Обеспечение углеродной нейтральности

В представленной работе проведен анализ понятия и свойств по обеспечению углеродной нейтральности. Исследованы вопросы соглашений в данной области. Проанализированы конкретные примеры реализации нулевой отгрузки среди крупных компаний. Методы исследования: аналитический метод, обзорный метод.

Аннотация статьи
транспортировка
логистика
нулевая отгрузка
цифровые инструменты
углеродный след
Ключевые слова

Каждый из нас оставляет свой след на планете, но сегодня эта расхожая фраза приобретает новый смысл. Государства и компании в настоящее время находятся в поиске новых подходов, стремясь не только решить глобально значимую климатическую проблему, но и сохранить экономическую конкурентоспособность. Так многие из современных корпораций стремятся если не к нулевому углеродному следу, то хотя бы к его сокращению. О своих намерениях работать в этом направлении заявили, такие гиганты как «Сбер», поисковик Google и компания Microsoft. Для снижения объема выбросов углекислого газа в процессе транспортировки грузов, компании делают упор на использование искусственного интеллекта и цифровых инструментов, что значительно ускоряет процесс разработки принципиально новых бизнес-моделей, включающих нулевую отгрузку.

Достаточно большое внимание к теме нулевой отгрузке было приковано после подписания Парижского соглашения в 2015 г. Именно с этого момента 196 стран мира признали, что климат планеты меняется и для предупреждения природных катаклизмов нужно менять подход к промышленности и производству. Цель Парижского соглашения по климату сводится к принятию мер для недопущения роста температуры и снижения количества выбросов углекислого газа [1].

Так называемая углеродная нейтральность рассматривается в качестве приоритета многими крупными компаниями. План компании Microsoft - стать углеродно-нейтральной к 2030 г. Это позволит компании удалять из атмосферы больше углекислого газа, чем производить вместе с выбросами. О стремлении к нулевой отгрузке заявили и в компании Netflix. Стриминговый сервис (от англ. streaming – потоковая передача) подсчитал, что к 2020 г. углеродный след компании снизится до 1,1 млн. метрических тонн. Выйти на нулевые выбросы в компании планируют уже к 2022 г. Google в 2020 г. заявила о том, что компания стала углеродно-нейтральной еще в 2007 г. Чтобы устранить свой карбоновый след, компании потребовалось целых 13 лет.

Самые передовые российские компании также оценивают свой углеродный след и делают шаги на пути к сокращению выбросов с учетом Парижского соглашения. Тем не менее, компаний, заявивших о планах добиться нулевых парниковых выбросов к 2050 году, пока единицы: En+ Group, Татнефть, Х5 Retail Group и S7 Airlines [2].

Добиться углеродной нейтральности планирует и российский «Сбер». Финансовая организация готова осуществить этот план уже к 2030 г. Чтобы «обнулить» собственный след, в компании сделан упор на модернизацию автомобильного парка. Переход на биотопливо уже заметно позволил сократить количество выбросов углекислого газа.

В обозримом будущем компания намерена заменить машины инкассации и служебные автомобили на транспортные средства, работающие на электричестве. И вырабатываться оно будет на основе использования возобновляемых источников - энергии солнца, ветра и воды. Далеко не все российские компании присоединились к борьбе за сохранение благоприятного климата на планете. Однако игнорировать данную проблему становится все труднее.

К проблеме глобального потепления может быть разное отношение. И если на бытовом уровне данная проблема может быть просто разговором и обменом мнениями, то на уровне крупных компаний без масштабного внедрения инноваций не обойтись. Главным принципом конкуренции на европейском рынке становится не столько цена продукта, сколько его карбоновый след [3].

В России о проблеме загрязнения атмосферы осведомлены многие, но о мерах борьбы с этим говорить в политических кругах не принято. Всемирный банк и британская нефтегазовая компания BP (British Petroleum), которые занимаются мониторингом вредных выбросов в атмосферу, ставят Россию по объемам выбросов углекислого газа на 4-е место среди всех стран мира. Больше выбросов углекислого газа приходится только на Китай, США и Индию, но и население этих стран существенно больше.

С целью стимулирования к переходу на нулевую отгрузку в ЕС с 2023 г. будет введен углеродный налог. Поставлена цель сделать Европу углеродно-нейтральной уже к 2050 г. Подлежать налогообложению будут товары и грузы, при транспортировке которых остается углеродный след. Налог будет распространяться на производителей продукции, дистрибьюторов производственных предприятий и оптовых покупателей [4].

Установление налога может привести к повышению стоимости сырья и материалов для производства продукции. От введения налога в первую очередь пострадают российские производители товаров, так как они проигрывают борьбу за сохранение благоприятного климата и не стремятся переходить на использование технологий для «обнуления» углеродного следа при транспортировке товаров. Уже подсчитано, что российские компании только на экспорте товаров в Европу из-за введения налога понесут убытки в размере 3-5 млрд. долларов ежегодно.

Планы по введению углеродного налога стали появляться в 1997 г. после принятия Киотского протокола. Именно с этого момента стала осознаваться проблема глобального потепления. К моменту подписания Парижского соглашения по климату в 2015 г. большая часть европейских стран уже ввела обложения, которые и должны были стать стимулами для сокращения углеродных выбросов. Компания SBT, которая объединяет более 1400 бизнесов по всей Европе, заявила о намерении сократить в своей деятельности углеродный след.

В 2017 г. к данной инициативе присоединилась компания SAP и заявила о намерении выйти на нулевой показатель выбросов углекислого газа. Достигнуто это будет за счет модернизации парка транспортных средств для обслуживания объектов инфраструктуры компании. Все они будут ездить на биотопливе. В компании также намерены вдвое сократить количество поездок сотрудников с деловыми целями, использовать вместо этого возможности телекоммуникаций. В случае неизбежности выбросов углекислого газа, в отдельных случаях, компания будет выплачивать денежную компенсацию [5].

В связи с актуальностью проблемы глобального потепления меняется и отношение потребителей к товарам и услугам компанией. Чем меньше углеродный след компании, тем более привлекательной она будет для потребителей. Углеродный налог в Европе вводится не столько по инициативе правительственных органов, сколько на основе запроса со стороны потребителей. Именно они формируют общественное мнение и оказывают влияние на инвесторов.

Сейчас для потребителей важно и самим вносить вклад в снижение объемов выбросов углекислого газа. Сделать это можно, если пользоваться товарами и услугами тех компаний, которые выходят на нулевую отгрузку, то есть, у которых нулевой объем выбросов углекислого газа во время транспортировки товаров. Свое давление на производителей товаров оказывают и инвесторы. Статистика указывает на то, что одним из решающих параметров при решении вопроса о вложении инвестиций в компанию является ее позиция в рейтинге ESG. Данным рейтингом отражается положение компании среди других за счет развития и эффективности инструментов экологического, социального и корпоративного управления. Многие из инвесторов следят за этим рейтингом. Поэтому компаниям, которые в этот рейтинг не входят или занимают низкие позиции, становится все более труднее привлекать инвестиции [6].

Углеродный след в атмосфере оставляет любая компания вне зависимости от направления деятельности. В качестве примера можно рассмотреть ИТ-компанию, только на первый взгляд может показаться, что выбросов углекислого газа в атмосферу она не осуществляет. Однако ее сотрудники пользуются самолетами и машинами, для перемещения которых применяются не возобновляемые источники энергии, компания осуществляет закупку продукции и пользуется услугами ее доставки за счет использования транспорта.

Поэтому и в таких компаниях должны задумываться о том, чтобы бороться с оставляемым углеродным следом в атмосфере. О своих планах стать углеродно-нейтральной к 2040 г. заявила компания Walmart. Для достижения этой цели компания инициировала работу с поставщиками. Ее целью на ближайшие годы станет исключение углеродного следа из используемых цепочек поставок.

Maersk, которая осуществляет перевозку грузов по морю, к 2023 г. полностью перейдет на использование углеродно-нейтральных контейнеровозов. Давление на компании оказывается и со стороны страховщиков. Allianz, которая является одним из лидеров на рынке страхования в Европе, заявила, что больше не будет страховать электростанции, которые осуществляют выработку энергии за счет сжигания угля.

Успехов в снижении объемов выбросов углекислого газа в атмосферу удалось добиться компании SAP. К 2020 г. компания сократила объемы выбросов на 43%. Выйти на полную углеродную нейтральность за счет этого компания планирует к 2023 г., то есть, на 2 года раньше, чем планировалось.

Чтобы российские компании могли начать внедрение и использование технологий для борьбы с выбросами, необходимо наладить получение ими актуальной информации по энергоэффективности. Собранные данные должны быть качественно проанализированы в разрезе всех элементов, образующих цепочки поставок. Только по результатам сбора и анализа информации компании могут прийти к определенным выводам и начать менять бизнес-процессы.

Такие проекты уже начали реализоваться на базе компаний «Северсталь» и «Сургутнефтегаз». Эти компании вкладывают средства в создание систем мониторинга, через которые собираются данные по энергоэффективности. Всего же установлено и используется в «Северстали» более 2,5 тыс. приборов учета. Они прогнозируют не только энергопотребление, но и объемы расходования топлива, выбросов углекислого газа в атмосферу при транспортировке сырья и грузов.

Только за счет такой стратегии в компании уже добиваются экономии в 10 млн. долларов в год. И останавливаться на достигнутом в «Северстали» не собираются. В планах у компании – провести анализ в цепях поставок и изменить их таким образом, чтобы по максимуму снизить углеродный след.

В ряде компаний сейчас ведется разработка и внедрение интеллектуальных систем планирования и осуществления бизнес-процессов. Главная задача, которая ставится перед такими системами, сводится к снижению количества выбросов углекислого газа при планировании и осуществлении транспортировки товаров и сырья.

Таким образом, чтобы у компаний появились стимулы для перехода к низкоуглеродной экономике, необходимо выработать устойчивые модели производства и потребления, создавать механизмы для обмена наилучшими практиками и технологиями в рамках «зеленого» развития; решать вопросы финансирования проектов по управлению климатическими изменениями, обмену и передаче прорывных низкоуглеродных технологий, продуктов, материалов, а также правовым образом закреплять добровольные обязательства стран по снижению выбросов и повышению энергетической эффективности.

Текст статьи
  1. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е.Ф. Прокушев, А.А. Костин; под редакцией Е.Ф. Прокушева. -10-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 450 с.
  2. Корпоративные стратегии углеродной нейтральности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru›material/file/…/03062021.pdf
  3. Клинов, В. Г., Ревенко, Л. С., Ружинская, Т. И. Мировые товарные рынки и цены: учебник; под ред. Л. С. Ревенко. -М.: МГИМО-Университет, 2018. - С. 54-158.
  4. Сидоренко, О. В., Сергеева, С. А. Внешнеторговые позиции рынка России // Вестник аграрной науки. - 2020. -№ 6 (87). - С. 143-149.
  5. Торги // IDK.Ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://idk.ru/TradeRequest/Index 
  6. Отчет по экспорту № 52 (116) от 5 января 2020 г. // Прозерно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prozerno.ru
Список литературы