Методы и инструменты мотивации учащихся в школе

В данной статье рассматривается роль мотивации учащихся в школе, как один из важных составляющих успеха современного урока. Использование новых методов и новых образовательных технологий, а также внедрение цифровых технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования.

Аннотация статьи
мотивация
проблемы мотивации
инструменты и методы
эффективность учебного процесса
приемы формирования мотивационной сферы учения
Ключевые слова

Каждый учитель сталкивается с проблемами мотивации учащихся в своей педагогической деятельности. Есть ли у учителя методы и инструменты, чтобы мотивировать каждого учащегося? Так ли важна мотивация? Что же такое мотивация?

Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. Мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы: познавательные, коммуникативные, эмоциональные, саморазвития, позиция школьника, достижения.

Очень часто перед учителем встает проблема развития мотивированной активности учащихся. Эта проблема заключается в том, что учитель слишком завышает планку ожиданий результатов ребенка, проявляет чрезмерный контроль, не учитывает критерии в выставлении оценок, сравнивает с другими детьми.

 Что же может помочь в решении этих проблем? Прежде всего, ощущение ребенком собственной успешности, положительные эмоции учебных ситуаций, личная активность ребенка; творческие, интересные, нестандартные, познавательные задания, овладение самоконтролем, эмоциональный комфорт.

В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности. Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.

Современный урок невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Современные технологии обучения должны содержать такие признаки системы, как логичность построения процесса, концептуальность, эффективность, гибкость, динамичность, воспроизводимость, целостность и взаимосвязь отдельных частей. Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на различных этапах урока позволяет оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности используются компьютерные презентации в Microsoft Power Point, учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению предмета.

Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса.

Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.

В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации – формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.

Современные педагогические технологии – это не только использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса, повышающих образовательную эффективность. Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо: поставить себе цель формирования мотивов учения, включать игровые моменты, формировать самоконтроль и правильное отношение к ошибкам, учить ставить цель, создавать эмоционально-комфортную обстановку, проводить анализ и обратную связь, выстраивать отношения «педагог-обучающийся», поддерживать положительное отношение к учёбе, не пытаться мотивировать силой и угрозами, создавать ситуацию успеха.

Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию. Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя: учет возрастных особенностей школьников, выбор действия в соответствии с возможностями ученика, совместный с учащимися выбор средств по достижению цели, использование коллективных и групповых форм работы, использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий, использование игровых технологий, нестандартная форма проведения уроков, вера учителя в возможности ученика, применение поощрения и порицания, формирование адекватной самооценки у учащихся.

Благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке играет большую роль в повышении мотивации учащихся на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса, создание нестандартных ситуаций, демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке, умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация.

Активная мотивация предполагает, что:

  • никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;
  • никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.
Текст статьи
  1. Гусева Л.П. Играем, учим, мастерим. – Ростов: Феникс, 2012. 98 с.
  2. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов., 2005. 182 с.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008.
  4. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – М., 2009. 176 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября