научный журнал «Актуальные исследования» #34 (61), август '21

Определение модельных параметров индивидуальности спортсменов высокой квалификации, обуславливающих процессы социально-психологической адаптации

В статье анализируются индивидуальные модельные параметры личности, способствующие успешному преодолению кризиса спортивной карьеры, описаны результаты исследования, выявлены наиболее предпочтительные модельные параметры и акцентуации характера. Даны рекомендации по работе с различными типами личности.

Аннотация статьи
психологическое сопровождение
психолого-педагогические условия
спортивная психология
психологический кризис
психологическая адаптация
модельные параметры
акцентуации характера
Ключевые слова

Изучая проблему кризисов в спортивной карьере высококвалифицированных атлетов, нами были изучены как внешние, так и внутренние условия психологической адаптации. Исследуя условия успешного преодоления кризиса спортивной карьеры, мы предполагали, что существуют специфические параметры индивидуальности спортсменов высокой квалификации, которые в наибольшей степени могут обусловливать процесс их психологической адаптации.

В целях изучения и оценки психологического состояния испытуемых, а также выявления значимых в рамках исследования индивидуальных параметров личности, были применены следующие методы психодиагностики.

Теппинг-тест. Данный тест служит для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям. Главными достоинствами методики являются её простота и универсальность: возможность обойтись без большого комплекса аппаратуры лабораторных обследованиях испытуемых. Экспресс-метод позволяет без специальных приборов достаточно быстро определить основные свойства нервной системы человека – силу и скорость нервных процессов организма, влияющие на работоспособность и скорость адаптации нервной системы к новым требованиям.

Методика Сонди. Методика теста Сонди разработана венгерским психологом Сонди в 30-е годы XX века. Она основана на эмпирических данных, полученных автором в ходе многочисленных исследований людей с серьёзными проблемами и даже с психическими заболеваниями. Сама идея использовать заострённые (акцентуированные) патологическим процессом личностные свойства не только для дифференциально-диагностических целей, но для изучения личности – лежит в основе многих психодиагностических методик (ММР 1; цветовой тест Люшера, Айзенка, тест РАТ и т.д.). В процессе жизни приходится чаще (по сравнению с психопатиями) встречаться с людьми, имеющими так называемую акцентуацию характера.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуации характера отличаются от последних одновременного проявления свойственной психопатам триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявления во всех ситуациях, социальной дезадаптации, предназначен для изучения логичности мышления.

16 факторный опросник р. Кеттелла (опубликован в 1949 г.). Составлен в виде анкеты, т.е. перечня вопросов, самой разной направленности. В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированности некоторых присущих каждому человеку, индивидуальных свойств личности.

Шестнадцатифакторный опросник Кеттелла (16 PF) пользуется самой широкой популярностью в мире среди психологов, интересующихся психикой спортсменов. И хотя не все шестнадцать личностных черт, диагностируемых тестом, имеют непосредственное отношение к спортивной деятельности, тем не менее получаемый в результате тестирования профиль даёт многостороннюю характеристику испытуемого. В ходе многочисленных практических экспериментов установлено, что результаты, получаемые при тестировании по данной методике, чрезвычайно надёжны и достоверны.

В настоящем исследовании использован вариант опросника С – сокращённый вариант, который содержит 96 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 минут.

Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН). Методика предназначена для оценки актуального (субъективного) текущего психического состояния спортсмена. Тест разработан на основе принципа семантического дифференциала и позволяет оценить состояние по трем составляющим: самочувствие, активность, настроение.

Тестовая карта САН имеет 30 пар слов противоположного значения и оценочную шкалу. В зависимости от субъективной оценки своего состояния обследуемый отмечает степень выраженности того или иного признака по стабильной шкале.

Измерение личностной тревоги. Опросник Дж. Тейлора является одной из шкал Миннесотского многофакторного опросника (ММРI) и предназначен для измерения уровня личностной тревожности, адаптирован проф. Т.А.Немчиным. Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке.

Акцентуации характера (т.е. чрезмерная выраженность), определяемые при помощи теста Сонди, позволяют исследователю выяснить у респондентов наиболее уязвимые личностные качества, реагирующие наиболее резко на психотравмирующие воздействия.

Личностные черты характера и психоэмоциональное состояние на основании данных, полученных в ходе обследования спортсменов по тесту Сонди, с большой степенью достоверности выявляют акцентуированные черты личности (в данном исследовании использовался адаптированный тест по Собчик).

В эксперименте участвовало 10 спортсменов высокой квалификации (мастера спорта международной квалификации и мастера спорта), члены сборной команды Татарстан по лыжным гонкам. Они из представленных портретов (6 серий по 8 портретов), на которых были нарисованы лица с заострёнными физиологическими и психологическими чертами, выбирали наиболее симпатичные и наименее приятные.

Полученные данные обрабатывались на компьютере специальной программой. Этот метод исключает возможность выдать желаемое за действительное, т.к. респонденты не успевают фиксировать определённые портреты, а рефлекторный выбор наиболее симпатичного портрета фиксирует истинное состояние испытуемого. Методами математической обработки происходит выявление акцентуированных черт обследуемой личности.

Для анализа будут представлены показатели трех исследуемых, наиболее характерно отражающие общие тенденции. Исследования по тесту Сонди носят конфиденциальный характер в силу того, что он описывает пограничные предпатологические состояния личности. Выявленные тенденции развития характера не означают действительного существования этих черт как функции, это всего лишь прогнозируемые «слабые места» уличности, которые могут неожиданно заявить о себе в экстремальных ситуациях с сильным стрессом.

Значение данного исследования состоит в том, что оно позволяет выявить свойства личности, которые в дальнейшем могут спровоцировать вспышку патологических реакций, препятствующих положительным процессам адаптации к новым условиям.

По результатам теста Сонди были исследованы особенности (свойства характера, мотивации, реакции, тип восприятия) и состояния (добродушие, настороженность, привязанность) личности.

Для понимания интерпретации результатов следует расшифровать полученный ряд кодов значений факторов, которым отдал предпочтение исследуемый под №1 (таблица 1): h±; s-; e+; hy-; к-; р+; d-; m+.

h+ – это фактор, регистрирующий наличие в характере такой тенденции как «сензитивность – мнительность». Исследуемый респондент имеет слабый тип высшей нервной деятельности с присущими ему чертами инфантилизма.

Отсутствует ярко выраженная половая дифференциация. Такие черты характера как сентиментальность, нерешительность, мнительность, делают этого человека ранимым, чувствительным к средовым воздействиям.

Ведущий мотив его поведения – избегание неуспеха, а ведущая потребность – в понимании, сочувствии и глубокой привязанности. Отклонения в поведении базируются на сексуальной почве.

S- – фактор, раскрывающий наклонности садомазохистского характера. Исследуемый Х2 имеет скрытые, ещё не болезненные проявления, но склонности к мазохизму, самоуничижению. В стрессовой ситуации он отказывается от самореализации при повышенном контроле со стороны сознания, в процессе межличностного общения занимает зависимую, пассивную позицию.

е+ – фактор, описывающий испытуемого как личность, подверженную страхам, с высоким уровнем тревожности. И в то же время это доброжелательный, конформный, альтруистический, самоотверженный тип.

hy- – сам фактор главным в этом описании обозначает мнительность, но в этом случае есть и положительные качества: высокий самоконтроль, подавление демонстративных черт, застенчивость.

к- – свойственные фактору черты: интравертированность и пессимистичность. Неуверенность в себе, повышенная мнительность тревожность, стремление избежать конфликта – это черты, которые респондент маскирует доброжелательностью. Отклонения в поведении могут быть выражены в виде полной пассивности и замкнутости.

р+ – как фактор обозначает спонтанность характера, общительность, непосредственность поведения, амбициозность и склонность к риску. Риск отклоняющегося поведения проявляется в виде алкоголизма, наркомании.

d – фактор, характеризующий личность исследуемого как пессимистаинтраверта. Положительные качества его характера заключаются в глубокой привязанности к объекту любви, верности, честности и искренности. В стрессовой ситуации у него наступает блокировка, и он занимает зависимую позицию.

т+ – активность как черта характера, проявляется также и у неустойчивых личностей. Доминирующая черта характера респондента №1 – он всегда ищет признания в окружающем обществе. Он стремится быть вовлечённым во все события, быть сопричастным групповым интересам.

По результатам компьютерной обработки данных кроме описания (это сделано по анализу кодов значений факторов) личности и состояния, определяются и сферы профессиональной ориентации.

У исследуемого №1 при внешней доброжелательности и активности в процессе общения скрытые тенденции возможных отклонений в характере расположены в 2 сферах: нечёткая выраженность половой принадлежности и желание признания его в обществе. Отсюда вытекают выводы о том, что в стрессовой ситуации он занимает пассивную позицию, уходит от разрешения конфликта решительным образом, старается найти помощь среди окружения. В случае неудачи может выбрать как один из способов ухода от действительности, употребление алкоголя и наркотиков.

Рассмотрим акцентуированные черты личности испытуемого №1. Внимание педагогов и тренеров должно быть направлено на воспитание в исследуемом №1 самостоятельности, уверенности в себе. В стрессовой ситуации ему необходима помощь со стороны людей, мнение которых для испытуемого очень важно (табл.1).

Таблица 1

Характеристика акцентуированных черт личности по тесту Сонди у высококвалифицированных спортсменов

 

h

s

E

hy

K

p

d

M

3

+

+

_

+

+

+

+

+

2

_

+

_

+

+

_

+

_

1

_

_

_

_

_

_

+

_

-1

_

_

_

_

_

_

_

+

-2

_

_

+

_

+

+

_

+

-3

+

_

+

+

+

+

+

+

Тип 1

h±.s- e+.hy-. k+.p+. d-.m+.

Исследование показателей кожно-гальванической реакции на вербально-зрительное воздействие у высококвалифицированных.

В эксперименте было обследовано 10 спортсменов высокой квалификации (экспериментальная группа). Потовые поля на ладони совпадают со скоплением рецепторных аппаратов. Измеряя сопротивление кожи (кожно-гальваническую реакцию) по потоотделению, которое происходит под воздействием тревоги, страха или боли, можно сделать вывод о степени воздействия вербально-зрительных впечатлений на психоэмоциональное состояние испытуемого. При эмоциях пот выступает не только на ладонных поверхностях пальцев, но и на тыльной поверхности средних и ногтевых фаланг.

Тревожность не является изначально негативной чертой. Определённый уровень тревожности (при ожидании неизвестного будущего) – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Состояние тревожности в данный конкретный момент, т.е. ситуативная реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Существует и личностная тревожность; как устойчивая характеристика человека, она прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и даже психосоматическими заболеваниями. Психоэмоциональная устойчивость зависит от уровня тревожности, от умения взять себя в руки.

Ситуативные и нервные генезисы (корни) тревожности необходимо выяснить в самом начале психологического исследования в процессе помощи спортсмену в период адаптации к новым условиям.

У двух испытуемых был отмечен высокий уровень кожно-гальванической реакции, т.е. при эмоциональных воздействиях (тревоге, страхе, боли), было повышенное потоотделение на ладонях и подошвах, измеренное путём определения сопротивления кожи.

Низкий уровень кожно-гальванической реакции (у 2 человек) определён пониженным потоотделением. Организм испытуемого устойчив к внешнему воздействию.

У 5 спортсменов кожно-гальваническая реакция среднего уровня, среди испытуемых она преобладающая. Умеренное потоотделение на ладонях и подошвах говорит об адекватных адаптационных резервах организма. Эти спортсмены спокойно и разумно реагировали на внешние воздействия.

По результатам данного исследования (таблица 5) можно определённо заявить о психоэмоциональной лабильности, т.е. вегетативной чувствительности, спортсменов высокой квалификации. Кожно-гальваническая реакция является наиболее показательной реакцией на вербально-зрительный контакт.

У большинства испытуемых в ходе обследования установлена высокая степень психоэмоциональной устойчивости к раздражителям вербальнозрительного характера, что положительно влияет на развитие адаптационных механизмов у спортсменов высокой квалификации (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования кожно-гальванической реакции на вербальнозрительное воздействие у спортсменов высокой квалификации

№ респондента

8 кГц

Кожная реакция

1

Средняя

Средняя

2

Высокая

Высокая

3

Средняя

Средняя

4

Низкая

Низкая

5

Средняя

Низкая

6

Низкая

Высокая

7

Средняя

Низкая

8

Высокая

Низкая

9

Средняя

Средняя

10

Средняя

Средняя

Определение типа нервной деятельности высококвалифицированных спортсменов с помощью теппинг-теста. По методике теппинг-теста выясняется устойчивость работоспособности в зависимости от особенностей высшей нервной деятельности.

Индивидуальные варианты работоспособности различаются по уровню и динамике изменений в течение определённого периода (дня, недели, года). Уровни работоспособности условно разделяют на высокий, средний и низкий.

На сохранение высокого уровня работоспособности и на благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы, но в качестве первого и, пожалуй, основного назовём состояние здоровья, имея в виду комплексную характеристику, учитывающую физическое и психическое развитие человека, его функциональное состояние, наличие или отсутствие заболеваний, степень сопротивления организма воздействию неблагоприятных факторов, факторов внешней среды.

По результатам теппинг-теста начальная величина тоже определяет тип нервной деятельности. Рассматривая среднее отклонение по тепп-1, было установлено что у спортсменов высокой квалификации оно равно 38 (рис.).

У – количество знаков, проставленных за определенный промежуток времени;
X – количество исследуемых

Рис. Показатели основной состояний спортсмены нервной системы resilience высококвалифицированных гипотеза спортсменов, выявленные с окружающими помощью респондента тепп-теста

Таким образом, динамика результатов (от тепп-1 до тепп-7) у спортсменов высококвалифицированных лыжников-гонщиков происходит по ровному типу (с наличием элементов выпуклого типа), этот тип кривой свидетельствует о наличии сильной нервной системы.

Высококвалифицированные спортсмены по результатам теппинг-теста, в большинстве своём, имеют сильный тип нервной системы с высоким уровнем работоспособности, что теоретически должно положительно влиять на процессы адаптации к внешним воздействиям. Сильный тип нервной системы как базовая составляющая функциональных особенностей организма, соответствует проявлению и других черт характера в гипертрофированном виде. Спортсмены высокой квалификации могут работать долго и упорно, но им труднее перестроиться. В любом тесте определяются преобладающие черты какого-либо типа, но это не исключает наличие черт, прямо противоположных.

Проблема адаптации требует сопоставления физиологических и психологических вопросов с социальными проблемами развития человека. Сущность адаптации сводится к перестройке функций организма в новых условиях среды, обеспечивающих сохранение организма, его развитие и нормальную жизнедеятельность. Проанализировав изученные механизмы адаптации к действию широкого спектра условий, вполне обоснованно можно утверждать, что действие факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов, всегда было и есть комплексным. Для человека процесс адаптации (кроме как физиологический) тесно связан с социальными сторонами его жизни и его качествами как личности. Проблема адаптации состоит из следующих основных вопросов:

  1. факторы, с действием которых связана необходимость адаптации (источники кризиса);
  2. симптомы (т.е. особенность субъективного отражения противоречий);
  3. фазы развития процесса адаптации;
  4. готовность к адаптации;
  5. факторы, влияющие на адаптацию (формы «расплаты» за невыход из кризиса);
  6. адаптация человека к новым условиям (особенности психологической помощи спортсмену);
  7. виды адаптации (физиологический, психологический, социальный). Кризисы спортивной приводят к стрессовым ситуациям, на которые необходимо научить спортсмена адекватно реагировать.

Необходимость исследования адаптации спортсменов высокой квалификации в условиях кризиса спортивной карьеры, обусловлена специфическими причинами, т.к. спортивная жизнь ограничена во времени и пространстве, подчинена профессиональным интересам и требует особых условий функционирования. Философское определение детерминированности общественных отношений формой общественного строя означает зависимость социализации личности от социально-экономического уклада общества, от конкретных реалий исторических условий социального бытия (экономических, социальных и прочих форм организации общества). Конфликт между социальными ожиданиями (притязаниями) и реальными условиями жизни и спортивными результатами становится разрушительным фактором в системе межличностного взаимодействия. Спорт можно представить как системообразующий феномен культуры. Он создаёт свои особые традиции, нравы, знания и навыки. Функционирование спорта как системы, основано на таких принципах: состязательность (форма свободного социокультурного творческого поведения и общения); ритуализация (соревнование обставлено, как обряд); зрелищность (форма сценического действия); маскировка (соревнование, в котором жизнь становится особой игрой). Под действием этих факторов спортсмен формируется как личность, отличная по своим психофизиологическим параметрам от обычного человека, не занимающегося профессионально спортом. Данные обстоятельства обуславливают поведение человека в период кризиса. Конфликты данного периода и определили необходимость исследования процессов адаптации спортсменов к новым условиям. Эти конфликты могут иметь вид не только открытого столкновения, но и всякого рода споров, разногласий во мнениях, внутренних переживаниях и т.д. Их разрешение требует актуализации социальных и психологических качеств субъекта общения. Каждая кризисная ситуация – это реальное воплощение определённых противоречий. Эти ситуации могут быть «нормативными», т.е. связанными с нормой психофизиологического развития личности, динамикой её социализации, календарём социальной жизни новой общности и «ненормативными», вызывающими дисбаланс социальной системы и коммуникативный шок. Яркими симптомами дезадаптации спортсмена в условиях кризиса являются проблемы в сфере общения (непонимание партнёров), сбои в здоровье (последствия высоких нагрузок и травм), профессиональные затруднения (падения результата и социального статуса в профессиональной сфере) – всё это может, в некоторых случаях, привести человека в то общество, где нормой служат примеры антисоциального поведения (преступные группировки, алкоголь, наркотики).

Процесс адаптации имеет несколько этапов в своём развитии:

  1. торможение нервных и психических процессов организма при столкновении с неизвестным предметом (партнёр, ситуация, новые знания, другие условия жизни);
  2. активизация нейрогуморальных и психических механизмов (при распознавании объекта воздействия и после принятия решения о виде реакции). В случае возможности положительного разрешения конфликта после активизации наступает фаза устойчивой адаптации (резистенции) к воздействию, которая достигается при действии раздражителя, влияние которого может быть компенсировано. Это и является собственно адаптацией – приспособлением – и характеризуется новым уровнем функционирования организма. Координация всех систем обеспечивает формирование новой устойчивой реактивности организма, адекватной новым, часто трудным для организма условием существования.

Дезадаптация может возникнуть в результате изменения физиологических и психических резервов и нарушения взаимодействия всех систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельность. В результате в организме нарушается баланс расхода и восстановления сил, т.е. в состояние повышенной активности приходят регулирующие системы (дыхательная и кровеносная) и энергия в организме тратится неэкономно. Дезадаптация возникает чаще всего в тех случаях, когда функциональная активность чрезмерна или действие факторов, явившихся основными стимуляторами адаптивных изменений в организме, усиливается и они приближаются по силе к экстремальным. Задачами данного исследования определён поиск путей диагностики успешной адаптации, определение модельных параметров индивидуальности спортсмена с целью ликвидации дезадаптационных деструктивных реакций организма на внешние воздействия в период прохождения спортсменом этапа кризиса карьеры.

Согласно концепции исследования были исследованы элементы подструктур структуры индивидуальности, также включающие в себя личностные свойства и качества спортсмена высокой квалификации, его способность и готовность к адаптации в кризисных ситуациях спортивной жизни, а также разработаны рекомендации методического характера, необходимые спортсмену и тренеру для подготовки личности к преодолению кризисных ситуаций.

Готовность к адаптации в условиях кризиса карьеры у спортсмена высокой квалификации основана на:

  • расширенной обоснованной мотивации;
  • физиологической подготовленности к другим нагрузкам;
  • психоэмоциональной устойчивости организма;
  • профессиональной подготовленности к изменению условий подготовки специфики спортивной деятельности.

Социологический метод (анкетирование), в рамках исследования социально-психологической подструктуры индивидуальности, позволяет выявить основные структурирующие аспекты взаимодействия личности и общества: установки, нормы и правила поведения, усвоенные человеком, способствующие адаптации его в новых условиях. Данный социологический метод позволил определить знание спортсменами значимых черт характера человека, способствующих адаптации. Моральные установки, нормы и правила, структурирующие и управляющие общественной жизнью, должны быть поняты и приняты как руководство к действию каждым членом общества. В зависимости от осознания и практического использования происходит процесс социализации.

Результаты диагностики были обобщены по 5-и критериям:

  • адаптивные навыки (насколько быстро и легко человек умеет приспособиться к новым условиям);
  • наличие акцентуированнсти определенных индивидуальных свойств личности;
  • уравновешенность – неуравновешенность (способность контролировать свое состояние и поведение);
  • интрапунитивные – экстрапунитивные реакции (направленность агрессивных реакций либо на себя, либо на окружающих);
  • уровень тревожности (высокий-низкий).

По результатам исследования социально-психологической подструктуры можно сделать вывод:

Индивидуальное сознание спортсменов принимает принципы и нормы, существующие в обществе. Личностные качества, способствующие интеграции и адаптации, обозначенные как «положительные», спортсмены высокой квалификации соотносят адекватно с требованиями, выдвигаемыми обществом к конкретной личности.

Установленные интегративные значимые параметры личности для успешной адаптации в ходе эксперимента подразделялись по трём параметрам: отношение к себе, отношение к обществу, отношение к труду.

По первому критерию («отношение к себе») респонденты из 14 критериев анкеты самыми высокими баллами оценили значение 6, 5, 14-го критериев. Спортсмены, принимавшие участие в исследовании, на первое место поставили критерий 6 (настойчивое стремление добиться своего). На втором месте для них оказался критерий 5 (умение самостоятельно системно использовать свои знания). А на третье место лыжники поставили второй критерий (необходимость хороших способностей к конкретному виду деятельности).

На одно из последних мест респонденты поставили критерий 3 (низкая сообразительность, отсутствие логики мышления). Другими отрицательными чертами, препятствующими процессам адаптации, исследуемые назвали недисциплинированность, лень, конфликтную предрасположенность.

Расхождений в критериях социальных и индивидуальных не наблюдается. Респонденты чётко разграничили положительные и отрицательные критерии, влияющие на процесс адаптации по параметру: отношение к себе.

Достоверность исследования подтверждена объективными расчётами методами математической статистики. Полученные результаты были проверены по Вилкоксону, были выведены коэффициенты конкордации и вариации.

Следовательно, по материалам экспериментов установлено, что в оценках по отношению к себе нет различий у спортсменов сборной команда РТ по лыжным гонкам, принявшим участие в исследовании, что означает совпадение установок, выработанных в обществе и в социальной группе. Спортсмены знают и понимают необходимость положительных факторов в формировании личностных установок, таких как умение использовать свои знания и необходимость способностей к занятиям.

Текст статьи
  1. Айзенк, Г.Ю. Проверьте свои способности: учебное пособие / Г.Ю. Айзенк. - М.: Мир, 2008. - 195 с.
  2. Алексеев, А.В. Преодолей себя! / А.В. Алексеев. - М. : Физкультура и спорт, 2003. - 280 с.
  3. Алябьев А.Н. Особенности физиологии, психологии и педагогики в лыжном спорте / А.Н. Алябьев, В.Л. Марпщук, В.Н. Цыган. - Спб.: ВМедА, 2001. - 128с.
  4. Анастази, А.С. Психологическое тестирование: учебное пособие / А.С. Анастази. - М., 2005. - 321 с.
  5. Бобрищев, А.А. Психологические особенности личности спортсменов с различным уровнем психической готовности / А.А. Бобрищев. - Текст: непосредственный // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №1. - С. 10-14.
  6. Бондарчук, Т.В. Саморегуляция психического состояния спортсменов высшей квалификации / Т.В. Бондарчук, В.Н. Потапов. // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 39-40.
  7. Брайнет, Д.К. Психология в современном спорте: учебное пособие / Д.К. Брайнет. - М.: ФиС, 2008. - 222 с.
  8. Воронин, А.Н. Труды института психологии им. Л.С. Выготского: Интеллектуальная деятельность и межличностное взаимодействие / А.Н. Воронин – М. 2002. - 32 с.
  9. Коренберг, В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг. // Теория и практика физ. культуры, 2006. - №7. - С. 2-4.
  10. Костюнина, Л.В. Педагогическая концепция обеспечения согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности в процессе спортивной подготовки: диссертация на соискание степени канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.В. Костюнина - Набережные Челны: Поволж. ГАФКСиТ, 2013. - 53 с.
  11. Колтыгина, Е.В. Учет особенностей проявления информационной работоспособности и сенсомоторной обучаемости в процедуре психологического диагностирования интеллекта: диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.В. Колтыгина - Барнаул, 2002. - 24 с.
  12. Киселев, В.А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов: учебное пособие / В.А. Киселев. - М.: Физическая культура, 2006. - 127 с.
  13. Киселёв, Ю.Я. Психическая готовность спортсмена. Пути и средства достижения: учебное пособие / Ю.Я. Киселёв М.: «Советский спорт», 2009. - 120 с.
  14. Крутецкий, В.А. Проблема способностей в психологии: учебное пособие / В.А. Крутецкий. - М., - 2008. - 267 с.
  15. Лаптев, А.П. Управление тренированностью высококвалифицированных спортсменов: учебное пособие / А.П. Лаптев. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 104 с.
  16. Яковлев, М.М. Проблема перекрестной адаптации и повышение эффективности тренировки // Мат. всесоюзного симпозиума "Биохимические пути повышения эффективности спортивной тренировки". Л., 1974. С. 5-21.
  17. Яковлева, Н.В. Разноплановая творческая деятельность как фактор развития социального интеллекта и дивергентного мышления / Н.В. Яковлева – Текст: непосредственный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки: научный журнал. – 2009. – № 12. – С. 125–133.
  18. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка в спортивной деятельности: диссертация на соискание ученой степени док.пед. наук: 13.00.04 / Б.П. Яковлев. – ВГИФК. – Великие Луки. ВГИФК, 2006. – 47 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября