Внешние условия психологической адаптации высококвалифицированных лыжников-гонщиков, находящихся на этапе кризиса спортивной карьеры

Статья посвящена исследованию факторов психологической адаптации высококвалифицированных лыжников-гонщиков, находящихся на этапе кризиса спортивной карьеры.

Аннотация статьи
кризис
условия адаптации
лыжники
спортивная карьера
Ключевые слова

Изучая проблему кризисов в спортивной карьере высококвалифицированных атлетов, нами были изучены как внешние, так и внутренние условия психологической адаптации.

Исследование проводилось в 4 этапа, с участием спортсменок сборной команды Республики Татарстан по лыжным гонкам.

На первом этапе (ноябрь 2019 - декабрь 2019 г.) осуществлялось анкетирование спортсменов и подбор участников будущего исследования.

На втором этапе (декабрь - апрель 2020) осуществлялась разработка психолого-педагогических условий преодоления кризиса спортивной карьеры, а также тестирования на выявление индивидуальных параметров личности испытуемых.

На третьем этапе (июнь 2020 - март 2021 г.) проводился формирующий педагогический эксперимент с участием двух групп лыжниц-гонщиц сборной РТ в рамках тренировочных мероприятий сборной команды РТ по лыжным гонкам. Всего в эксперименте приняло участие 17 лыжниц) (15 МС и 2 МСМК).

На четвертом этапе (март-май 2021 г) выполнялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных, осуществлялось оформление выпускной научной работы.

К внешними условиям адаптации высококвалифицированных спортсменов, находящихся на этапе кризиса спортивной карьеры, мы относим следующие:

1. Организация учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов, обусловленная коллективным воздействием. Спортивная команда характеризуется особой сплоченностью. Это связано прежде всего с тем, что в период подготовки к соревнованиям и участия в них спортсмены большую часть времени проводят вместе. Они вместе тренируются и также вместе проживают в номерах отелей в период учебно-тренировочных сборов. Спортсмены одной команды совместно переносят тяготы профессиональной спортивной деятельности, проводят общий досуг. Ряд исследователей (В.В. Абраменкова, Р.М. Грановская, Л.М. Лузина и др.) отмечают, что коллективное взаимодействие в учебно-тренировочном процессе как следствие организации подготовки спортсменов, обусловленное коллективным воздействием, имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным: удовлетворяется потребность в эмоциональном тепле и контакте с другими; есть возможность получения обратной связи и поддержки; организуется процесс самоисследования и интроспекции; отрабатываются различные виды поведенческих умений; деятельность группы происходит на двух уровнях – осознаваемом и переживаемом. Товарищеское равноправие в коллективе, с одной стороны, рождает личную сопричастность к общему делу и ответственность, а с другой – потребность личности в индивидуализации и общественном признании. Иными словами, спортсмен, имеющий поддержку команды и наблюдающий позитивный опыт преодоления кризисов другими спортсменами, будет иметь ощутимое преимущество над спортсменом, справляющимся с кризисом в одиночку.

2. Формирование позитивного отношения к трудностям, с которыми неизбежно сталкиваются все профессиональные спортсмены. Благоприятный социально-психологический климат в команде и в семье спортсмена.

3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Под ним понимается система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного преодоления кризиса и продолжения профессиональной карьеры спортсмена. В.Г. Маралов выделяет следующие преимущества психолого-педагогического сопровождения: оно дает возможность следить за естественным развитием личности спортсмена, опираться не только на общие закономерности, но и на личные достижения; признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, приоритетность потребностей, целей и ценностей саморазвития; психолог побуждает спортсмена к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает выявить психологические причины кризиса и определить стратегию их преодоления.

Психолого-педагогическое сопровождение понимается нами как создание и развитие разносторонних условий посредством психолого-педагогических технологий, как взаимодействие субъектов тренировочного процесса со спортсменами, направленное на решение возникающих у них проблем, в частности, проблем адаптационного характера, и всестороннее развитие личности.

Кроме того, это условие предполагает диагностику сущности проблем, анализ их причин и выбор наиболее оптимальных способов решения (групповые и индивидуальные методы работы, психологические тренинги и др.). Эффективное применение тренингов личностного роста и развития адаптации спортсменов в период кризиса спортивной карьеры направляет процесс работы с психологом на актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и личностном самоопределении, обеспечивает социальное и психологическое благополучие спортсменов, а также успешность их дальнейшей профессиональной деятельности.

4. Организация индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе. Анализ учебно-тренировочных планов спортсменов, успешно прошедших кризис карьеры, позволяет выделить некоторые общие тенденции. Спортсмены, временно выведенные из основного состава команды и переведенные на самоподготовку, значительно успешней преодолевали кризис карьеры чем их коллеги, оставшиеся в основном составе команды и не получившие возможно корректировки тренировочного плана с учетом актуального состояния. Анализ выступлений спортсменов экспериментальной группы показал, что в 9 случаях из 10, подобная мера была оправдана.

Тренировочный план контрольной группы, в составе 10 человек, строился согласно психолого-педагогическим рекомендациям, взятым за основу эксперимента. Спортсменам были созданы следующие условия:

1. Спортсменки из контрольной группы были временно выведены в резервный состав сборный и переведены на самостоятельную подготовку. В результате чего основной составляющей их подготовки стал индивидуальный подход. Абстрагируясь от постоянной конкуренции внутри команды и сопряженной с ней большой психологической нагрузкой, спортсменкам быстрее удалось адаптироваться, что наглядно видно по таблице, в которой представлены результаты их психологических тестирований с разницей в 3 месяца (табл.).

Таблица

Результаты (места на Кубке России в профильном виде программы) экспериментальной группы до и после применения методики

№ испытуемого

Результат до применения методики

Результат после применения методики

1

36

8

2

23

14

3

49

17

4

11

2

5

56

12

6

18

5

7

23

4

8

12

1

9

25

25

10

43

19

В результате соблюдения рекомендуемых психолого-педагогических условий адаптации, 9 спортсменок из экспериментальной группы значительно улучшили свой результат (измеряемый в занятых местах на этапах Кубка России) на профильных видах программы. Одна испытуемая показала одинаковые результаты до и после эксперимента.

2. Все спортсменки из экспериментальной группы прошли курс психологических консультаций. Их подготовка строилась согласно рекомендациям, и были соблюдены предложенные нами психолого-педагогические условия адаптации. На примере испытуемого № 3 видно, как менялся его психологический фон по динамике изменения показателей по основным психологическим состояниям (рис.):

  • астения;
  • депрессия;
  • тревожность;
  • невротизация;
  • фрустрация;
  • одиночество;
  • агрессия;
  • раздражение;
  • подозрительность;
  • чувство обиды;
  • чувство вины;
  • негативизм.

Рис. Эффективность психологического сопровождения на этапе кризиса спортивной карьеры (на примере испытуемого №3)

У всех спортсменок из экспериментальной группы наблюдалась положительная динамика по основным параметрам, характеризующим психологическое состояние. Многие респонденты отмечали моральный подъем и имели желание продолжать психолого-педагогическое сопровождение после окончания эксперимента. Наиболее ощутимые изменения произошли по таким психологическим параметрам как невротизация, астения и депрессия. Это связано с тем, что данные параметры в наибольшей степени поддаются внешней корректировки.

Текст статьи
  1. Айзенк, Г.Ю. Проверьте свои способности: учебное пособие / Г.Ю. Айзенк. - М.: Мир, 2008. - 195 с.
  2. Алексеев, А.В. Преодолей себя! / А.В. Алексеев. - М. : Физкультура и спорт, 2003. - 280 с.
  3. Алябьев А.Н. Особенности физиологии, психологии и педагогики в лыжном спорте / А.Н. Алябьев, В.Л. Марпщук, В.Н. Цыган. - Спб.: ВМедА, 2001. - 128с.
  4. Анастази, А.С. Психологическое тестирование: учебное пособие / А.С. Анастази. - М., 2005. - 321 с.
  5. Бобрищев, А.А. Психологические особенности личности спортсменов с различным уровнем психической готовности / А.А. Бобрищев. - Текст: непосредственный // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №1. - С. 10-14.
  6. Бондарчук, Т.В. Саморегуляция психического состояния спортсменов высшей квалификации / Т.В. Бондарчук, В.Н. Потапов.  // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 39-40.
  7. Брайнет, Д.К. Психология в современном спорте: учебное пособие / Д.К. Брайнет. - М.: ФиС, 2008. - 222 с.
  8. Воронин, А.Н. Труды института психологии им. Л.С. Выготского: Интеллектуальная деятельность и межличностное взаимодействие / А.Н. Воронин – М. 2002. - 32 с.
  9. Коренберг, В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг. // Теория и практика физ. культуры, 2006. - №7. - С. 2-4.
  10. Костюнина, Л.В. Педагогическая концепция обеспечения согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности в процессе спортивной подготовки: диссертация на соискание степени канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.В. Костюнина - Набережные Челны: Поволж. ГАФКСиТ, 2013. - 53 с.
  11. Колтыгина, Е.В. Учет особенностей проявления информационной работоспособности и сенсомоторной обучаемости в процедуре психологического диагностирования интеллекта: диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.В. Колтыгина - Барнаул, 2002. - 24 с.
  12. Киселев, В.А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов: учебное пособие / В.А. Киселев. - М.: Физическая культура, 2006. - 127 с.
  13. Киселёв, Ю.Я. Психическая готовность спортсмена. Пути и средства достижения: учебное пособие / Ю.Я. Киселёв М.: «Советский спорт», 2009. - 120 с.
  14. Крутецкий, В.А. Проблема способностей в психологии: учебное пособие / В.А. Крутецкий. - М., - 2008. - 267 с.
  15. Лаптев, А.П. Управление тренированностью высококвалифицированных спортсменов: учебное пособие / А.П. Лаптев. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 104 с.
  16. Яковлев, М.М. Проблема перекрестной адаптации и повышение эффективности тренировки // Мат. всесоюзного симпозиума "Биохимические пути повышения эффективности спортивной тренировки". Л., 1974. С. 5-21.
  17. Яковлева, Н.В. Разноплановая творческая деятельность как фактор развития социального интеллекта и дивергентного мышления / Н.В. Яковлева – Текст: непосредственный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки: научный журнал. – 2009. – № 12. – С. 125–133.
  18. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка в спортивной деятельности: диссертация на соискание ученой степени док.пед. наук: 13.00.04 / Б.П. Яковлев. – ВГИФК. – Великие Луки. ВГИФК, 2006. – 47 с.
Список литературы