Высокий уровень глобализации мировой экономики и автоматизации бизнес-процессов привел к развитию электронной коммерции. Этому способствуют три основных фактора.
- Инновации. Технологический прогресс продолжается, и по мере того, как смартфоны и планшеты становятся более современными, появляются инновационные решения для использования глобальных сетей в качестве средства связи [6, 9];
- Проникновение на рынок. Открывается все больше и больше интернет-магазинов. Например, 15-30% сделок с одеждой совершается через интернет-магазины.
- Развитие знаний. Известные платежные системы делают онлайн-платежи более безопасными, а логистика развита, что позволяет быстро отправлять и возвращать товары. Между интернет-магазинами идет конкуренция [1, с. 148].
Эксперты отмечают положительную динамику развития электронной коммерции во всем мире. Всемирная торговая организация (ВТО) отметила, что темпы развития электронной коммерции в целом превышают темпы развития мировой торговли [11]. Ведущее маркетинговое агентство в США Absolunet ежегодно представляет тренды электронной коммерции, которые будут реализованы в наступающем году. Некоторые из них распространены в американской торговле, некоторые могут успешно использоваться в России и на шаг впереди своих [3, с. 95]. Как говорится в отчете Statista, к 2021 году мировой рынок электронной коммерции увеличит продажи более чем на 246%. Ниша электронной коммерции быстро развивается, а это означает, что потребитель должен знать, как внедрять последние тенденции и быть в курсе последних инноваций на рынке e-commerce [2, с. 220]. Китай и Российская Федерация делают ставку на быстрое развитие электронной коммерции.
В нынешних условиях происходят изменения в экономических процессах, связанные с влиянием мировой экономики и цифровой экономики. Информационные и коммуникационные технологии лежат в основе современного экономического развития.
Электронная коммерция по-разному вошла в нашу повседневную жизнь безвозвратно. В электронной коммерции цифровые решения активно внедряются по сравнению с другими секторами экономики, что повлияло на сдвиг парадигмы развития электронной коммерции, ориентацию на индивидуализацию продаж и готовность идти навстречу. Любой покупатель в любом месте и в любое время. В настоящее время есть много предпосылок для развития и распространения электронной коммерции. Это включает быстрое развитие глобального и внутреннего рынков, разработку и внедрение инновационных технологий, а также развитие информационного общества.
По данным аналитиков, продажи в офлайн-ритейле и e-commerce продолжают расти, в 2020 году рынок розничной электронной коммерции составлял 26 074 трлн долл., а прирост составил 1036 трлн долл.
На рисунке 1 представлена динамика и прогнозы розничных продаж в рознице и электронной коммерции. Как видно на рисунке 1 розничные продажи в 2020 году выросли на 4,5% по сравнению с предыдущим годом. При этом темпы роста снижаются, и, по мнению аналитиков, годовой темп роста и в будущем не превысит 4,5%. Другими словами, в рознице произошел спад. Для сравнения, с 2012 по 2017 год продажи выросли на 5,7-7,5% [12].
Рис. 1. Динамика и прогноз розничных продаж ритейла и e-commerce, трлн долл. (источник: [emarketer.com])
В секторе электронной коммерции продажи растут, но темпы их роста снижаются: с 20,7% в 2019 году до 14,9% в 2023 году. При этом доля электронной коммерции в общем объеме продаж быстро растет. Step увеличивается: в 2019 году это 14,1%, а в 2023 году достигнет 22%.
Интернет-торговля постепенно становится неотъемлемой частью мировой экономики. Но развитие нового маршрута в регионах идет разными темпами. Азиатско-Тихоокеанский регион находится в авангарде.
На втором месте Латинская Америка, за ней следуют Африка и Ближний Восток.
Что касается электронной коммерции, Азиатско-Тихоокеанский регион в два раза быстрее Северной Америки (особенно из-за Китая). Эта тенденция в основном связана с активным экономическим ростом и осведомленностью развитых азиатских стран [7].
Вышеупомянутая ситуация подтверждается последними данными переписи населения за 2020 год, когда электронная коммерция просматривается внутри страны.
Например, крупнейший онлайн-рынок, как упоминалось ранее, пришел из Китая с глобальными продажами в размере 1,934,78 миллиарда долларов, что составляет 3,3% продаж в Соединенных Штатах. Используя анализ Евростата, можно проследить, насколько быстро растет мир электронной коммерции в составе топ-10 крупнейших стран по росту розничных продаж в e-commerce в 2020 г.
Ситуация отечественном рынка так же подверглась изменениям [11]. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), продажи интернет-магазинов в России в 2018 году составили 1,66 миллиона долларов. Данные российских аналитиков отличаются от данных западных аналитиков, но аналитики marketer.com включают Россию в крупнейший в мире рынок электронной коммерции. Стратегия канцелярии министра торговли и промышленности заключается в том, что к 2024 году доля электронной коммерции в общем объеме торговли в Российской Федерации увеличится до 20%. При этом ведомство планирует увеличить долю России в мировой торговле на 10% [15].
В апреле 2021 года исследовательское агентство Data Insight обнародовало обновленный рейтинг крупнейших интернет-магазинов в России. Первое место по итогам 2020 года сохранила компания Wildberries с выручкой в 413,2 млрд рублей, что на 96% больше показателя годичной давности [8].
Ozon опередил «Ситилинк» и занял второе место в списке, зарегистрировав выручку в 197 млрд рублей. В сравнении с 2019 годом она увеличились на 144%. У «Ситилинка» доходы поднялись на 47%, до 132,7 млрд рублей.
Местами поменялись «М.Видео» и DNS: в 2020 году DNS нарастил онлайн-продажи на 117%, до 116,7 млрд рублей (12 млн заказов), а у «М.Видео» рост был двукратным, до 113,2 млрд рублей (8,9 млн заказов). Интернет-магазин «Эльдорадо» поднялся с 8-го на 6-е место [4].
По сравнению с рейтингом за 2019 год в 2020-м в списке появилось 19 новых проекта, не входивших в аналогичный топ за прошлый год. Суммарно 100 крупнейших онлайн-ритейлеров России доставили за 2019 год 719 млн заказов, что почти вдвое превышает показатели 2019 года. Объем продаж в рублях в сумме по топ-100 вырос на 78% до 2,09 трлн рублей [14].
Больше всего заказывали на Wildberries – 305 млн заказов, Ozon – 73,8 млн, «Аптеке.ру» – 32,2 млн, «Детском мире» – 24,3 млн и «Aliexpress Россия» – 19 млн.
Самый большой средний чек у магазина техники «Нотик» – 86 тысяч рублей, интернет-магазина компьютерной и офисной техники KNS – 59,2 тысячи рублей и Apple – 54,1 тыс. рублей.
Непростой 2020 год в силу разных причин не пережили такие известные магазины, как «Юлмарт», «Олди», Mamsy, Mytoys, Aizel и др. В «Юлмарте» продолжались судебные разбирательства, даже сайт магазина перестал открываться. «Олди», который в 2019 году был на грани закрытия, оставил только один оффлайновый магазин [1].
Рост рынка электронной коммерции на 58%, до 2,7 трлн рублей - Data Insight.
Объем российского рынка электронной коммерции в 2020 году достиг 2,7 трлн рублей, увеличившись на 58% в сравнении с 2019-м. Об этом свидетельствуют данные Data Insight.
Удвоение темпов роста рынка в сравнении с 2019 годом (тогда был подъем на 28%) аналитики связали с пандемией коронавируса COVID-19, из-за которой люди стали чаще проводить время дома и заказывать товары через интернет.
В 2020 году россияне сделали около 830 млн таких заказов против 465 млн годом ранее. Почти половина продаж пришлось на крупные маркетплейсы – Wildberries, Ozon, «Aliexpress Россия» и «Яндекс.Маркет». На этих площадках за год было оформлено 405 млн заказов (+78% к 2019 году) на сумму 721 млрд рублей (+108%). Средний чек на маркетплейсах оценен экспертами в 1780 рублей [5].
Рис. 2. Динамика числа интернет-заказов (источник: [Data Insight])
Объём остального онлайн-рынка (без учёта крупных маркетплейсов, а также продажи еды и лекарств) в 2020 году вырос на 38% до 1,7 трлн рублей. В 2020 году было сделано 278 млн заказов, а средний чек достиг 6205 рублей.
Лидером роста в 2020 году стал рынок eGrocery (включает все продажи специализированных интернет-магазинов и сервисов доставки продуктов питания). Суммарно он вырос на 250% (в деньгах) и составил 130 млрд рублей (69 млн заказов).
Рис. 3. Динамика доли e-commerce от рынка ритейла (источник: [Data Insight])
В 2020 году к рынку В2С-торговли добавились новые сегменты, которых не было в предыдущие годы. В частности, ePharma. За год сбыло сделано 78 млн заказов, что соответствует 131 млрд рублей.
В исследовании говорится, что объем рынка розничного онлайн-экспорта в России составил $1,16 млн. По сравнению с прошлым годом, количество отправлений выросло на 11,7 млн, а средний чек снизился на 19%.
В топ-3 категории крупнейших российских интернет-магазинов вошли электроника и бытовая техника, товары для дома и ремонта, одежда и обувь [10].
Продажи детских товаров через интернет в России по итогам 2020 года увеличились на 76% в денежном выражении и на 112% в натуральном в сравнении с 2019-м. Об этом свидетельствуют данные исследовательского агентства Data Insight. Подробнее здесь.
Рост онлайн-продаж между частными лицами в РФ на 87%
Онлайн-продажи между частными лицами в России в 2020 году впервые превысили 1 трлн рублей. В сравнении с 2019-м оборот вырос на 87%, а количество сделок за это время увеличилось на 70% и превысило 300 млн. Такие данные приводятся в исследовании, подготовленном сервисом «Авито» и исследовательским агентством Data Insight.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, такие темпы роста являются опережающими. Они выше динамики рынка организованной интернет-торговли: по оценкам Data Insight, тот в 2020 году вырос на 44%, до 2,5 трлн рублей.
Рис. 4. Частота продаж в РФ (источник: [Data Insight])
В отчете говорится, что количество продавцов и покупателей на рынке С2С в 2020 году достигло 13,2 млн и 13,3 млн соответственно. При этом выросло число сделок на продавца в месяц: 2017 году в среднем у продавца была одна сделка в месяц, в 2019-м – 1,3, в 2020-м – 2,3. Таким образом, уже действующие на рынке продавцы ведут более активную деятельность и увеличивают продажи.
За 1,5 года доля частных продавцов, для которых продажи – основной или существенный источник дохода, почти удвоилась, достигнув 11% в ноябре 2020 при 6% весной 2019 года. В то же время для большинства частных продавцов (76%) торговля остается несущественным и нерегулярным доходом, пли они вовсе не рассматривают продажи как заработок.
В 2020 году резко увеличилась доля мужчин среди С2С-продавцов до 63%, что эксперты связывают с влиянием пандемии коронавируса COVID-19: временное снижение занятости среди работающих мужчин вынудило их искать другие источники дохода. Также выросло число продавцов в возрасте 35-44 года.
По-прежнему самым популярным каналом для частных продаж в России остаются сервисы объявлений. По итогам 2020 года ими пользовались 87% продавцов и 88% покупателей. Доля продавцов, использующих для продаж соцсети, выросла с 28% до 34% [14].
Рост российского рынка онлайн-торговли в 1,6 раза, до 3,22 трлн рублей – АКИТ.
В 2020 году россияне потратили 3,22 трлн рублей на онлайн-покупки товаров, что в 1,6 раза больше, чем годом ранее. На электронную коммерцию пришлось 9,6% всего розничного рынка в РФ, свидетельствуют данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
В 2020 году на рынке появились примеры, когда конкурирующие сервисы доставки были представлены друг у друга на сайтах, и неожиданные коллаборации, когда монобрендовые магазины, у которых уже был свой интернет-канал, выставляли товары на других электронных площадках [13].
Аналитики M.A.Research прогнозируют, что в 2021-2024 годах лидерская доля на российском рынке FMCG увеличится до 20-25%, что усилит конкуренцию. В исследовании также прогнозируется, что фактический рост рынка пищевых цепочек в 2021 году не превысит 2,5%. В ближайшие несколько лет динамика останется положительной, но ставка вырастет до 4,3% в 2021 году и с 4,5% до 5% с 2022 по 2024 год.
Развитие Интернета и электронных устройств облегчает пользователям доступ к информации о продуктах. Более 60% российских потребителей считают, что Интернет – это самый важный способ узнать о товарах, ценах и брендах. Потребители могут быстро найти информацию о товарах на различных устройствах (например, мобильных телефонах, столах, компьютерах) и интернет-платформах. Большинство потребителей тратят 90 процентов своего времени на поиск товаров перед покупкой в Интернете.
Таким образом, новая цифровая среда способствует поведению потребителей, основанному на информации, в отношении продуктов и услуг. Интернет-маркетинг позволяет малому бизнесу эффективно конкурировать с крупным компаниями.
Согласно исследованиям, наиболее распространенными продуктами электронной коммерции являются: одежда и аксессуары; сотовые телефоны; компьютеры; косметические средства; отечественные товары; украшения и часы; автомобильные и мотоциклетные аксессуары. С сокращением трансграничной электронной торговли и улучшением услуг интернет-магазины стали более разнообразными, а продажи таких товаров, как автомобильные аксессуары, мебель и предметы домашнего обихода, увеличились.
Электронная коммерция предлагает предприятиям новые возможности для изучения новых идей с помощью анализа бизнес-аналитики, позволяя предприятиям быстрее реагировать на ожидания новых клиентов. Возникли новые рынки, включая делегатов, онлайн-исследования, онлайн-маркетинг, онлайн-маркетинг, электронное обучение и электронное обучение.
Интернет и возможности информационных технологий начали сокращать жизненный цикл современных продуктов, что создало конкуренцию между крупными производителями и разработчиками за вывод на рынок новых моделей, телефонов, программного обеспечения, компьютеров, новейших компьютерных игр и многого другого.
Выводы
В заключение следует подчеркнуть, что тот факт, что электронная коммерция постепенно развивается, особенно на развивающемся мировом рынке, не вызывает сомнений. Рынок электронной коммерции растет с каждым годом и будет продолжать расти. Нельзя сказать, что электронная коммерция полностью заменяет и заменяет реальную розничную и оптовую торговлю, но она может составить им конкуренцию, что подтверждается статистическими данными.
Следует также отметить следующие факты: электронная коммерция не только предлагает возможности для бизнеса, но также создает множество угроз и проблем, присущих этой эпохе, и влияет на бизнес. Например, усиление конкуренции на мировом рынке, создание «копировальных предприятий», нарушение законов об интеллектуальной собственности и онлайн-мошенничество. Для России вам нужно добавить его в этот список. Недоверие к электронным платежам граждан; слабая система логистики; компьютерная и финансовая безграмотность населения.
Однако можно сделать вывод, что будущее электронной коммерции предлагает много новых возможностей для развития цифрового бизнеса.
Рецензент — Гревцов М. Н.