Главная
Конференции
Исследования в социально-гуманитарной сфере в России и за рубежом
Анализ психоэмоциональных состояний гиревиков в процессе спортивной подготовки

Анализ психоэмоциональных состояний гиревиков в процессе спортивной подготовки

Автор(-ы):

Гришаев Николай Валерьевич

Талибов Абсет Хакиевич

Гарбуз Роман Васильевич

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

гиревой спорт
контроль спортивной подготовки психологический контроль
психоэмоциональные состояния
спорт

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы психологического контроля спортивной подготовки гиревиков, приведен анализ психофизиологических состояний спортсменов. Алгоритм исследования может быть использован в системе комплексного контроля спортивной подготовки.

Текст статьи

Введение. Главным фактором достижения высоких спортивных результатов, при одинаковом уровне физической подготовленности спортсменов, является способность управления стрессом или психологическая готовность. Причинами стресса (психического перенапряжения) у спортсменов являются: плотный тренировочный и соревновательный график с большими физическими нагрузками, особенности межличностных взаимоотношений с товарищами по команде [3, с. 38-42]. Психологическая подготовка специфична и индивидуальна для каждого вида спорта, это необходимо учитывать, при проведении психологического контроля [1, с. 45-48].

Цель исследования – изучение психоэмоциональных состояний гиревиков, как элемент психологического контроля спортивной подготовки.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2020 г. по апрель 2021 г., по следующему алгоритму:

  • вводный контроль (сентябрь 2020 года) – определение субъективной оценки качества жизни, связанного со здоровьем SF-36 (русифицированная версия методики) SF-36 [4, с. 143-146];
  • промежуточный контроль (декабрь 2020 года) – оценка личностной тревожности по шкале самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина [5, с. 129–135];
  • итоговый контроль (апрель 2021 года) – эмоциональное выгорание, оценка приобретённого стереотипа эмоционального поведения [2, с. 243-245].

Проверку статистических гипотез о достоверности полученных результатов рассчитывали при помощи t-критерия Стьюдента для независимых выборок.

Исследуемая группа включала 12 спортсменов высокого уровня спортивной подготовки (КМС, МС), членов сборной команды Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» по гиревому спорту, вторая группа – 26 спортсменов, члены сборных команд субъектов Российской Федерации среди юношей (КМС, МС, МСМК).

Результаты исследования

В начале исследования, при помощи опросника SF-36 «Оценка качества жизни», нами оценивались физический компонент здоровья (Physical health – PH) и психологический компонент здоровья (Mental Health – MH) по 8-ми критериям, показатель абсолютного здоровья соответствует 100 баллам. Средние значения физического и психологического компонентов экспериментальной группы составляют: PH = 50,8±2 балла, MH = 50,43±3 балла.

Состояние здоровья спортсменов, физическое функционирование (PF – Physical Functioning), имеет довольно высокие значения PF=98±1 балла, при этом низкие значения интенсивности боли BP=58,6±7 балла (BP – Bodilypain) свидетельствуют о повышенной болевой чувствительности, что оказывает непосредственное влияние на самооценку спортсменами своего физического состояния GH=82,4±5 балла (GH – GeneralHealth). Как следствие, снижается ролевое функционирование RP=77,5±9 баллов (RP – Role-PhysikalFynctioning) обусловленное физическим состоянием.

Оценка психического здоровья спортсменов обнаруживает наличие депрессии, тревожных переживаний МН = 80,8±4 балла (MH – MentalHealth), в совокупности с низкими значениями жизненной активности VT = 77,5±3 балла (VT – Vitality) оказывают влияние на показатели ролевого функционирования RE = 73,3±2 балла (RE – Role-Emotional), низкие значения которых свидетельствуют о снижении уровня повседневной деятельности обусловленные ухудшением эмоционального состояния гиревиков.

На снижение физического и психологического компонентов здоровья оказывают влияние болевой синдром, а также психологическое перенапряжение. Атлеты имеющие показатели выше средних значений демонстрировали более стабильную тренировочную деятельность на протяжении всего исследования, что подтверждено результатами контроля специальной и общефизической подготовки. Результаты оценки качества жизни учитывались нами при последующем планировании тренировочной деятельности группы спортсменов на протяжении всего эксперимента.

В предсоревновательном периоде важной задачей является определение психофизиологических критериев, наиболее полно отражающих уровень подготовленности спортсмена при развитии утомления, с последующей оценкой готовности к соревнованиям. Возрастающий уровень физической и психоэмоциональной нагрузки, в соревновательном периоде, подразумевает возрастающий уровень адаптационных изменений в организме спортсмена и повышения качества психофизиологического обеспечения тренировочной и соревновательной деятельности.

Высокая тревожность, в условиях соревновательного стресса, отрицательно влияет на самооценку спортсменами своих способностей. Тревожность свойственна всем людям, занимающихся спортом
и ориентированных на достижение высоких спортивных результатов. При этом существует оптимальный уровень так называемой "полезной тревожности", индивидуальный для каждого спортсмена, мобилизующий его на выполнение поставленных перед ним задач и достижение наилучшего результата [1, с. 45-48].

Для оценки характеристик психоэмоционального состояния в предсоревновательном периоде, нами проведен промежуточный контроль (декабрь 2020 года) исследуемой группы. Полученные результаты сравнивались с результатами анкетирования действующих спортсменов, участников первенства России среди юношей (n=26 спортсменов). Уровень личностной тревожности (ЛТ) характеризуется предрасположенностью спортсмена к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать большой спектр угрожающих ситуаций, отвечая на них определённым состоянием. В предстартовом состоянии уровень ЛТ (43,7% обследуемых спортсменов наблюдается преимущественно низкий уровень тревожности (менее 35 баллов), для 31,3% спортсменов характерен умеренный уровень тревожности (менее 45 баллов) и 25% спортсменов характеризуются высоким уровнем тревожности (более 60 баллов). Сравнительный анализ уровня ЛТ не выявляет достоверных отличий (p>0,05) между спортсменами 1 спортивного разряда (38±3 баллов) и спортсменами высокого уровня подготовки – КМС и МС (38,4±4 балла).

Ситуативная или реактивная тревожность (РТ), как состояние, характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью, возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть различной по интенсивности и динамичности во времени. У обследуемых спортсменов среднегрупповой уровень РТ составляет 17±3 балла, у 93,7% низкий уровень тревожности, 6,2% высокий уровень тревожности. В личной беседе со спортсменами у 3-х атлетов явно прослеживались признаки психологического перенапряжения, проявляющиеся в излишней двигательной активности и повышении интенсивности эмоций. Со слов тренеров повышенная возбудимость обусловлена задачей выиграть первенство России в личном зачёте с улучшением личных достижений.

Уровень ЛТ и РТ членов сборной команды ВУНЦ ВМФ составил 32,7±2,46 и 16,7±3,18 балла соответственно. Значения ЛТ и РТ достоверно ниже (p<0,05) значений показанных спортсменами участниками первенства России среди юношей, что на наш взгляд является следствием своевременно выполненного анализа качества жизни, по опроснику SF-36, и проведением корректирующих мероприятий с учётом полученных результатов.

По окончании исследования, нами проведен анализ эмоционального выгорания спортсменов, членов сборной команды ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», с целью выявления механизмов психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Анализ проводился на основании опросника В. Бойко «Эмоциональное выгорание» [2, с. 243-245]. Длительное эмоциональное напряжение, без должного восстановления, способствует формированию синдрома эмоционального выгорания. В связи с этим мы считаем целесообразным проанализировать показатели синдрома эмоционального выгорания и возможность их использования при контроле психологической готовности в процессе спортивной подготовки.

Предложенная В. Бойко методика определения синдрома эмоционального выгорания, обнаруживает отсутствие симптомов эмоционального истощения в фазе «НАПРЯЖЕНИЕ» (15±4,7 – «Фаза не сформировалась»). В фазе «РЕЗИСТЕНЦИЯ» (38,3±6,5 – «Фаза в стадии формирования») эмоциональное истощение и характеризуется симптомами: неадекватного выборочного эмоционального реагирования, складывающиеся эмоциональная замкнутость и снижение коммуникабельности, а также стремлением к сокращению времени на выполнение своих профессиональных обязанностей. Фаза «ИСТОЩЕНИЕ», не выявляет признаков психофизического переутомления (25,3±5,6 – «Фаза не сформировалась»). Полученные результаты позволяют предполагать о накапливании психоэмоционального, физического напряжения у спортсменов, вместе с тем срыва в подготовке гиревиков не произошло.

Вывод. Предлагаемая методика анализа психоэмоциональных состояний, позволяет своевременно выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на психологическую готовность спортсменов. Своевременная коррекция тренировочной нагрузки, в соответствии с результатами исследования, способствует сохранению здоровья гиревиков и недопущению срыва тренировочного процесса, что подтверждается результатами соревнований.

Список литературы

  1. Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н. Оперативная диагностика состояния психической готовности спортсмена к соревнованию // СибГУФК, 2006. С. 45-48.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: ИИД «Филинъ», 1996. – 472 с.
  3. Габелкова О.Е. Проявление факторов стресса в разных видах спорта // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту, 2009. №1. С. 38-42.
  4. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. 2-е издание. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 320 с.
  5. Ханин Ю.Л. Стандартный алгоритм адаптации зарубежных опросных методов // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. 1977. С. 129–135.

Поделиться

1399

Гришаев Н. В., Талибов А. Х., Гарбуз Р. В. Анализ психоэмоциональных состояний гиревиков в процессе спортивной подготовки // Исследования в социально-гуманитарной сфере в России и за рубежом : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 59-62. URL: https://apni.ru/article/2846-analiz-psikhoemotsionalnikh-sostoyanij-girev

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля