Главная
АИ #35 (62)
Статьи журнала АИ #35 (62)
Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста через...

Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством в разновозрастной группе малокомплектного детского сада

Автор(-ы):

Мхитарян Елена Николаевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

речевое развитие
младшие дошкольники
народное творчество
малокомплектный детский сад

Аннотация статьи

Статья посвящена созданию условий для формирования речи детей младшего дошкольного возраста. В основе этой деятельности лежит знакомство с устным народным творчеством.

Текст статьи

В настоящее время внимание многих педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребёнка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

  • Овладение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитика – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Так как в нашем детском саду разновозрастная группа, существует много трудностей, но существенным преимуществом разновозрастной группы выступает то, что она дает возможность более четко определить зону ближайшего развития каждого ребёнка, а значит более правильно подготовиться к дальнейшей работе по речевому развитию.

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка средства устного народного творчества.

За 9 лет моей работы в детском саду, я заметила, что в последнее время дети очень плохо, а то и совсем не разговаривают. По данным статистики, за последние 25 лет количество детей с речевыми нарушениями значительно увеличилось. В конце XX начале XXI века цифра выросла до 55 %, хотя во второй половине XX века их было 17% (данные М. Е. Хватцева). Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Важным вопросом работы на занятиях по развитию речи детей младшего дошкольного возраста является методика разучивания произведений устного народного творчества. Стихи специально не заучиваются, так как у детей данного возраста преобладает непроизвольный способ запоминания. Для этого необходимо неоднократное внятное, четкое, выразительное чтение произведения. Дети часто используют потешки во время игры в «Дочки – матери». Так как в нашем саду разновозрастная группа, а одним из важнейших факторов успешного овладения речью является общение старших детей с младшими, в игру мы привлекаем старших детей.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки можно использовать в любой ситуации.

Так как приоритетным направлением в нашем детском саду является духовно-нравственное воспитание, то мы знакомим с семейным кладом жизни и культурой быта в старину, которые в увлекательной форме знакомят детей с обычаями и традициями празднования русских праздников.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начинала так, как предлагает Е. И. Тихеева, известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.

Велика ценность фольклора в формировании у етей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Чтобы сформировать связную речь ребёнка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и другое.

Еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребёнка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают наших детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества.

Устное народное творчество способствует:

  • развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры;
  • формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
  • воспитанию любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей;
  • воспитание доброты, трудолюбию, взаимовыручки;
  • формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.

Работу по развитию речевой активности детей через знакомство с устным народным творчеством провожу не только с детьми, но и с родителями, так как они являются участниками образовательных отношений. Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребёнка в детский сад.

С целью формирования заинтересованности и повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста через использование произведений устного народного творчества наш детский сад строит свою работу на основе принципов взаимодействия и сотрудничества.

Родителям предлагается диагностическая анкета, целью которой является изучение условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в семье. Результат показал, что дети с раннего детства в семье недостаточно слышат колыбельные песни, приговорки, потешки, прибаутки, сказки, стихи-диалоги, загадки, а у детей наблюдалось желание осваивать окружающий мир, явления природы через произведения устного народного творчества.

Для того, чтобы показать родителям значимость и важность использования устного народного творчества в развитии речи детей, мы используем разнообразные формы работы с родителями:

  • Родительские собрания;
  • Информационные папки-передвижки;
  • Совместные праздники и развлечения;
  • Анкетирование;
  • Индивидуальные беседы и консультации;
  • Оформление альбома «Рисуем сказки».

Таким образом, сотрудничество с родителями позволило нам создать оптимальные условия для развития речи детей младшего дошкольного творчества.

Дошкольный период жизни ребёнка зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растёт и достичь целевых ориентиров ФГОС в образовательной области «Речевое развитие».

Список литературы

  1. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. 2-е изд., испр. М: Просвещение, 1979. 176 с.
  2. Бавыкина Г. Н. Формирование словаря детей младшего и среднего дошкольного возраста : автореф. канд. пед. наук / Г. Н. Бавыкина. Л, 1977. 20 с
  3. Гербова B. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет /младшая разновозрастная группа/ : книга для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова. М: Просвещение, 1993. 127 с.
  4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М: Просвещение, 1981. 161 с.
  5. Хватцев М. Е. Логопедия. КДУ, Владос-Пресс, 2013. 272 с.

Поделиться

1492

Мхитарян Е. Н. Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством в разновозрастной группе малокомплектного детского сада // Актуальные исследования. 2021. №35 (62). С. 51-53. URL: https://apni.ru/article/2859-sozdanie-uslovij-dlya-rechevogo-razvitiya-det

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля