кризиса спортивной карьеры (на примере испытуемого №3)
У всех спортсменок из экспериментальной группы наблюдалась положительная динамика по основным параметрам, характеризующим психологическое состояние. Многие респонденты отмечали моральный подъем и имели желание продолжать психолого-педагогическое сопровождение после окончания эксперимента. Наиболее ощутимые изменения произошли по таким психологическим параметрам как невротизация, астения и депрессия. Это связано с тем, что данные параметры в наибольшей степени поддаются внешней корректировки.