В настоящее время внимание многих педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребёнка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
- Овладение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитика – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Так как в нашем детском саду разновозрастная группа, существует много трудностей, но существенным преимуществом разновозрастной группы выступает то, что она дает возможность более четко определить зону ближайшего развития каждого ребёнка, а значит более правильно подготовиться к дальнейшей работе по речевому развитию.
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка средства устного народного творчества.
За 9 лет моей работы в детском саду, я заметила, что в последнее время дети очень плохо, а то и совсем не разговаривают. По данным статистики, за последние 25 лет количество детей с речевыми нарушениями значительно увеличилось. В конце XX начале XXI века цифра выросла до 55 %, хотя во второй половине XX века их было 17% (данные М. Е. Хватцева). Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Важным вопросом работы на занятиях по развитию речи детей младшего дошкольного возраста является методика разучивания произведений устного народного творчества. Стихи специально не заучиваются, так как у детей данного возраста преобладает непроизвольный способ запоминания. Для этого необходимо неоднократное внятное, четкое, выразительное чтение произведения. Дети часто используют потешки во время игры в «Дочки – матери». Так как в нашем саду разновозрастная группа, а одним из важнейших факторов успешного овладения речью является общение старших детей с младшими, в игру мы привлекаем старших детей.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки можно использовать в любой ситуации.
Так как приоритетным направлением в нашем детском саду является духовно-нравственное воспитание, то мы знакомим с семейным кладом жизни и культурой быта в старину, которые в увлекательной форме знакомят детей с обычаями и традициями празднования русских праздников.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начинала так, как предлагает Е. И. Тихеева, известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.
Велика ценность фольклора в формировании у етей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Чтобы сформировать связную речь ребёнка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и другое.
Еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребёнка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают наших детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества.
Устное народное творчество способствует:
- развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры;
- формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
- воспитанию любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей;
- воспитание доброты, трудолюбию, взаимовыручки;
- формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.
Работу по развитию речевой активности детей через знакомство с устным народным творчеством провожу не только с детьми, но и с родителями, так как они являются участниками образовательных отношений. Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребёнка в детский сад.
С целью формирования заинтересованности и повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста через использование произведений устного народного творчества наш детский сад строит свою работу на основе принципов взаимодействия и сотрудничества.
Родителям предлагается диагностическая анкета, целью которой является изучение условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в семье. Результат показал, что дети с раннего детства в семье недостаточно слышат колыбельные песни, приговорки, потешки, прибаутки, сказки, стихи-диалоги, загадки, а у детей наблюдалось желание осваивать окружающий мир, явления природы через произведения устного народного творчества.
Для того, чтобы показать родителям значимость и важность использования устного народного творчества в развитии речи детей, мы используем разнообразные формы работы с родителями:
- Родительские собрания;
- Информационные папки-передвижки;
- Совместные праздники и развлечения;
- Анкетирование;
- Индивидуальные беседы и консультации;
- Оформление альбома «Рисуем сказки».
Таким образом, сотрудничество с родителями позволило нам создать оптимальные условия для развития речи детей младшего дошкольного творчества.
Дошкольный период жизни ребёнка зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растёт и достичь целевых ориентиров ФГОС в образовательной области «Речевое развитие».