Главная
АИ #34 (61)
Статьи журнала АИ #34 (61)
Обеспечение углеродной нейтральности

Обеспечение углеродной нейтральности

Автор(-ы):

Синицына Анна Сергеевна

Рассамаха Денис Васильевич

Рауткин Тимур Андреевич

Секция

Информационные технологии, телекоммуникации

Ключевые слова

нулевая отгрузка
логистика
транспортировка
цифровые инструменты
углеродный след

Аннотация статьи

В представленной работе проведен анализ понятия и свойств по обеспечению углеродной нейтральности. Исследованы вопросы соглашений в данной области. Проанализированы конкретные примеры реализации нулевой отгрузки среди крупных компаний. Методы исследования: аналитический метод, обзорный метод.

Текст статьи

Каждый из нас оставляет свой след на планете, но сегодня эта расхожая фраза приобретает новый смысл. Государства и компании в настоящее время находятся в поиске новых подходов, стремясь не только решить глобально значимую климатическую проблему, но и сохранить экономическую конкурентоспособность. Так многие из современных корпораций стремятся если не к нулевому углеродному следу, то хотя бы к его сокращению. О своих намерениях работать в этом направлении заявили, такие гиганты как «Сбер», поисковик Google и компания Microsoft. Для снижения объема выбросов углекислого газа в процессе транспортировки грузов, компании делают упор на использование искусственного интеллекта и цифровых инструментов, что значительно ускоряет процесс разработки принципиально новых бизнес-моделей, включающих нулевую отгрузку.

Достаточно большое внимание к теме нулевой отгрузке было приковано после подписания Парижского соглашения в 2015 г. Именно с этого момента 196 стран мира признали, что климат планеты меняется и для предупреждения природных катаклизмов нужно менять подход к промышленности и производству. Цель Парижского соглашения по климату сводится к принятию мер для недопущения роста температуры и снижения количества выбросов углекислого газа [1].

Так называемая углеродная нейтральность рассматривается в качестве приоритета многими крупными компаниями. План компании Microsoft - стать углеродно-нейтральной к 2030 г. Это позволит компании удалять из атмосферы больше углекислого газа, чем производить вместе с выбросами. О стремлении к нулевой отгрузке заявили и в компании Netflix. Стриминговый сервис (от англ. streaming – потоковая передача) подсчитал, что к 2020 г. углеродный след компании снизится до 1,1 млн. метрических тонн. Выйти на нулевые выбросы в компании планируют уже к 2022 г. Google в 2020 г. заявила о том, что компания стала углеродно-нейтральной еще в 2007 г. Чтобы устранить свой карбоновый след, компании потребовалось целых 13 лет.

Самые передовые российские компании также оценивают свой углеродный след и делают шаги на пути к сокращению выбросов с учетом Парижского соглашения. Тем не менее, компаний, заявивших о планах добиться нулевых парниковых выбросов к 2050 году, пока единицы: En+ Group, Татнефть, Х5 Retail Group и S7 Airlines [2].

Добиться углеродной нейтральности планирует и российский «Сбер». Финансовая организация готова осуществить этот план уже к 2030 г. Чтобы «обнулить» собственный след, в компании сделан упор на модернизацию автомобильного парка. Переход на биотопливо уже заметно позволил сократить количество выбросов углекислого газа.

В обозримом будущем компания намерена заменить машины инкассации и служебные автомобили на транспортные средства, работающие на электричестве. И вырабатываться оно будет на основе использования возобновляемых источников - энергии солнца, ветра и воды. Далеко не все российские компании присоединились к борьбе за сохранение благоприятного климата на планете. Однако игнорировать данную проблему становится все труднее.

К проблеме глобального потепления может быть разное отношение. И если на бытовом уровне данная проблема может быть просто разговором и обменом мнениями, то на уровне крупных компаний без масштабного внедрения инноваций не обойтись. Главным принципом конкуренции на европейском рынке становится не столько цена продукта, сколько его карбоновый след [3].

В России о проблеме загрязнения атмосферы осведомлены многие, но о мерах борьбы с этим говорить в политических кругах не принято. Всемирный банк и британская нефтегазовая компания BP (British Petroleum), которые занимаются мониторингом вредных выбросов в атмосферу, ставят Россию по объемам выбросов углекислого газа на 4-е место среди всех стран мира. Больше выбросов углекислого газа приходится только на Китай, США и Индию, но и население этих стран существенно больше.

С целью стимулирования к переходу на нулевую отгрузку в ЕС с 2023 г. будет введен углеродный налог. Поставлена цель сделать Европу углеродно-нейтральной уже к 2050 г. Подлежать налогообложению будут товары и грузы, при транспортировке которых остается углеродный след. Налог будет распространяться на производителей продукции, дистрибьюторов производственных предприятий и оптовых покупателей [4].

Установление налога может привести к повышению стоимости сырья и материалов для производства продукции. От введения налога в первую очередь пострадают российские производители товаров, так как они проигрывают борьбу за сохранение благоприятного климата и не стремятся переходить на использование технологий для «обнуления» углеродного следа при транспортировке товаров. Уже подсчитано, что российские компании только на экспорте товаров в Европу из-за введения налога понесут убытки в размере 3-5 млрд. долларов ежегодно.

Планы по введению углеродного налога стали появляться в 1997 г. после принятия Киотского протокола. Именно с этого момента стала осознаваться проблема глобального потепления. К моменту подписания Парижского соглашения по климату в 2015 г. большая часть европейских стран уже ввела обложения, которые и должны были стать стимулами для сокращения углеродных выбросов. Компания SBT, которая объединяет более 1400 бизнесов по всей Европе, заявила о намерении сократить в своей деятельности углеродный след.

В 2017 г. к данной инициативе присоединилась компания SAP и заявила о намерении выйти на нулевой показатель выбросов углекислого газа. Достигнуто это будет за счет модернизации парка транспортных средств для обслуживания объектов инфраструктуры компании. Все они будут ездить на биотопливе. В компании также намерены вдвое сократить количество поездок сотрудников с деловыми целями, использовать вместо этого возможности телекоммуникаций. В случае неизбежности выбросов углекислого газа, в отдельных случаях, компания будет выплачивать денежную компенсацию [5].

В связи с актуальностью проблемы глобального потепления меняется и отношение потребителей к товарам и услугам компанией. Чем меньше углеродный след компании, тем более привлекательной она будет для потребителей. Углеродный налог в Европе вводится не столько по инициативе правительственных органов, сколько на основе запроса со стороны потребителей. Именно они формируют общественное мнение и оказывают влияние на инвесторов.

Сейчас для потребителей важно и самим вносить вклад в снижение объемов выбросов углекислого газа. Сделать это можно, если пользоваться товарами и услугами тех компаний, которые выходят на нулевую отгрузку, то есть, у которых нулевой объем выбросов углекислого газа во время транспортировки товаров. Свое давление на производителей товаров оказывают и инвесторы. Статистика указывает на то, что одним из решающих параметров при решении вопроса о вложении инвестиций в компанию является ее позиция в рейтинге ESG. Данным рейтингом отражается положение компании среди других за счет развития и эффективности инструментов экологического, социального и корпоративного управления. Многие из инвесторов следят за этим рейтингом. Поэтому компаниям, которые в этот рейтинг не входят или занимают низкие позиции, становится все более труднее привлекать инвестиции [6].

Углеродный след в атмосфере оставляет любая компания вне зависимости от направления деятельности. В качестве примера можно рассмотреть ИТ-компанию, только на первый взгляд может показаться, что выбросов углекислого газа в атмосферу она не осуществляет. Однако ее сотрудники пользуются самолетами и машинами, для перемещения которых применяются не возобновляемые источники энергии, компания осуществляет закупку продукции и пользуется услугами ее доставки за счет использования транспорта.

Поэтому и в таких компаниях должны задумываться о том, чтобы бороться с оставляемым углеродным следом в атмосфере. О своих планах стать углеродно-нейтральной к 2040 г. заявила компания Walmart. Для достижения этой цели компания инициировала работу с поставщиками. Ее целью на ближайшие годы станет исключение углеродного следа из используемых цепочек поставок.

Maersk, которая осуществляет перевозку грузов по морю, к 2023 г. полностью перейдет на использование углеродно-нейтральных контейнеровозов. Давление на компании оказывается и со стороны страховщиков. Allianz, которая является одним из лидеров на рынке страхования в Европе, заявила, что больше не будет страховать электростанции, которые осуществляют выработку энергии за счет сжигания угля.

Успехов в снижении объемов выбросов углекислого газа в атмосферу удалось добиться компании SAP. К 2020 г. компания сократила объемы выбросов на 43%. Выйти на полную углеродную нейтральность за счет этого компания планирует к 2023 г., то есть, на 2 года раньше, чем планировалось.

Чтобы российские компании могли начать внедрение и использование технологий для борьбы с выбросами, необходимо наладить получение ими актуальной информации по энергоэффективности. Собранные данные должны быть качественно проанализированы в разрезе всех элементов, образующих цепочки поставок. Только по результатам сбора и анализа информации компании могут прийти к определенным выводам и начать менять бизнес-процессы.

Такие проекты уже начали реализоваться на базе компаний «Северсталь» и «Сургутнефтегаз». Эти компании вкладывают средства в создание систем мониторинга, через которые собираются данные по энергоэффективности. Всего же установлено и используется в «Северстали» более 2,5 тыс. приборов учета. Они прогнозируют не только энергопотребление, но и объемы расходования топлива, выбросов углекислого газа в атмосферу при транспортировке сырья и грузов.

Только за счет такой стратегии в компании уже добиваются экономии в 10 млн. долларов в год. И останавливаться на достигнутом в «Северстали» не собираются. В планах у компании – провести анализ в цепях поставок и изменить их таким образом, чтобы по максимуму снизить углеродный след.

В ряде компаний сейчас ведется разработка и внедрение интеллектуальных систем планирования и осуществления бизнес-процессов. Главная задача, которая ставится перед такими системами, сводится к снижению количества выбросов углекислого газа при планировании и осуществлении транспортировки товаров и сырья.

Таким образом, чтобы у компаний появились стимулы для перехода к низкоуглеродной экономике, необходимо выработать устойчивые модели производства и потребления, создавать механизмы для обмена наилучшими практиками и технологиями в рамках «зеленого» развития; решать вопросы финансирования проектов по управлению климатическими изменениями, обмену и передаче прорывных низкоуглеродных технологий, продуктов, материалов, а также правовым образом закреплять добровольные обязательства стран по снижению выбросов и повышению энергетической эффективности.

Список литературы

  1. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е.Ф. Прокушев, А.А. Костин; под редакцией Е.Ф. Прокушева. -10-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 450 с.
  2. Корпоративные стратегии углеродной нейтральности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru›material/file/…/03062021.pdf
  3. Клинов, В. Г., Ревенко, Л. С., Ружинская, Т. И. Мировые товарные рынки и цены: учебник; под ред. Л. С. Ревенко. -М.: МГИМО-Университет, 2018. - С. 54-158.
  4. Сидоренко, О. В., Сергеева, С. А. Внешнеторговые позиции рынка России // Вестник аграрной науки. - 2020. -№ 6 (87). - С. 143-149.
  5. Торги // IDK.Ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://idk.ru/TradeRequest/Index 
  6. Отчет по экспорту № 52 (116) от 5 января 2020 г. // Прозерно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prozerno.ru

Поделиться

1020

Синицына А. С., Рассамаха Д. В., Рауткин Т. А. Обеспечение углеродной нейтральности // Актуальные исследования. 2021. №34 (61). С. 12-15. URL: https://apni.ru/article/2839-obespechenie-uglerodnoj-nejtralnosti

Другие статьи из раздела «Информационные технологии, телекоммуникации»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня