научный журнал «Актуальные исследования» #34 (61), август '21

Средства выражения агрессии в романе Томаса Харриса «Молчание ягнят»

В данной статье рассматривается вербальная агрессия и средства ее выражения в английском художественном тексте, на примере романа Т.Харриса «Молчание ягнят». Автор рассматривает языковые средства выражения агрессии на 4х уровнях: лексическом, грамматическом, фонетическом и графико-текстовом. В ходе написания данной работы нами были использованы методы научного исследования: теоретический анализ, описание, сравнение, обобщение, классификация. Исследование языковых средств выражения вербальной агрессии позволяет расширить теоретические представления о данном вопросе, а также способствует обобщению и конкретизации знаний о целях использования различных языковых средств и эффектов, достигаемых в результате.

Аннотация статьи
вербальная агрессия
средства выражения агрессии
лексические средства
грамматические средства
фонетические средства
графико-текстовые средства
Ключевые слова

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с агрессией. Она может проявляться по-разному: например, через физические агрессивные действия (рукоприкладство, физическое насилие вплоть до лишения жизни), а также через вербальное воздействие. Люди постоянно используют свои вербальные навыки для того, чтобы выразить недовольство каким-либо явлением или предметом, неудовлетворённость той или иной ситуацией, для оскорбления других людей. Исключением не является и художественная литература. Она является отражением реальной жизни, через художественную литературу человек так или иначе познаёт окружающий мир. Поэтому и авторы, создавая различные коммуникативные ситуации прибегают к использованию языковых средств выражения агрессии.

Данная работа содержит в себе исследование и анализ языковых средств выражения агрессии на примере романа Томаса Харриса «Молчание ягнят».

Теоретическая база исследуемой работы построена на изучении работ таких учёных и исследователей как Власова Е. В., Симонов П. В., Леонов Н. И., Кожина М. Н., которые внесли большой вклад в исследование агрессии и агрессивного вербального поведения, в частности.

Агрессивное поведение включает в себя такое явление как «вербальная агрессия». Она неразрывно связана с любой конфликтной ситуацией, будь то межличностная ссора, либо крупный международный конфликт. Однако, что такое «вербальная агрессия»?

Итак, согласно Власовой Е. В. вербальной агрессией называется отреагирование (способ дать выход избытку сдерживаемых эмоций, «разрядив» таким образом внутреннее напряжение) отрицательно окрашенных эмоций как посредством отрицательных интонаций, так и непосредственно через угрожающее содержание самих высказываний» [1, с.12].

Похожее определение даёт Леонов Н. И. Вербальной агрессией он называет выражение негативных чувств как через содержание (оскорбления, проклятия, враждебные замечания), так и через форму (крик, визг), которые являются проявлениями индивидуального или коллективного поведения, которое направлено на нанесение психологического, либо физического вреда [3, с.211].

По мнению Кожиной М. Н., вербальная агрессия – это форма речевого поведения, нацеленного на выражение неприязни и враждебности, презрения; манера речи, оскорбляющая чьё-либо достоинство. Наибольшее отражение находи в разговорной и публицистической сферах коммуникации» [2, с.340].

В своей работе «Речевая агрессия в печатных СМИ» Власова Е. В. говорит о том, что вербальная агрессия – это воздействие на сознание, которое осуществляется средствами языка, а именно явным и настойчивым навязыванием определённой точки зрения, которая лишает его выбора и возможности самостоятельно сделать вывод и проанализировать факты [1, с. 96].

Итак, вышеописанное – эмоции, чувства, аффекты и состояния; вербальная агрессия в целом так или иначе должны находить отражение в языке. Их исследование и является одной из главных задач данной работы. На этапе реализации высказывания это проявляется в виде многообразия языковых средств, которые используются в процессе речи – обозначают и выражают вербальную агрессию. Лингвисты, исследующие данные средства, разделяют их на соответствующие уровни: лексический, грамматический, фонетический и графико-текстовой [4, с. 6].

С целью более подробного анализа и изучения вышеперечисленного нами был проанализирован роман знаменитого американского писателя Томаса Харриса под названием «Молчание Ягнят» из серии книг о серийном убийце Ганнибале Лектере.

В результате подробного изучения произведения нами было обнаружено 130 средств выражения агрессии, которые мы разделили на 4 уровня в соответствии с классификацией Седова К. Ф.: лексический, фонетический, грамматический и графико-текстовой.

Итак, рассмотрим для начала лексический уровень. Стоит отметить, что наибольшее количество примеров было встречено именно на нём. Это объясняется тем, что он является наиболее простым в употреблении, т.е. достаточно лишь употребить слово, которое несёт в себе внутренний коннотативный компонент.

В качестве примера рассмотрим следующее высказывание в тексте: “I know he’s a monster.”. Агрессивная коннотация здесь заключена в существительном “monster”, адресованном одному из главных героев романа, и означающем an inhumanly cruel or wicked person.” Это определение позволяет сделать вывод об отношении говорящего к объекту агрессии. Он не просто считает его жестоким, но нечеловечески жестоким, злым. Таким образом, подобное презрительное отношение и являет собой типичный пример вербальной агрессии со всеми её компонентами.

Следующим интересным примером вербальной агрессии в романе является использование ругательств. Зачастую автор использует именно их, когда необходимо создать атмосферу агрессивности, потому что ругательства заключают в себе сильный эмоциональный оттенок, интуитивно понятный каждому человеку. Описывая тяжёлую физическую травму одного из второстепенных персонажей, автор пишет “Will’s face looks like damn Picasso drew him, thanks to Lecter”. Прилагательное “damn”, производное от глагола “to damn” (“Condemn, especially by the public expression of disapproval.”), в данном примере относится к существительному “Picasso”, имени собственному, также иллюстрирует гнев говорящего по отношению к тому, кто совершил упомянутое ранее насилие, и в результате образует данный эпитет. Необходимо отметить, что в данном предложении содержится, в свою очередь, ещё один, менее очевидный лексический стилистический приём – скрытое сравнение. Человек, совершивший насилие сравнивается с художником Пикассо. Само по себе данное сравнение не несёт в себе абсолютно никакой агрессии, однако в данном контексте нейтральное по значению существительное “Picasso” в комбинации с прилагательным “damn” принимает негативное значение и становится частью агрессивного вербального акта. Также и выбор именно этого художника не случаен. Отличительной чертой его стиля являются абстрактные, как бы расплывшиеся объекты, которые лишь отдалённо напоминают свои реальные прототипы. Зная это, можно увидеть ещё один отрицательный оттенок в речи говорящего: лицо пострадавшего человека напоминает картины Пикассо, то есть его нынешний внешний вид далёк от реальности и вызывает у говорящего отвращение.

В ходе количественного анализа было выявлено, что грамматический уровень является вторым по распространенности в романе. На это влияет условная лёгкость их использования и распространённость их в речи. То есть, человек, использующий грамматические языковые средства для выражения вербальной агрессии, зачастую не обладает никаким специфическими или выдающимися навыками владения языком. Это связано с распространённостью таких средств, как приказ, угроза, вопрос и т.д. Их построение происходит на интуитивном уровне, практически не требует никакого продумывания и значительно проще, чем построение, например, развёрнутой метафоры.

В качестве первого примера возьмём нетрадиционное употребление временных форм. Например, Present Continuous. “You’re always corrupting a moron over there, aren’t you, Starling?”. Употребление здесь Continuous не соотносится с его обычными временными характеристиками, на это указывает наречие “always”. Речь здесь идёт не об отдельно взятом, конкретном моменте, а о ситуации в целом. Можно сделать вывод, что говорящий с неодобрением относится к выполняемому действию, и считает, что оно производится слишком часто, гораздо больше допустимого. Использование здесь глагола временной группы Continuous в неуместной для него ситуации прямо говорит о неудовлетворённости субъекта агрессии действиями её объекта.

Следующим примером вербальной агрессии на грамматическом уровне стало высказывание ”I wish you wouldn’t keep asking me this question and saw Graham’s face with your own eyes, Starling!”. Здесь конструкция “I wish…” в комбинации с “wouldn’t” не выполняет свою прямую функцию, то есть не показывает сожаление или желание говорящего, а наоборот, описывает эмоцию раздражения, недовольства субъекта агрессии повторяющимся действием объекта агрессии.

Третьим по количеству является графико-текстовой уровень. Хотим отметить, что он весьма характерен для текста романа, Харрис Т. прибегает к его использованию весьма часто, что опять же связано с особенностями манеры речи некоторых персонажей романа.

Первым встреченным нами на данном уровне средством является особым образом организованная эмфатическая интонация. "You have a lot of forensics, but no law enforcement background. We look for six years, minimum."

"My father was a marshal, I know the life."

Crawford smiled a little. "What you do have is a double major in psychology and criminology, and how many summers working in a mental health center – two?"

"Two."

На первый взгляд агрессивный компонент отсутствует, однако автор выделяет курсивом (в тексте работы он подчёркнут) вспомогательный глагол “to do”, являющийся в данном примере частью усиления, чем создаёт эффект противопоставления: субъект агрессии указывает объекту на то, что в сложившейся ситуации он некомпетентен.

Аналогично, автор может выделять курсивом не одно слово, а отдельно взятые фразы, как, например “I was so in hopes you’d overcome that ghastly dialect”. Эффект аналогичен предыдущему примеру, однако создаваемый эмоциональный эффект отличается. Если в примере с “do” эффект достигался посредством сочетания графико-текстового средства с контекстуальным контрастом, то здесь выделение фразы лишь указывает на настроение и презрительное отношение одного из персонажей к другому.

Типичным и, наряду с выделением текста курсивом, самым используемым в романе графико-текстовым средством является написание слов, фраз и предложений заглавными буквами. Приведём крайне интересный, на наш взгляд пример. “God dammit. God DAMMIT. GOD DAMMIT.” При первом же взгляде на этот отрывок в глаза бросается главная особенность данного примера – одни и те же слова, написанные три раза, как бы проходят через три графические стадии: первая – всё написано строчными буквами, то субъекта агрессии спокоен; вторая – “dammit” (разговорное сокращение, образованное от фразы “damn it”) полностью написано с использованием заглавных букв, напряжение в голосе говорящего увеличивается; в последней, второй стадии, заглавные буквы «захватывают» всю фразу, обозначив тем самым кульминационный момент всего отрывка. Агрессия здесь, хоть и является ненаправленной, выражена весьма очевидно и ярко.

Последняя группа проанализированных языковых средств относится к фонетическому уровню. Он оказался самым малочисленным из всех четырёх.

Первым фонетическим стилистическим средством, найденным нами, стал консонанс. Автор прибегает к его использованию, в основном вписывая данное средств в приказы или угрозы. Например “Back off, buster!”. Консонанс в данном случаем представлен двукратным повторением звука [b]. Этот приём позволяет субъекту агрессии усилить эмоциональный эффект, оказываемый на объект агрессии.

Следующим приёмом является ассонанс. Приведём следующий пример. “When Catherine Martin floats, I’ll see that you have to look at her, I swear I will”. Ассонанс заключается в многократном повторении звука [aɪ], что опять же усиливает эффект, который пытается достичь персонаж, объект агрессии. Здесь этот эффект заключается в придании своей личности дополнительной силы и значимости, запугивании объекта агрессии.

Весьма редко встречаемым является звукоподражание, однако и это фонетическое стилистическое средство присутствует в романе. Нами он был найден в предложении “Most of you are not used to squeezing anything harder than your" --ever vigilant against his native Marine terminology, he groped for a polite simile – "zits", he said at last. Звукоподражанием является глагол “to squeeze” (Extract (liquid or a soft substance) from something by compressing or twisting it firmly.). Употребляя словосочетание “to squeeze a zit” по отношению к объекту агрессии, которым в данном случае является группа агентов ФБР, субъект агрессии высмеивает их действия и способности, преуменьшает их компетенцию и значимость.

Таким образом, в ходе анализа языковых средств выражения агрессии на четырёх различных уровнях языка нами было выявлено, что 47% (63 единицы) из 130 обнаруженных нами примеров относятся к лексическому уровню, что подтвердило наибольшую его распространённость; следующим по представленности в тексте романа является грамматический уровень, занимающий 31% (42 единицы) от общего числа языковых средств, что также указывает на их высокую распространённость. Оставшиеся два уровня – фонетический и графико-текстовой – представлены в количестве 8% (11 единиц) и 14% (19 единиц соответственно).

В качестве вывода из вышеописанного можно сказать, что автор романа, Харрис Т. крайне умело и избирательно использует средства выражения вербальной агрессии. В его «арсенал» входят приёмы и средства, содержащиеся на четырёх уровнях языка: лексическом, фонетическом, грамматическом и графико-текстовом. Начиная от наиболее примитивных, несущих в себе негативно окрашенный коннотативный компонент слов (к этому же числу относится и нецензурная брань), не требующих от говорящего никаких особых навыков речи, заканчивая весьма сложными развёрнутыми метафорами, градациями и антитезами. Наименее представленными на страницах книги являются фонетические средства, однако и их правильное использование наделяет определённые эпизоды романа таким эмоциональным эффектом, добиться которого невозможно было бы без прибегания к фонетике.

Также крайне распространённым оказался графико-текстовой уровень. Мы пришли к выводу, что его использование обусловлено особенностями персонажей. Дело в том, что главные герои романа являются высококвалифицированными специалистами в разных областях человеческой деятельности. Главная героиня романа, Кларисса Старлинг – лучший студент академии ФБР, обладатель двух магистерских степеней в области психологии. Её руководитель – Джек Кроуфорд, также знаменитый во вселенной данного романа человек, блестящий агент, на счету которого не один десяток раскрытых дел. Главный антагонист роман – Ганнибал Лектер, в прошлом являлся блестящим психиатром, а в настоящем считается опаснейшим преступником, манипулятором. Описанные нами средства зачастую возникали в диалогах между этими персонажами. Поэтому, по нашему мнению, использование менее очевидных средств выражения агрессии объясняется тем, что большая часть агрессии является инструментальной, то есть используется для достижения определённых целей. Людям, которые обладают столь высоким уровнем квалификации и интеллекта, крайне неэффективно было бы использовать столь очевидные средства, как нецензурная брань и приказы в жёсткой форме. Поэтому автор использует менее очевидные приёмы: развёрнутые метафоры, курсив, градации, позволяющие манипулировать действиями героев. Однако, это совсем не исключает использование ими той же нецензурной брани. В определённые, особо эмоциональные моменты имеет место быть и она. Ни одно из описанных в тексте данной работы средств не закреплено за каким-то конкретным персонажем, зачастую они, наоборот, неожиданно используют совершенно несвойственные для своего статуса языковые средства.

Текст статьи
  1. Власова Е. В. Речевая агрессия в печатных СМИ. – Саратов, 2005. 210 с.
  2. Кожина М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – Москва, 2006. 696 с.
  3. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. – Санкт-Петербург, 2005. 240 с.
  4. Седов К. Ф.  Речевая агрессия в межличностном взаимодействии. – Саратов, 2003. 260 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября