Мифы в языковой картине мира русского народа

В статье рассматривается влияние мифов на языковую картину мира русского народа. Определены основные научные понятия: языковая картина мира, мифологическая картина мира, мифы. Автор использует такие методы исследования, как теоретический анализ научной литературы, лингво-культурологический анализ русской мифологии.

Аннотация статьи
заимствование
термин
этимология
музыкальный термин
Ключевые слова

Целью данной статьи является исследование влияния мифов на русскую языковую картину мира. Дадим определения основным понятиям нашего исследования. Под языковой картиной мира мы понимаем отражение окружающей действительности человека, различные процессы и явления действительности. Это картина, нарисованная языком, она изображает всё, что окружает человека, его внутренний мир, природу.

Картина мира – система представлений о мире каждого отдельного индивида, которая основывается на его собственном жизненном восприятии, опыте. Она находится в сознании человека и является уникальной, так как картина мира может быть только субъективной, все люди воспринимают мир разными способами.

Языковая картина мира складывается исходя из географических условий, исторических влияний и событий, этнопсихологических особенностей различных народов. Но национально-культурная специфика устанавливается только на фоне общечеловеческого единства в мировосприятии: через анализ фактов языка открывается доступ к глобальному инвариантному образу мира, его модели, в котором высвечиваются универсальные, узловые понятия единого общечеловеческого межкультурного пространства.

Перейдем к определению мифологической картины мира – это отображение реальности человека на ранних ступенях развития, посредством мифов. Миф – это, прежде всего, обобщённое восприятие мира в форме наглядных образов.

Неотъемлемой частью развития культуры любого этноса являются мифология и мифы. Они сопровождают народ на ранних этапах его развития. Древние цивилизации пытались найти оправдания различным явлениям, происходящим вокруг них: придумывали богов, которые якобы управляют этим миром: извержение вулкана, дождь, снег. Это и есть мифологическая картина мира.

Человек неотделим от природы и зависит от неё. Мифы передавались из поколения в поколение, и представители одной культуры верили в них как в истину. Мифы – это первая попытка осмыслить и упорядочить мир вокруг себя [2].

Самым ярким примером мифологии является древнегреческая мифология. На её основе создавались не только римская мифология, но и другие. Она глубоко проникла в мировую культуру, особенно, с приходом эпохи Ренессанса (полотна художников на основе мифологических сюжетов: Рубенс, Боттичелли, Да Винчи и другие), но и в нашу повседневной жизни (фразеологизмы, крылатые выражения из мифов).

Герои древней Греции были энергичны и деятельны, они постоянно сражались с диковинными чудищами, совершали подвиги, воевали. Мир виделся им достаточно враждебным, в котором нужно было выживать [1].

В зависимости от тематики современные ученые выделяют важнейшие мифологические циклы:

  • космогонические – мифы о происхождении вселенной;
  • антропологические – мифы о происхождении человечества в целом;
  • мифы о культурных героях – мифы о происхождении различных культурных благ;
  • эсхатологические мифы – мифы о судном дне и конце света.

Основными чертами мифов считаются:

  1. Отождествление фантазии и реальности. Люди, верящие в мифы, живут в мире, который для них совмещает в себе черты реальности и выдумки. Вера в миф непоколебима.
  2. Наглядно-образная форма объяснения реальности. Реальность объясняется не с логической или научной точки зрения, а с точки зрения наглядных образов и чувственных ассоциаций. Фантазия берёт основу в наглядно-образной форме, вытекает в художественное произведение.
  3. Сильная эмоциональная окраска. Эмоциональная сопряжённость с природой даёт такую же сопряжённость и с мифом, любые попытки логического объяснения мифов, наталкиваются на непонимание и раздражённость человека.
  4. Связь с магией. Мифологические представления дают возможность человеку влиять на окружающий мир, с целью извлечения какой-либо выгоды, например, провести жертвоприношение богу дождя в засушливый год [9].

Мифология тесно связана со многими проявлениями культуры. Она оказывает влияние на литературу, живопись, язык, религию, эпос.

Рассмотрим подробнее влияние мифов на русскую языковую картину мира. А. А. Потебня считал, что миф возникает при взаимодействии языка и мышления. Он есть первоначальное словесное произведение и как словесное произведение всегда предшествует живописному или пластическому изображению мифологического образа. А так как человек использует язык повсеместно и каждый день, логично предположить, что мифы и мифологические образы вошли в нашу повседневную речь [15].

Мифы являются источниками идиом, новых слов, которые мотивированы образной и символической основами. Наиболее архаичная форма современного национального языка – это фразеологизмы какого-либо народа, а мифологическая фразеология уходит корнями намного глубже, эта наиболее древняя часть фразеологии, она отражает самые древние человеческие представления о мире.

 Славянская мифология и религия формировались очень долго в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II-I тысячелетии до нашей эры и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов [10].

С целью более подробного исследования заимствования славянами античных мифологических образов, мы рассмотрим сходства и различия в данных религиозных воззрениях. У древних греков и римлян религия была чётко структурирована, существовал единый пантеон богов, было известно их происхождение и родственные связи между собой. О славянских божествах дошло очень мало информации из-за христианских гонений на язычников, поэтому информация о вопросе пантеона у славян очень скудная, не имеет чёткой структуры, а также, из-за разрозненности славянских племён, известны разные иерархии божествНесмотря на это, мы можем увидеть параллели между этими двумя мифологиями [5].

Греки в своей мифологии пытались объяснить явления природы, силы, которые ими управляют. А славяне верили, что духи помогают человеку, например, собрать богатый урожай, поддерживать порядок в доме, а если им не угодить, то могут наказать. Таких важных славянских божеств, которые управляли стихиями: огнём, грозой, молнией, дождями, славяне боялись, почитали, молились им и совершали жертвоприношения. Например, если разгневать бога молний Перуна, то он в качестве кары может наслать молнии с неба [6].

У славян божества были нераздельно от стихии, они не наделялись чертами человека. В свою очередь, греческие боги имели явные антропоморфические черты. Они могли принимать человеческое обличие, вели образ жизни схожий с человеческим, поддавались чувствам (любовь, гнев) [4].

Ещё одним важным различием греческой и славянской мифологии является появление человека-героя в античных сказаниях. Такие люди демонстрировали свою силу, выносливость, остроумие и не боялись бросать вызов богам. Например, Геракл, который совершил 12 подвигов. У славян нет такой черты, они не шли наперекор богам, опасаясь их гнева, и считали, что не может быть человека, который по силе смог бы сравниться с каким-либо божеством.

Мифологический мир славян и греков наполнен различными духами, магическими существами, низшими божествами, которые могли быть как злыми, так и добрыми. У славян это были русалки, лешие, в античных мифах – нимфы, сирены и другие.

Множество сходств и соответствий мы можем найти, если сопоставим самых главных, известных и почитаемых божеств двух мифологий [4, 6].

Лада – славянская богиня красоты и любви, соответствует образу греческой богини любви – Афродите.

В славянской мифологии богиней охоты была Девана (Зевана, Дзевана), жена бога лесов Святобора. Её почитали охотники и звероловы, отдавая дань частью своей добычи. Эта богиня отчасти напоминает нам греческую богиню Артемиду, которая так же покровительствовала охотникам и всему живому, владычица природы и зверей [3].

Огромную роль в картине мира во всех мифологиях играло солнце, у славян Денница (Утренница, Зарница) была образом полуденной зари, мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому её ревнует солнце. Эос – в древнегреческой мифологии богиня утренней зари. Она предшествует появлению Гелиоса на горизонте, предупреждая восход солнца.

Так как и греки, и славяне работали на земле, ими всегда почитались боги плодородия. В славянской мифологии богом плодородия был Ярило. В мифах о нём, говорится, что он дарит огонь и жизнь на земле. А в древнегреческой мифологии богиней плодородия считалась Деметра. Её имя означает «Мать-Земля», покровительница земледельцам, охраняющая всё живое на земле [5].

Славянская мифология формировалась очень долгий период времени в процессе отделения от индоевропейской общности народов во II-I тысячелетии до нашей эры и вместе с этим, взаимодействуя с культурой соседних народов. Именно поэтому мы можем провести параллель славянской мифологии не только с античной религией.

Несмотря на разные исторические и культурные пути развития этносов, общие мифологические мотивы можно заметить с территориально близкими народами. Например, сходства в мифологической картине мира славян можно особенно увидеть с германо-скандинавскими (мотив мирового древа, культ драконов и прочее), балтийскими (это касается имён таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс)) и даже иранскими (боги Хорс и Симаргл) мифологическими взглядами. Иранское влияние можно объяснить тем, что пантеон богов был установлен в Киеве, а на восточных славян Южной Руси большое влияние оказали ассимилировавшиеся в них сарматские и аланские племена [5, 13].

Наибольшее сходство славянской мифологии мы можем отметить с мифологией скандинавов. В обеих картинах мира человек тесно связан с природой. Мир богов, людей и подземный мир соединяется мировым древом. У скандинавов это древо соединяет 9 миров, а само число 9 так же священно и для славян.

Имеется соответствие божеств между двумя мифологиями. Например, богини любви - Лада и Фрейя, боги-громовержецы – Тор и Перун, богини царства мёртвых – Хель и Мара и так далее. Данные пары богов в обеих мифологиях выполняют одинаковые роли, которые равномерно распределены. Более того, боги имеют схожую атрибутику: молот Сварога и Тора (Мьёльнер) [14].

Все рассмотренные примеры подтверждают культурное влияние мифологических картин мира друг на друга и их родственное происхождение. Чётко прослеживается общность верований, традиций, обрядов [19].

Мы считаем, что наибольшее влияние на язык и культуру русского народа оказала греческая и римская мифология. Персонажи древнегреческих и древнеримских мотивов прослеживаются в различных сферах жизни: названия месяцев (март, июль, август), планет и созвездий (Венера, Марс). В больших городах каждый день нас окружает хаос (понятие, взятое из греческого мифа, описывающего изначальное состояние мира до творения), название спортивной одежды «Nike» происходит от имени греческой богини победы – Ники. Автомобильные покрышки сделаны из вулканизированной резины (Вулкан – римский бог-покровитель кузнецов). Хранилище народного достояния – музей, так же имеет греческую этимологию, он назван в честь муз, покровительниц искусства в древней Греции. В честь античного персонажа названа часть континента Евразии - Европа (возлюбленная бога Зевса) [7].

Самым большим пластом русского искусства, который вобрал в себя мотивы античности является русская литература. Влияние на неё оказывалось с самого начала её возникновения с таких фамилий как Г.Р. Державин и М.В. Ломоносов. Поэты пробовали свои силы в различных античных жанрах, например, в эпосе, трагедии, идиллии, эпиграмме и часто обращались к древнегреческим и древнеримским мифам.

Например, поэзия А.С. Пушкина богата упоминаниями героев античной мифологии, например в поэме «Евгений Онегин», звучат такие имена как Гомер (древнегреческий поэт-сказитель), Зевевс (Зевс – бог грома и молнии, самый главный из пантеона двенадцати богов), Феокрит (поэт из Сиракуз), Эол (повелитель ветров), Диана (Артемида – богиня охоты), Флора (в римской мифологии богиня цветения цветов и растений), Терпсихора (муза танца), Аполлон (бог света), Лета (древнегреческая река забвения), Гименей (божество брака), Киприда (Афродита – богиня любви и красоты), Парис (герой троянской войны) и многие другие [16].

Таким образом, мы видим, что мифологические образы плотно вошли в нашу жизнь и ежедневно используются человеком. Очень широко в речи распространены фразеологизмы, пришедшие к нам из других мифологий, в особенности из античной. Троянский конь – подарок со скрытым злым умыслом. Греками был построен деревянный конь, внутри которого были спрятаны воины во главе с Одиссеем. Подарок был оставлен у ворот города, греческое войско отступило. Троянцы посчитали коня подарком в качестве примирения и знаком окончания войны, втащили его в город, а ночью греческий отряд выбрался наружу и открыл городские ворота вернувшимся воинам. Панический страх – внезапный, охватывающий страх. Пан – бог лесов, который согласно мифам, умел наводить на людей сильный безотчётный страх и тем самым, обращать их в бегство. Пуп земли – человек, который считает себя центром вселенной. По мифологическим преданиям, мраморный камень под названием «пуп земли» был проглочен Кроносом вместо одного из сыновей – Зевса [11].

Таким образом, рассмотренные примеры демонстрируют нам влияние на языковую картину мира мифов других народов. Данные мифологические образы актуальны в современное время и активны в нашей речи. Они ассимилировались в нашем сознании и культуре и воспринимаются славянскими.

В ходе нашего исследования, нам удалось выяснить, что мифология других стран достаточно повлияла не только на быт русского человека, но и на русскую культуру в целом. Мифологическое сознание представляет собой попытку обобщенного взгляда на мир. Одной из самых важных функций мифа в культуре – формирование осмысленного образа мира и нахождение человеком своего места в нем. Благодаря мифу образуется такая картина мира, в которой все элементы мироздания упорядочены, структурированы и соотнесены с человеком. Это проявляется во всех сферах культурной жизни: литературе, скульптуре, живописи, обычаях, сказках, фразеологии. Часто русский человек не чувствует инородность того или иного мифологического заимствования, потому что образ очень давно используется в нашей культуре.

Таким образом, рассмотрев частично образы античной мифологии и определив ее роль, мы убедились в том, что постоянный интерес к античности и использование ее образов на протяжении столетий внесли огромный вклад в развитие языковой картины мира русского народа.

Текст статьи
  1. Агбунов М.В. Античные Мифы и легенды: Мифологич. словарь. – М.: МИКИС, 1994. – 368 с.
  2. Алексеев В.П. История первобытного общества : учеб. по спец. «История» / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – 5-е изд., испр. – М.: Высш.шк, 2001. – 318 с.
  3. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. – М.: Эксмо, 2007. -608 с.
  4. Белякова Г.С. Славянская мифология. – М.: Просвещение, 1995. – 239 с.
  5. Берегова О. Символы славян. – СПб.: Диля, 2014. – 432 с.
  6. Боннар А. Греческая цивилизация. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. – 334 с.
  7. Васильев А. Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. М.: Флинта: Наука, 2003. – 322 с.
  8. Иванов В.В. Славянская мифология. Мифы народов мира / Иванов В.В., Топоров В.Н. – М.: Языки славянский культур, 2011. – 600 с.
  9. Колум П. Великие мифы народов мира. – М.: Центрполиграф, 2007. – 326 с.
  10. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1999. – 456 с.
  11. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учителей. – Йошкар-Ола: Марийс. полигр.-изд. комбинат, 1996. – 492 с.
  12. Лисовый И.А. Античный мир в терминах, именах и названиях / Лисовый И.А., Ревяко К.А. – Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. – 3-е изд. – Мн.: Беларусь, 2001. – 253 с.
  13. Платов А.В. Магические искусства Древней Европы. – М.: София, Гелиос, 2002. – 305 с.
  14. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 466 с.
  15. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. – 612 с.
  16. Радугин А.А. Культурология. - М.: Центр, 2001. – 304 с.
  17. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: София, Гелиос, 2002. – 592 с.
  18. Свято-Русские Веды. Книга Велеса. / Пер., пояснения А.И. Асова. – М.: ФИАР-ПРЕСС, 2001. – 576 с.
  19. Скандинавская мифология: Энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 590 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября