научный журнал «Актуальные исследования» #35 (62), сентябрь '21

Анализ применения опыта и перспективы развития региональных целевых программ для совершенствования сферы услуг массового спорта

Проведен анализ применения опыта и перспективы развития региональных целевых программ для совершенствования сферы услуг массового спорта, а также определены векторы повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене, обуславливающие значительное увеличение эффективности вклада в социально-экономическое развитие страны.

Аннотация статьи
здоровый образ жизни
детско-юношеский спорт
спортивные сооружения
пропускная способность
программно-целевые методы
гарантированные значения
целевые значения
стандарты проживания
спортивный резерв
спорт высших достижений
Ключевые слова

Целевые программы в спорте разрабатываются и реализуются как на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации. В 77 субъектах Российской Федерации приняты и действуют программы развития физической культуры и спорта, посредством которых осуществляется взаимодействие и разграничение полномочий федерального центра и регионов по вопросам развития массовой физической культуры и спорта, подготовки резерва для сборных команд страны. Практически все субъекты Российской Федерации приступили к модернизации инфраструктуры сферы спорта с учетом региональной специфики, культурно-исторических традиций, природно-климатических условий [1, 2, 5, 6].

Правительство Москвы утвердило программу "Спорт Москвы" на 2020-2025 годы. Фактическая доля москвичей, постоянно занимающихся физкультурой и спортом, составляет 20-22%. За пять лет планируется увеличить этот показатель до 30% населения, то есть на 1 млн. чел., при этом доля детей школьного возраста возрастет с 64% до 80%. Для этих целей в мегаполисе запланировано открыть новые спортивные комплексы, бассейны, горнолыжные трассы и велосипедные дорожки с тем, чтобы создать условия для развития массового спорта, спортивного резерва, а также обеспечение наивысших достижений столичных спортсменов.

Консолидированный бюджет на развитие физкультуры и спорта в течение пяти лет составит свыше 270 млрд. руб., а бюджетное финансирование программы – 181,8 млрд. руб.

Согласно планам программы для строительства физкультурно-оздоровительных комплексов, за счет внебюджетных источников предусматривается адресный перечень 116 земельных участков. Кроме того, будет проводиться строительство и реконструкция 51 объекта на территориях, подведомственных Москомспорту.

В Санкт-Петербурге постановлением Правительства города от 09.02.2020 N 91 была утверждена Концепция и долгосрочная целевая программа «Программа развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2020-2025 годы». Эта программа стала логическим продолжением Программ 2014-20016 и 2017-20019 годов. С 2014 по 2019 год в Петербурге были отремонтированы и оснащены оборудованием 398 спортивных залов в общеобразовательных школах, обновлена материальная база 40 детско-юношеских спортивных школ, построено и реконструировано 413 спортивных объектов. Среди вновь построенных объектов – Центр плавания на ул. Хлопина, Академия фигурного катания, Центр настольного тенниса и многие другие.

Цели «Программы развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге» следующие:

  • поэтапное достижение гарантированных и целевых значений стандартов проживания в городе в области физической культуры и спорта;
  • достижение показателей развития физической культуры и спорта, установленных Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2025 года;
  • реализация мероприятий национальных проектов в области физической культуры и спорта;
  • создание условий для привлечения населения Санкт-Петербурга к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • подготовка спортивного резерва, развитие детско-юношеского спорта и спорта высших достижений;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Долгосрочная целевая Программа финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в объеме 15 763 млн. руб.

Большое внимание в программе развития спорта Санкт-Петербурга уделяется массовому спорту: создание и обеспечение работы школьных спортивных клубов; капитального ремонта и оснащения оборудованием внутридворовых спортивных площадок для самостоятельных и организованных занятий физической культурой и спортом населения по месту жительства; приобретение спортивного инвентаря и спортивной формы для районных спортивных центров; проектирование, строительство и реконструкция спортивных объектов, обеспечивающих развитие массовой физической культуры и спорта населения и другое.

Программой также предусмотрено проектирование и строительство многофункционального спортивного комплекса для людей с ограниченными возможностями в Приморском районе. Планируется также строительство и введение в строй 11 спортивных объектов, проектирование 12 спортивных объектов и предпроектные работы по 8 спортивным объектам.

Ожидается, что к 2024 году число петербуржцев, систематически занимающихся физкультурой и спортом увеличится с 16,4% до 28%. С 3,2% до 4,5% вырастет число спортивных сооружений и учреждений для людей с ограниченными возможностями.

Постановлением правительства Пермского края №1117-п от 30.12.2020 г. утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2021-2025 годы». Исполнитель Программы – Агентство по спорту и физической культуре Пермского края.

Главная цель Программы – увеличение численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, создание условий, механизмов, обеспечивающих формирование здорового образа жизни, развитие спорта высших достижений и воспитание олимпийского резерва, укрепление имиджа Пермского края на российской и международной спортивной арене.

Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2021‑2025 годы составит 6 220 млн. руб.

К ожидаемым результатам выполнения Программы относятся:

  • доля граждан Пермского края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, –26 %;
  • количество созданных спортивных клубов на территории Пермского края – 140 шт.;
  • доля школьников Пермского края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, – 70 %.

В Республике Башкортостан уделяется много внимания развитию спортивной сферы. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом составляет 30% в данном регионе. В Республике реализуется несколько целевых программ развития спорта по разным направлениям. Это:

  • «Развитие детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан» на 2020-2024 годы";
  • «Строительство и реконструкция специализированных объектов спортивного назначения на период до 2025 года»;
  • "Развитие хоккея в Республике Башкортостан на 2018-2022 годы";
  • "Развитие национальной спортивной борьбы курэш в Республике Башкортостан на 2028-2022 годы".

В качестве наиболее показательной следует отметить республиканскую целевую программу "Развитие хоккея в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы", утвержденную Указом Президента Республики Башкортостан от 5 сентября 2008 г. N УП-444. Цели Программы:

  • реализация государственной политики в области развития хоккея;
  • совершенствование системы управления и межотраслевой координации развития хоккея;
  • обеспечение массовости занятий хоккеем среди различных возрастных групп населения;
  • создание условий для успешного участия спортсменов по хоккею во всероссийских и международных соревнованиях;
  • подготовка спортсменов высокого класса и спортивного резерва для олимпийской и национальной сборных, юношеских и молодежной команд России;
  • создание условий, в том числе материально- технической базы, отвечающей современным требованиям, для подготовки высококвалифицированных спортсменов-хоккеистов.

Прогнозируемый объем финансирования, необходимый для реализации программных мероприятий в 2018 - 2022 годах, составляет 26,7 млн. руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан – 10,5 млн. руб.; средств федерального бюджета – 16,2 млн. руб.

В рамках республиканской адресной инвестиционной программы предполагается предусмотреть государственные капитальные вложения на проектно-изыскательские работы и строительство 14 крытых хоккейных катков с искусственным льдом в 9 муниципальных районах и городских округах, за счет финансирования из федерального бюджета и средств бюджета Республики Башкортостан. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан рекомендовано за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников построить 252 открытые стационарные, многофункциональные (на летний и зимний периоды) хоккейные коробки ориентировочной стоимостью 3 млн. руб. каждая на общую сумму 756 млн. руб.

Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан; планируется дополнительно привлекать финансовые средства из внебюджетных источников на содержание любительских и профессиональных хоккейных клубов Республики по ежегодным решениям учредителей и организаций-спонсоров.

Результатами Программы должно стать увеличение численности населения Республики Башкортостан, систематически занимающегося массовым хоккеем, с 0,2% в 2018 году до 0,8% в 2022 году; подготовка спортсменов высокого класса по хоккею; участие и успешное выступление хоккеистов Республики Башкортостан на Олимпийских и Параолимпийских играх.

В Липецкой области целевые программы развития спорта разрабатываются на кратко и среднесрочную перспективу. Так, в Липецкой области действует областная целевая программа «Развитие физической культуры, спорта и туризма в Липецкой области на 2019-2023 годы».

Липецкая область имеет высокие позиции в спортивно-массовой работе с населением, о чем свидетельствует доля населения, вовлеченного в занятия физической культурой и спортом, которая еще в 2007 году составляла 14,1%. Для сравнения данный показатель равнялся в Воронежской области – 9,5%, в Рязанской – 10,6%, в Курской – 10,1%, в Тамбовской - 9,5%, в Москве – 12,3%, в Российской Федерации – 13,4%. Однако область имеет достаточно острые проблемы, сдерживающие развитие физической культуры и спорта, что проявилось в постепенном отставании от других регионов Российской Федерации по основным показателям развития спорта за 2018 г. вследствие недофинансирования. Сложившееся отставание, по-видимому, не удастся преодолеть в текущем периоде.

В областной целевой программе развития физической культуры и спорта в Липецкой области на 2019-2023 гг., запланировано увеличить долю граждан систематически занимающегося физической культурой и спортом до 15,5 %, в то время как данный показатель в ФЦП предусмотрен на уровне не менее 29%. Стоит отметить, что ни в ведомственной, ни в областной программе развития спорта в регионе не включен такой показатель, как обеспеченность населения спортивными сооружениями, хотя это один из ключевых показателей Федеральной Целевой Программы до 2025 г. и Стратегии развития Физическая культура и спорт до 2025 г.

Впервые в истории ямальского спорта была официально предложена Концепция Целевой окружной Программы «Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни населения в Ямало-Ненецком автономном округе на 2020-2022 годы». Большим шагом вперед в развитии спорта на Ямале стало принятие депутатами Закона «О физической культуре и спорте в Ямало-Ненецком автономном округе». Реализуя этот закон, удалось привлечь к занятиям физкультурой и спортом более 123 тысяч жителей округа, что составляет 23,9% от общей численности населения округа. Это один из самых высоких показателей среди регионов РФ. Расходы на физическую культуру и спорт в регионе оставляют 3253 руб. на человека, что в несколько раз больше, чем во многих регионах России.

Целями программы являются: разработка и внедрение эффективной системы организации спортивных мероприятий и соревнований; развитие спорта высших достижений; содействие социализации инвалидов средствами физической культуры и спорта; развитие инфраструктуры спорта; развитие национальных видов спорта и др. Общий объем финансирования мероприятий программы 2 804 млн. руб.

Программой предусмотрено:

  1. увеличение доли граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом до 25%, что соответствует показателю федеральной целевой программы;
  2. увеличение количества инвалидов занимающихся физической культурой и спортом до 10%, что выше показателя федеральной целевой программы на 6%, благодаря тому, что в Программе региона большое внимание уделено проблемам доступности спорта для маломобильных групп граждан и адаптивной физкультуре;
  3. повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности до 25%. Данный показатель в федеральной целевой программе выражен в тыс. чел., вследствие чего его невозможно сопоставить с показателем региона.

В Республике Коми доля граждан, занимающихся спортом, фактически составляет 22,4%. Отдельное внимание в Коми уделяют развитию инфраструктуры, для чего реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в Республике Коми (2022-2023 годы)». Основной целью программы обозначено развитие необходимой инфраструктуры для привлечения жителей к занятиям физической культурой и спортом. Обеспеченность Республики спортивными сооружениями по состоянию на 1 января 2021 г. составила 30,9 % от действующего на территории Российской Федерации норматива, что выше, чем во многих других регионах. С помощью Программы предполагается увеличить обеспеченность населения спортивными сооружениями; повысить удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 23,9% от общего числа населения Республики Коми.

Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми – 742 млн. руб., в том числе 662 млн. будет направлено в 2022 г., 80 млн. – в 2023 г.

Анализ опыта разработки и реализации целевых программ развития физкультуры и спорта в регионах России приводят к выводу о том, что, при единстве целей и решаемых проблем, наблюдается неоправданное разнообразие методических подходов к их обоснованию, чаще всего базирующегося на экстраполяции сложившихся тенденций.

Наряду с этим следует отметить отсутствие общепринятой системы показателей, позволяющей оценивать, как конечные результаты программных мероприятий, так и эффективность используемых ресурсов. Нормативы, предусмотренные федеральными целевыми программами, недостаточно адаптированы к региональным условиям, традиционным видам спорта, природно-климатическим условиям. Это сдерживает продвижение регионов и страны в целом к достижению целей по активизации населения занятиями спорта, пропаганде здорового образа жизни, увеличению продолжительности жизни населения [3, 4, 7, 8].

В связи с этим необходимо распространение прогрессивного как отечественного опыта по использованию целевых программ в сфере спорта. Зарубежный опыт по регулированию и организации деятельности в спортивной сфере свидетельствует о широком распространении программно-целевого подхода. За рубежом используется несколько типов целевых программ, которые осуществляются:

  • Международным Олимпийским комитетом (далее МОК) в области поддержки инвалидного спорта, олимпийского образования, спорта в бедных странах и т.д.;
  • Международными спортивными организациями и федерациями по антидопингу, по защите окружающей среды, по пресечению шовинизма и расизма в среде болельщиков и спортсменов;
  • на территории ряда стран, подписавших соответствующие международные соглашения (например, в области развития женского спорта, строительства спортсооружений и проч.);
  • отдельными государствами по особым приоритетным направлениям (например, «Молодежь и спорт», «Инвалидный спорт», «Спорт для пожилых» и т.д.);
  • областными, краевыми и муниципальными властями в рамках своих территорий. При этом целевые программы носят либо узкоспециализированный характер (т.е. предназначены для поддержки одного или нескольких направлений физкультурно-спортивной деятельности), либо системный, комплексный характер (направлены на поддержку физкультурно-спортивного движения в целом).

МОК как одна из наиболее значимых международных организаций, призванных оказывать поддержку спорту по направлению олимпийского движения, широко применяет программно-целевые методы в своей работе. К числу целевых программ, разработанных совместно МОКом и Национальными Олимпийскими Комитетами (НОК), относятся программы Олимпийской Солидарности. Их задачей является организация всевозможной помощи НОКам; распространение основополагающих принципов Олимпизма; поддержка организации соревнований и др.

Не остаются в стороне от разработки и реализации целевых программ Международные спортивные федерации. Назначение таких целевых программ может быть самым разным и охватывать широкий круг проблем – экономических, экологических, социальных, этнических. В качестве примера могут служить целевые программы таких известных спортивных федераций, как ФИФА и УЕФА.

Программа УЕФА «Футбол против расизма в Европе» (FARE) имеет целью противостоять любым формам проявления расизма или ксенофобии. Под эгидой ФИФА реализуется Программа Справедливой Игры (Fair Play Campaign). Программа FPC, осуществляемая ФИФА – это гораздо больший комплекс мероприятий, чем просто продвижение справедливой игры в течение соревнований. Программа имеет целью улучшить спортивную окружающую среду для всех лиц, прямо или косвенно связанных с футболом.

Международный опыт государственного регулирования спортивной сферы свидетельствует, что территориальный принцип разделения управленческих функций позволяет четко разграничить компетенцию и ответственность государственных и территориальных органов управления. Поэтому за рубежом сильна власть регионов в вопросах управления и финансирования спорта. В зависимости от региональной специфики, спроса населения на спортивные услуги, организация массового спорта в регионах различна, но вне зависимости от этого существуют единые приоритеты: спорт в школах и подготовка преподавателей физического воспитания; студенческий спорт; спорт для всех, прежде всего среди молодежи, женщин, пожилых и инвалидов; строительство, модернизация и содержание спортсооружений; содействие спорту высших достижений; помощь спортивным клубам и командам [9, 10, 11, 12].

Подтверждая особое внимание зарубежных государств к школьному спорту, следует отметить, что в большинстве стран очень популярны периодически проводимые национальные целевые программы физкультурно-спортивных мероприятий (кампаний) для детей и подростков, такие как: «Неделя школьного спорта» в Австрии, «Федеральные игры молодежи» и «Молодежь тренируется для Олимпиады» в Германии, «Киви-спорт» в Новой Зеландии и т.п.

В России также делаются попытки развития школьного спорта. Так, Ассоциация предприятий спортивной индустрии (АПСИ) обратилась в Минспорттуризм с проектом Программы «От детской спортплощадки к Олимпийскому стадиону» (развитие придомовой и школьной спортивной инфраструктуры на 2019–2025 годы). Программа направлена на развитие детской спортивной инфраструктуры, создаваемой на основе отечественного оборудования и инвентаря. Принятие данной программы и ее реализация придаст новый импульс развитию придомовой и школьной инфраструктуры как материальной основы для решения государственных задач в области физической культуры и спорта.

АПСИ разработало адресную программу «Развитие спортивной инфраструктуры на земельных участках в районах жилищной застройки, школьных и дошкольных учреждений на 2018–2025 годы», целью которой является повышение доступности и улучшение качества спортивной инфраструктуры для детей дошкольного и школьного возраста [1, 2, 13, 14].

Общий объем финансирования данной программы за счет средств всех источников в 2018–2025 годах составляет 100 млрд. руб., в том числе:

  • за счет средств федерального бюджета – 30 млрд. руб.;
  • средства бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов органов местного самоуправления – 60 млрд. руб.;
  • средства внебюджетных источников (общественные организации, фонды, управляющие компании, ТСЖ, пр.) – 10 млрд. руб.

Реализация вышеупомянутой программы позволит снизить уровень износа объектов спортивной инфраструктуры до 80 %; обеспечить долю средств внебюджетных источников в модернизацию спортивной инфраструктуры до 10 %; увеличить долю граждан Российской Федерации в возрасте от 3 до 16 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 50% и др.

Таким образом, прежде всего, целевые программы должны быть направлены на развитие массовой физической культуры и спорта, повышение интереса к спорту, увеличение доли граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, вовлечение в спорт детей и молодёжи.

Текст статьи
  1. Асаул А.Н. Экономика недвижимости: учебник; – СПб.: Питер, 2007г.
  2. Блинова Н.П., Янович К.В. Прогнозирование остаточного ресурса оборудования. Наука и военная безопасность. 2019. № 1 (16). С. 83-88.
  3. Зенкевич М.Ю., Новиков Р.С., Прокофьев В.Е., Янович К.В. Инновационные решения по управлению системами жизнеобеспечения объектов военной инфраструктуры. Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2020. № S8 (9). С. 97-106.
  4. Зенкевич М.Ю., Янович К.В. Воспитание достойных наследников русского офицерства. В книге: Новая наука: гипотезы, взгляды и факты. Сборник научных трудов. Под общей редакцией С.В. Кузьмина. Казань, 2017. С. 150-155.
  5. Кащеев Р.Л., Прокофьев В.Е., Янович К.В. Инновационное решение получения электрической энергии из твердых коммунальных отходов Военный инженер. 2020. № 4 (18). С. 24-30.
  6. Корнилова А.А., Янович К.В., Пашкин С.Б., Хромов В.В. Об обитаемости военных объектов и техники. В сборнике: Актуальные вопросы перспективных направлений развития вооружения и военной техники. Сборник научных трудов кафедры Применения автомобильных подразделений. Санкт-Петербург, 2019. С. 113-116.
  7. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Руденко А.Е., Прокофьев В.Е., Новиков Р.С., Янович К.В. Научно-методические подходы к повышению эффективности материально-технического обеспечения физической культуры и спорта Курск, 2020.
  8. Люлин П.Б. «Эксклюзивный маркетинг». Выпуск №2 (7) приложение к журналу «Практический маркетинг», СПб. 2009г. - 76с.
  9. Максимов С.Н. Управление недвижимым имуществом: учебник / И.А Бузова и др.; под ред. С.Н. Максимова; ИНЖЭКОН. – СПб., 2009. – 470 с.: ил., табл., прил. – С. 331.
  10. Пономарева Е.А. «Разработка механизма управления объектами коммерческой недвижимости». Проблемы развития регионального инвестиционно-строительного комплекса и пути их решения: межвузовский сборник научных трудов. – Вып.4/под общ. редакцией Б.Н. Небритова – Ростов н/Д. Рост. гос. строит. ун-т, 2011. – 179с.
  11. Экономическое возрождение России в XXI веке: Материалы российской научно-практической конференции: Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 69. – М.; СПб.: ВЭО, 2008. – С. 233–236.
  12. Якшин А.С., Балакерская Г.Г., Янович К.В., Прокофьев В.Е. Применение сценарного подхода при имитационном моделировании процессов материально-технического обеспечения в условиях дефицита времени. Наука и военная безопасность. 2020. № 1 (20). С. 101-106.
  13. Янович К.В., Корнилова А.А., Алексеева Н.А., Дмитриев Г.В., Серговенцев А.А. Характеристика состояния здоровья военнослужащих, проходящих службу в экстремальных условиях деятельности. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. С. 5.
  14. Янович К.В., Саитов Р.Р. К вопросу математического моделирования оптимизационных задач. В сборнике: Новая наука и интеграционные процессы в современной системе знаний. Сборник научных трудов. Под редакцией С.В. Кузьмина. Казань, 2018. С. 302-305.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября