Главная
АИ #35 (62)
Статьи журнала АИ #35 (62)
Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста через...

Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством в разновозрастной группе малокомплектного детского сада

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

речевое развитие
младшие дошкольники
народное творчество
малокомплектный детский сад

Аннотация статьи

Статья посвящена созданию условий для формирования речи детей младшего дошкольного возраста. В основе этой деятельности лежит знакомство с устным народным творчеством.

Текст статьи

В настоящее время внимание многих педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребёнка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

  • Овладение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитика – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Так как в нашем детском саду разновозрастная группа, существует много трудностей, но существенным преимуществом разновозрастной группы выступает то, что она дает возможность более четко определить зону ближайшего развития каждого ребёнка, а значит более правильно подготовиться к дальнейшей работе по речевому развитию.

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка средства устного народного творчества.

За 9 лет моей работы в детском саду, я заметила, что в последнее время дети очень плохо, а то и совсем не разговаривают. По данным статистики, за последние 25 лет количество детей с речевыми нарушениями значительно увеличилось. В конце XX начале XXI века цифра выросла до 55 %, хотя во второй половине XX века их было 17% (данные М. Е. Хватцева). Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Важным вопросом работы на занятиях по развитию речи детей младшего дошкольного возраста является методика разучивания произведений устного народного творчества. Стихи специально не заучиваются, так как у детей данного возраста преобладает непроизвольный способ запоминания. Для этого необходимо неоднократное внятное, четкое, выразительное чтение произведения. Дети часто используют потешки во время игры в «Дочки – матери». Так как в нашем саду разновозрастная группа, а одним из важнейших факторов успешного овладения речью является общение старших детей с младшими, в игру мы привлекаем старших детей.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки можно использовать в любой ситуации.

Так как приоритетным направлением в нашем детском саду является духовно-нравственное воспитание, то мы знакомим с семейным кладом жизни и культурой быта в старину, которые в увлекательной форме знакомят детей с обычаями и традициями празднования русских праздников.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начинала так, как предлагает Е. И. Тихеева, известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.

Велика ценность фольклора в формировании у етей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Чтобы сформировать связную речь ребёнка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и другое.

Еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребёнка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают наших детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества.

Устное народное творчество способствует:

  • развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры;
  • формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
  • воспитанию любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей;
  • воспитание доброты, трудолюбию, взаимовыручки;
  • формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.

Работу по развитию речевой активности детей через знакомство с устным народным творчеством провожу не только с детьми, но и с родителями, так как они являются участниками образовательных отношений. Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребёнка в детский сад.

С целью формирования заинтересованности и повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста через использование произведений устного народного творчества наш детский сад строит свою работу на основе принципов взаимодействия и сотрудничества.

Родителям предлагается диагностическая анкета, целью которой является изучение условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в семье. Результат показал, что дети с раннего детства в семье недостаточно слышат колыбельные песни, приговорки, потешки, прибаутки, сказки, стихи-диалоги, загадки, а у детей наблюдалось желание осваивать окружающий мир, явления природы через произведения устного народного творчества.

Для того, чтобы показать родителям значимость и важность использования устного народного творчества в развитии речи детей, мы используем разнообразные формы работы с родителями:

  • Родительские собрания;
  • Информационные папки-передвижки;
  • Совместные праздники и развлечения;
  • Анкетирование;
  • Индивидуальные беседы и консультации;
  • Оформление альбома «Рисуем сказки».

Таким образом, сотрудничество с родителями позволило нам создать оптимальные условия для развития речи детей младшего дошкольного творчества.

Дошкольный период жизни ребёнка зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растёт и достичь целевых ориентиров ФГОС в образовательной области «Речевое развитие».

Список литературы

  1. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. 2-е изд., испр. М: Просвещение, 1979. 176 с.
  2. Бавыкина Г. Н. Формирование словаря детей младшего и среднего дошкольного возраста : автореф. канд. пед. наук / Г. Н. Бавыкина. Л, 1977. 20 с
  3. Гербова B. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет /младшая разновозрастная группа/ : книга для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова. М: Просвещение, 1993. 127 с.
  4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М: Просвещение, 1981. 161 с.
  5. Хватцев М. Е. Логопедия. КДУ, Владос-Пресс, 2013. 272 с.

Поделиться

2187

Мхитарян Е. Н. Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством в разновозрастной группе малокомплектного детского сада // Актуальные исследования. 2021. №35 (62). С. 51-53. URL: https://apni.ru/article/2859-sozdanie-uslovij-dlya-rechevogo-razvitiya-det

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря