Конвергенция цифровых сервисов на примере компании ОАО «РЖД»
Развитие цифровых систем и инновационных технологий занимают особое место в период Индустрии 4.0. Экономика стран-лидеров проходит цифровую трансформацию, что является рычагом развития многих отраслей деятельности, в том числе и железнодорожной. Именно поэтому важно правильно поставить монополиста данной отрасли- ОАО «РЖД» на «рельсы» цифровизации. Усовершенствовать транспортные процессы возможно с помощью передовых технологий, а именно, внедрив конвергентные системы в цифровые сервисы холдинга.
Цифровая конвергентная система – это технологическая система, в которой используются четыре основные типы современных технологий: информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии.
Свойства и признаки конвергентных информационно-технологических решений цифровой экономики:
- производство знаний информационными технологиями искусственного интеллекта в режиме реального времени при эксплуатации продуктов конвергентного типа;
- работа умных конвергентных устройств и систем реализуется автономно в автоматическом режиме без участия человека;
- способность к адаптации;
- умные конвергентные решения имеют превосходство над аналогами за счет смарт-свойств и сближения технологий или объектов конвергенции;
- знания являются решающим фактором распространения умных конвергентных продуктов на всех этапах жизненного цикла;
- умные конвергентные решения обладают способностью замещения новыми версиями путем загрузки в их цифровые модули программного обеспечения следующего поколения или его модификации.
Экономически эффективным конвергентным решением становятся умные производственные подразделения, умные предприятия, умные города.
Для проектирования и реализации конвергентных кибернетических систем можно установить специфику задач, решаемых на каждом из выделенных уровней конвергенции. Полученные структурные характеристики уровней конвергенции позволяют производить выбор умных конвергентных решений в цифровой экономике.
На примере компании ОАО «РЖД» можно выделить типы цифровых сервисов, характеризующие способы, которыми компания может предложить свои товары, работы и услуги.
Цифровой сервис – это совокупность услуг, обеспечивающая пользователям возможность удаленной работы с определенными информационными ресурсами, не наделяющая их правом собственности на данные ресурсы.
Цифровые сервисы можно разделить на 3 основные группы:
- сглаживание. К примеру, многие коммерческие компании заключают договоры об использовании программ РЖД в своих интересах. Железнодорожный холдинг предоставляет не только использование определенной программы, но и доступ к обучающим инструкциям для данной программы.
- адаптация. В договор о доступе к определенной программе ОАО «РЖД» могут быть внесены кастомизированные пункты для удовлетворения всех потребностей компании-клиента. К примеру, в договоре на доступ к программе дислокации вагонов может быть прописан пункт о возможности изменения интерфейса программы или выбора определенного фильтра настроек.
- замещение. Основным примером является сам доступ к информационным ресурсам программ РЖД. Коммерческие компании платят не за покупку цифровой программы или сайта, а за пользование ими.
В разрезе пассажирских перевозок типами цифровых сервисов, характеризующих способы, которыми компания может предложить свои услуги, являются следующие сервисы:
- Планирование поездки. В первую очередь в этот аспект входит выяснение информации о расписании маршрута. Такую услугу предоставляет не только цифровой портал ОАО «РЖД», но и колл центр, а также мобильное приложение, которое можно скачать на разные операционные системы.
- Покупка билета. Такую услугу также предоставляет несколько видов сервисов, однако, уже необходима регистрация, настройка личного кабинета, в котором учитывается система бонусов и льгот. Так же в личном кабинете или на сервисном портале можно заказать различные дополнительные услуги (еда в сапсан, товары из каталога, услуги перевозки автотранспорта или сопровождение на станции).
- К услугам вокзального комплекса относятся навигация, беспроводной интернет с идентификацией, информирование различными способами, инфо-табло, мультимедиа, заказ услуг.
- Такой же сервис РЖД предоставляет и по пути, то есть, непосредственно в поездах
- Логистика, как отдельный тип цифровых сервисов. В логистику входит заказ билетов через вышеуказанные порталы, бронирование гостиниц, VIP сервис, вызов такси.
При создании цифровой конвергентной системы в ОАО «РЖД» следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Необходимо выделить основные приоритеты развития конвергентных технологий в холдинге на основе стратегии развития компании до 2030 года;
- Применение конвергентных технологий должно оказывать глубокое воздействие на решении ключевых проблем, описанных в вышеуказанном документе, а также на проблемы национального уровня развития цифровой экономики и проблем, возникающих в случае социальных и природных катаклизм и требующих незамедлительных действий со стороны холдинга и железнодорожной отрасли в целом;
- Необходима концентрация ресурсов для приоритетных проектов в средне- и долгосрочных перспективах;
- Конвергентные технологии должны развиваться всесторонен, на благо холдинга ОАО «РЖД», страны, общества и науки;
- Необходимо соблюдение принципа открытости, а также гармоничное соотношение разработки технологий и их внедрения [1, с. 14].
Благодаря соблюдению вышеуказанных принципов применения конвергентных технологий произойдёт переход компании ОАО «РЖД» на новый уровень качества научно-технологической, производственной и образовательной деятельности. Они обеспечат появление новых областей науки, технологических прорывов в приоритетных направлениях компании, а также железнодорожной отрасли Российской Федерации в целом.
- Проект Концепция стратегии развития конвергентных технологий. – Текст : электронный // : [сайт]. – URL: https://sovet-po-nauke.ru/sites/sovet-po-nauke.ru/files/data/converg_concept_project.pdf (дата обращения: 22.08.2021).