Главная
АИ #35 (62)
Статьи журнала АИ #35 (62)
Конвергенция цифровых сервисов на примере компании ОАО «РЖД»

Конвергенция цифровых сервисов на примере компании ОАО «РЖД»

Рубрика

Транспортные коммуникации

Ключевые слова

конвергентные технологии
цифровой сервис
ОАО «РЖД»

Аннотация статьи

Развитие цифровых систем и инновационных технологий занимают особое место в период Индустрии 4.0. Экономика стран-лидеров проходит цифровую трансформацию, что является рычагом развития многих отраслей деятельности, в том числе и железнодорожной. Именно поэтому важно правильно поставить монополиста данной отрасли- ОАО «РЖД» на «рельсы» цифровизации. Усовершенствовать транспортные процессы возможно с помощью передовых технологий, а именно, внедрив конвергентные системы в цифровые сервисы холдинга.

Текст статьи

Цифровая конвергентная система – это технологическая система, в которой используются четыре основные типы современных технологий: информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии.

Свойства и признаки конвергентных информационно-технологических решений цифровой экономики:

  • производство знаний информационными технологиями искусственного интеллекта в режиме реального времени при эксплуатации продуктов конвергентного типа;
  • работа умных конвергентных устройств и систем реализуется автономно в автоматическом режиме без участия человека;
  • способность к адаптации;
  • умные конвергентные решения имеют превосходство над аналогами за счет смарт-свойств и сближения технологий или объектов конвергенции;
  • знания являются решающим фактором распространения умных конвергентных продуктов на всех этапах жизненного цикла;
  • умные конвергентные решения обладают способностью замещения новыми версиями путем загрузки в их цифровые модули программного обеспечения следующего поколения или его модификации.

Экономически эффективным конвергентным решением становятся умные производственные подразделения, умные предприятия, умные города.

Для проектирования и реализации конвергентных кибернетических систем можно установить специфику задач, решаемых на каждом из выделенных уровней конвергенции. Полученные структурные характеристики уровней конвергенции позволяют производить выбор умных конвергентных решений в цифровой экономике.

На примере компании ОАО «РЖД» можно выделить типы цифровых сервисов, характеризующие способы, которыми компания может предложить свои товары, работы и услуги.

Цифровой сервис – это совокупность услуг, обеспечивающая пользователям возможность удаленной работы с определенными информационными ресурсами, не наделяющая их правом собственности на данные ресурсы.

Цифровые сервисы можно разделить на 3 основные группы:

  • сглаживание. К примеру, многие коммерческие компании заключают договоры об использовании программ РЖД в своих интересах. Железнодорожный холдинг предоставляет не только использование определенной программы, но и доступ к обучающим инструкциям для данной программы.
  • адаптация. В договор о доступе к определенной программе ОАО «РЖД» могут быть внесены кастомизированные пункты для удовлетворения всех потребностей компании-клиента. К примеру, в договоре на доступ к программе дислокации вагонов может быть прописан пункт о возможности изменения интерфейса программы или выбора определенного фильтра настроек.
  • замещение. Основным примером является сам доступ к информационным ресурсам программ РЖД. Коммерческие компании платят не за покупку цифровой программы или сайта, а за пользование ими.

В разрезе пассажирских перевозок типами цифровых сервисов, характеризующих способы, которыми компания может предложить свои услуги, являются следующие сервисы:

  1. Планирование поездки. В первую очередь в этот аспект входит выяснение информации о расписании маршрута. Такую услугу предоставляет не только цифровой портал ОАО «РЖД», но и колл центр, а также мобильное приложение, которое можно скачать на разные операционные системы.
  2. Покупка билета. Такую услугу также предоставляет несколько видов сервисов, однако, уже необходима регистрация, настройка личного кабинета, в котором учитывается система бонусов и льгот. Так же в личном кабинете или на сервисном портале можно заказать различные дополнительные услуги (еда в сапсан, товары из каталога, услуги перевозки автотранспорта или сопровождение на станции).
  3. К услугам вокзального комплекса относятся навигация, беспроводной интернет с идентификацией, информирование различными способами, инфо-табло, мультимедиа, заказ услуг.
  4. Такой же сервис РЖД предоставляет и по пути, то есть, непосредственно в поездах
  5. Логистика, как отдельный тип цифровых сервисов. В логистику входит заказ билетов через вышеуказанные порталы, бронирование гостиниц, VIP сервис, вызов такси.

При создании цифровой конвергентной системы в ОАО «РЖД» следует обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Необходимо выделить основные приоритеты развития конвергентных технологий в холдинге на основе стратегии развития компании до 2030 года;
  2. Применение конвергентных технологий должно оказывать глубокое воздействие на решении ключевых проблем, описанных в вышеуказанном документе, а также на проблемы национального уровня развития цифровой экономики и проблем, возникающих в случае социальных и природных катаклизм и требующих незамедлительных действий со стороны холдинга и железнодорожной отрасли в целом;
  3. Необходима концентрация ресурсов для приоритетных проектов в средне- и долгосрочных перспективах;
  4. Конвергентные технологии должны развиваться всесторонен, на благо холдинга ОАО «РЖД», страны, общества и науки;
  5. Необходимо соблюдение принципа открытости, а также гармоничное соотношение разработки технологий и их внедрения [1, с. 14].

Благодаря соблюдению вышеуказанных принципов применения конвергентных технологий произойдёт переход компании ОАО «РЖД» на новый уровень качества научно-технологической, производственной и образовательной деятельности. Они обеспечат появление новых областей науки, технологических прорывов в приоритетных направлениях компании, а также железнодорожной отрасли Российской Федерации в целом.

Список литературы

  1. Проект Концепция стратегии развития конвергентных технологий. – Текст : электронный // : [сайт]. – URL: https://sovet-po-nauke.ru/sites/sovet-po-nauke.ru/files/data/converg_concept_project.pdf (дата обращения: 22.08.2021).

Поделиться

1777

Щербакова К. Д., Касаткина М. Д. Конвергенция цифровых сервисов на примере компании ОАО «РЖД» // Актуальные исследования. 2021. №35 (62). С. 17-19. URL: https://apni.ru/article/2854-konvergentsiya-tsifrovikh-servisov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января