Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает пересмотр содержания, методов, форм и средств работы с детьми. При условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно вверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше начинали учить в школе.
Большое внимание в процессе обучения детей дошкольного возраста элементам математики уделяется работе по формированию у них навыков счетной деятельности, так как эти навыки являются основой для дальнейшего обучения в школе.
Исследованиями многих ученых (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина и др.) доказано, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру, обеспечивающуюся совместной работой различных анализаторных систем, представляющих собой функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета.
Формирование и развитие функций счета тесно связано с речью, которая, включаясь в его структуру, выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой – как организатор деятельности счета.
Наряду с различными методами и приемами, а также использованием разнообразия дидактических материалов, одним из эффективных средств формирования навыков счетной деятельности у детей дошкольного возраста является дидактическая игра.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактических игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. В процессе игр дети учатся решать познавательные задачи. Любая дидактическая игра ставит своей целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности. Отличительной особенностью дидактических игр является возможность обучать детей посредством активной и интересной для них деятельности.
Основные требования к планированию дидактических игр: выбирая игру, педагог должен учитывать и содержание, и степень сложности и новизны для детей. Учет возрастных возможностей требует более широкого использования в младшем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития у детей сенсорных и умственных способностей; в старшем возрасте увеличивается значение настольно-печатных и словесных игр. Чтобы избежать однообразия, в плане указывают изменения, которые вносятся в различные варианты одной и той же игры. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
Благодаря дидактическим играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что образовательная деятельность проходит в веселой, занимательной и доступной форме.
В процессе игр дети учатся решать познавательные задачи. Любая дидактическая игра ставит своей целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности. Отличительной особенностью дидактических игр является возможность обучать детей посредством активной и интересной для них деятельности.
В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться при выборе задания, постановке вопроса с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Игра делает образовательную деятельность эмоционально насыщенной, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.
Обучение детей играть и играя считать и решать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку в процессе обучения, поскольку в игре незаметно для себя дети выполняют большое число упражнений, тренируются в счете.
С целью развития у детей старшего дошкольного возраста навыков счета, можно сгруппировать дидактические игры, направленные на развитие навыков счета в соответствии с разделами:
- 1. Игры на формирование знания о цифре.
- 2. Игры на формирование количество и счёт.
- 3. Игры на формирование количественных отношений.
- 4. Игры на формирование счетных операций.
- 5. Игры с решением арифметических задач.
На протяжении дошкольного возраста игра проходит этапы своего развития. Благодаря своему разнообразию, она действительно становится ведущей деятельностью. Дидактическая игра позволяет достигать целевых ориентиров, обозначенных ФГОС ДО: ребёнок интересуется окружающими предметами другими предметами, и активно действует с ними; овладевает основными культурными способами деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру; обладает развитым воображением; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; проявляет любознательность; формируются предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования.
Место дидактической игры в структуре НОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений, развития навыков счета.