Главная
Конференции
Исследования в социально-гуманитарной сфере в России и за рубежом
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников в различных видах музыкальной де...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников в различных видах музыкальной деятельности

Автор(-ы):

Соколова Елена Александровна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

музыкальная деятельность
эмоциональный интеллект
возрастные особенности формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Аннотация статьи

В статье рассматриваются возможности развития эмоционального интеллекта дошкольников через музыкальную деятельность путем формирования эмоциональной отзывчивости.

Текст статьи

Эмоции – непременная составляющая человеческой жизни. М. Кетс де Врис в своей работе «Мистика лидерства. Руководство эмоциональным интеллектом» говорит, что «капля эмоций может быть более эффективна, чем тонна фактов» [4, с.45]. Осознание значения чувств и переживаний в различных ситуациях и привело к возникновению понятия эмоциональный интеллект.

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта». Так утверждает журналист Дэниел Гоулман в своей знаменитой книге-бестселлере «Эмоциональный интеллект» [3, с. 214].

В 90 годах 20 века американские психологи Дж. Мейер и П. Сэлловей, Д. Карузо стали заниматься проблемами эмоционального интеллекта вплотную, поскольку часто стала обнаруживаться неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Исследователи установили, что около 80% успеха в дальнейшей социальной и личностной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% – всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов 20 века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей.

В отечественной науке Л. С. Выготский, еще в 30-е годы ХХ века, указывал на единство аффекта и интеллекта во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики [5, с. 72]. Взаимодействие и взаимосвязь этих процессов в дальнейшем исследовали С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев и В.Д. Шадриков, который определял способности к познанию других людей и к эффективному взаимодействию с ними понятием «духовные способности», что по смыслу тождественно понятию «эмоциональный интеллект» [8. c. 143].

Т. о. эмоциональный интеллект следует рассматривать как духовную способность, связанную с пониманием человеком, как своих переживаний, так и переживаний других людей.

Л.С. Выготский говорил, что эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» [2, с. 157].

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности любого педагога. Применительно к дошкольникам эмоциональный интеллект рассматривается как основа успешной адаптации и положительной социализации в обществе. Развитый эмоциональный интеллект обеспечивает достижение целевых ориентиров, предусмотренных ФГОС ДО: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Но не стоит забывать, что в процессе обучения, воспитания и развития ребёнка, многие родители и педагоги делают акцент на физическом и познавательном развитии, зачастую забывая о важности эмоционально-личностного развития, которое в свою очередь связано с психологическим и социальным развитием ребёнка. Кроме того, в последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. В связи с тем, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве и играет решающую роль в становлении личности ребёнка, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Из всех видов искусства, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Н. А. Ветлугина отмечала в своих работах - «Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции» [1, с. 231].

Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.    

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Б.М. Теплов считал, что основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку. Ведь ребёнок реагирует на окружающий мир, в первую очередь, через эмоции, а музыка очень значима тем, что взращивает духовные силы маленьких детей и помогает распространять добро и красоту [7, с. 211]. Развитый музыкальный слух помогает общению с другими людьми. Только услышав интонации речи другого человека, различные её нюансы, можно правильно оценить душевное состояние партнёра по общению, его хорошие или плохие намерения.

Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее полезна и одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыка при помощи своих выразительных средств способна моделировать основные эмоциональные состояния-переживания, а следовательно, может быть использована в качестве инструмента для развития эмоционального интеллекта.    

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О. П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа [6 с.78].

Работа по развитию эмоциональной сферы делится на три этапа:

1 этап – ранний и младший возраст (2-4 года) – работа над развитием эмоций, мимики через игру, образы, движения, голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику. Речь педагога в этом возрасте должна быть тоже очень эмоциональной и выразительной. Весь репертуар необходимо обыграть и представить ярко, красочно. Например, при знакомстве с циклом песен на слова А. Барто, ребята проживают и радость творчества в песне «Самолет» и горечь потери в песне «Мячик», удивление в песни «Грузовик», страха в песне «Бычок». Весь репертуар сопровождается образными движениями, что позволяет детям запомнить и полюбить эти песни.

2 этап – средний возраст (4-5 лет). В средней группе эмоциональный словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими различные настроения, состояния (горе, горевать, трусливый, обиженный, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень страшный, совсем трусливый, очень печальный).

Дети учатся по музыке определять и изображать эмоциональное состояние героя, замечать изменения в настроении. Например, «Котик заболел» и «Котик выздоровел», музыка Гречанинова. Мимикой и пантомимикой дети изображают больного и здорового котика. При знакомстве с творчеством Д. Кабалевского «3 подружки» с помощью звуков и мимики, движений передают образы плаксы, злюки и резвушки, характеризуя их эмоциональное состояние.

3 этап – старший возраст (5-7 лет) – совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов, этюдов на сопоставление различных эмоций, образно-игровых этюдов без слов и со словами.

Здесь детьми любим «Карнавал животных», демонстрируя разнообразие характеров персонажей сюиты, дети находят близкие для себя образы. Величественного льва и великолепного лебедя, неспешно плавающих рыбок или шумных петухов. В этом возрасте дети достаточно развернуто могут описать музыкальных образы, чувствуя их красоту и разнообразие, поскольку уже имеют определенный багаж музыкальных знаний.

Подводя итог, можно сказать, что эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные; управлять своими эмоциями для решения практических задач, что позволяет ему стать успешным и востребованным в современном обществе.

Список литературы

  1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981.
  2. Выготский, Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. – М. : АСТ : АСТ Москва ; Владимир : ВКТ, 2009. – 478 с.
  4. Кетс де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта [Текст] / М. Кетс де Врис ; пер. с англ. –М.:Альпина Паблишер, 2011. – 280 с.
  5. Петрушин, В. И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий «Вестник кафедры ЮНЕСКО» «Музыкальное искусство и образование» № 2, 2016 г.
  6. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1994.
  7. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: в 2т.- М., 1985. - Т.1.
  8. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] :учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 1996. –320 с.

Поделиться

2474

Соколова Е. А. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников в различных видах музыкальной деятельности // Исследования в социально-гуманитарной сфере в России и за рубежом : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 73-77. URL: https://apni.ru/article/2828-razvitie-emotsionalnogo-intellekta-doshkolnik

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля