Философия фастфуда

Автор(-ы):

Рубенко Алексей Сергеевич

Щипунова Жанна Александровна

Секция

Философия

Ключевые слова

общество
питание
фастфуд
здоровье
философия

Аннотация статьи

В статье предпринимается попытка осветить проблему места сетей ресторанов быстрого питания в обществе, их роль в жизни и здоровье человека, разобраться в причинах приобретения столь большой популярности, а также обсудить сценарий грамотного взаимодействия человека с этой реальностью.

Текст статьи

Упоминание о роли быстрой еды, именуемой фастфудом, в точках быстрого питания уже не ново. Зародившись в середине прошлого века, главным образом в Америке, культ «быстрой еды» на протяжении десятилетий распространялся по земному шару, охватывая все новые и новые территории. На сегодняшний день сети ресторанов быстрого питания занимают одну из доминирующих позиций в сфере товаров и услуг, ежегодно увеличивая долю потребителей и процент прибыли. За годы существования этой сети ею была приобретена армия поклонников, готовых возвращаться в рестораны вновь и вновь.

Целью данной работы является осветить основные аспекты привязанности людей к фастфуду, разобраться в причинах его большой популярности среди масс и широкого распространения в последние годы, а также ответить на вопросы, связанные рациональным взаимодействием человека с ресторанами быстрого питания, которое не приведет к проблемам со здоровьем и ухудшению качества жизни.

Рис. Классический вид зоны фуд-корта (фото из открытого источника)

Одним из фундаментальных постулатов, выдвигаемых сетями ресторанов быстрого питания, является их универсальность и удобство. Так, Вера Москвина, ведущий специалист «МИК-Гортис», выделяет следующие критерии, отражающие данный постулат:

  1. Удобство месторасположения (зоны фуд-корта (с англ. – «ресторанный дворик») есть практически во всех торговых центрах и прочих местах с высоким скоплением людей);
  2. Стандартное меню на все дни недели;
  3. Быстрота обслуживания;
  4. Цена, ориентированная на широкие массы [1].

Таким образом, эти четыре фактора являются параметром универсальности и удобства, который представляет собой один из слоганов сетей ресторанов быстрого питания. Конечно, с этими преимуществами трудно не согласиться; они, обладая такими положительными сторонами, являются, пожалуй, первыми, которые назовут частые посетители фуд-кортов в ответ на вопрос «Каковы плюсы ресторанов быстрого питания?». Следовательно, посещение этих заведений у людей превращается в ритуал, обязательно сопровождаемый положительными эмоциями, который они испытывают в его процессе, что лишь закрепляет в подсознании стойкую тягу повторять этот ритуал вновь и вновь, подпитывая себя яркими впечатлениями, закрепляя паттерн поведения, тем самым замыкая «порочный круг».

В результате, приобщаясь к регулярным визитам в точки фуд-кортов, у людей вырабатывается потребность, причем не столько связанная с необходимостью приема пищи, сколько в желании вновь посетить тот или иной ресторан и испытать положительные эмоции, возникающие в процессе потребления фастфуда. Так или иначе, суть этого явления и желания – это пищевая зависимость, лежащая намного глубже простого желания «Я хочу» и связанная, в первую очередь, с закономерностями физиологии человека и протекающими в его организме биохимическими реакциями, являющимися квинтэссенцией в процессе, отражающимся понятием «расстройство пищевого поведения». В XXI столетии проблема неумеренного аппетита является достаточно актуальной и освещается не только в различных исследованиях, но зачастую и в СМИ. В исследовании Сукиасян К. Р., посвященному изучению особенностей пищевой зависимости, показано, что среди опрошенных респондентов 55% имеют так называемую легкую степень пищевой зависимости, причем большая их часть попадает в возрастную категорию от 17 до 30 лет [2]. Автор занимает позицию, согласно которой пищевая зависимость тесно связана с уровнем стресса и имеет прямую зависимость. Известно, что в современном темпе жизни люди наиболее подвержены воздействию стрессогенных факторов на фоне сниженной стрессоустойчивости, что логично оправдывает стремление людей «заедать неприятности». В основе пищевой зависимости лежит зависимость химическая – от компонентов, входящих в состав продуктов; главным образом, это глюкоза и глутамат натрия, являющиеся обязательными компонентами большинства блюд из меню ресторанов быстрого питания. Пищевая зависимость, как и все прочие виды зависимости, подвергается коррекции медицинскими и немедикаментозными методами, однако здесь встает следующий вопрос – это непринятие людьми существующей проблемы и попытки отмахнуться от нее. В обществе считается, что зависимость человека от медицинских препаратов наркотического действия (таких как, например, героин или метамфетамин) являет собой нечто плохое, отрицательное, нуждающееся во всеобщем порицании и необходимостью лечения. Однако же если человек не прочь лишний раз перекусить в ресторане быстрого питания после работы, то отношение к нему совсем иное – снисходительное, признающее наличие проблемы, но умаляющее ее истинное значение. Тем не менее, в основе двух этих проблем лежит одно и то же – химическая зависимость. Продукты быстрого питания богаты различными пищевыми добавками, отрицательно влияющими на работу всех систем организма. Особую опасность они представляют для детей и подростков. Школьники – это наиболее подверженная риску группа. Так, люди в возрастном диапазоне от 7 от 18 лет в подавляющем большинстве ежедневно употребляют те или иные продукты, относящиеся к категории вредных для здоровья [3].

Гугуева Ю. В. указывает, что пища, являясь самым доступным объектом злоупотребления, влияет на уровень эндорфинов, заставляя человека ощущать кратковременное счастье и удовлетворенность; степень влечения к доступному «наркотику» определяется причинами, уходящими корнями в детство, где закладываются основные паттерны поведения, а также связанные с ними отклонения [4]. Автор признает, что еда вырабатывает определенную стрессоустойчивость, особенно при воздействии на человека неблагоприятных факторов, помогая психологически выстроить вокруг себя стену, для них недосягаемую. Следовательно, частое посещение ресторанов быстрого питания может помочь человеку отгородиться от жизненных проблем и дать чувство покоя и защищенности на время его пребывания там. Тем не менее, не стоит рассматривать это как чудо-средство, избавляющее от насущных бед, ведь обратной стороной медали фуд-кортов является их неоспоримое негативное влияние на физическое здоровье человека. Именно этот момент является ключевым в дискуссии о доступности снятия психического напряжение посредством обеда в ресторане быстрого питания. Необходимо понимать, что несмотря на общую природу химических зависимостей, именно пищевая труднее всего поддается коррекции из-за широкой доступности и «легализации» источников удовлетворения, поэтому на ее устранение требуется, во-первых, больше времени, чем на устранение, например, зависимости от лекарственных препаратов и, во-вторых, требует большей мотивации у пациента к выздоровлению за счет фактора крайне широкой доступности.

Из сказанного нами можно сделать вывод о том, что идеология бизнеса ресторанов быстрого питания, строится на таких базовых принципах, как:

  1. Получение преданности со стороны покупателя;
  2. Создание новых предложений пропорционально растущему спросу;
  3. Повсеместное распространение на рынке, что увеличивает вероятность посещения людьми ресторанов быстрого питания.

Можно утверждать, что на этих трех китах зиждутся идеи бизнеса, предоставляющего услуги общественного питания.

Дополнительно стоит отметить, что широкое распространение сетей ресторанов быстрого питания неизбежно породило за собой увеличение числа рабочих мест. Д. Ритцер в своем исследовании «Макдональдизация» отмечает: «Труд в ресторане фаст-фуда деквалифицирован, он не требует никаких особых навыков, работники гомогенны и взаимозаменяемы» [5]. Таким образом, названная Ритцером прогрессирующая «макдональдизация» косвенным образом влияет на отток абитуриентов от учреждений высшего и среднего профессионального образования, предлагая вместо долгих лет обучения заманчивую альтернативу – стабильную работу, не требующую какого-либо образования, почасовую оплату и возможность карьерного лифта, тем самым выстраивая иерархию с возможностью мобильности внутри нее. Все это может способствовать снижению мотивации молодых людей к получению профессионального образования и закрепления в их разуме принципа, согласно которому легкий путь предпочтительнее сложного. Разумеется, наше умозаключение не может быть применимо непосредственно к каждому, однако оно так или иначе отображает общую тенденцию к снижению интереса молодых людей к освоению различных профессий.

Подводя итоги, можно уверенно говорить о том, что тема взаимоотношений человека с фастфудом остра; ей уделяется немало внимания как в СМИ, так и в профессиональных кругах. Несмотря на очевидные минусы «макдональдизации», не стоит ставить знак тождества с абсолютным злом, ведь, как известно, все хорошо в меру. Таким образом, необходимо доносить до общества идеи «золотой середины» посредством СМИ, необходимо, чтобы люди осознавали, что за, казалось бы, незначительной проблемой частых посещений зоны фуд-корта стоит гораздо большая – прямое отрицательное влияние на все системы организма и потенциальное ухудшение качества жизни. Все это требует у каждого человека поиски индивидуальных компромиссов, посредством которых будет найден баланс между здоровьем (как физическим, так и ментальным) и радостями жизни, которые способны подарить рестораны общественного питания.

Список литературы

  1. Московина В. Посетители заведений быстрого питания / Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2009. – № 6. – С. 37-40.
  2. Сукиасян К. Р. Выявление особенностей пищевой зависимости / Сборник научных статей молодых ученых, посвященный Дню российской науки. Научный ред. О.Ф. Рогаль-Левицкая. – 2019. – С. 21-25.
  3. Сариду Е. Н. и др. Осторожно! «Пищевой мусор»! / Сборник статей XVI Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч. Г. Пенза. – 2018. – С. 192-195.
  4. Гугуева Ю. В. Нарушение пищевого поведения. Психология пищевой зависимости / Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. – 2019. – т. 5. – № 2. – С. 361-265.
  5. Ритцер Д. Макдональдизация / Мониторинг общественного мнения. – 2011. – № 2 (102). – С. 193-210.

Поделиться

1957

Рубенко А. С., Щипунова Ж. А. Философия фастфуда // Актуальные исследования. 2021. №34 (61). С. 32-35. URL: https://apni.ru/article/2832-filosofiya-fastfuda

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Философия»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля