Главная
АИ #2 (5)
Статьи журнала АИ #2 (5)
Манипуляция в политической PR-кампании

Манипуляция в политической PR-кампании

Рубрика

Политология

Ключевые слова

манипулирование
политический PR
избирательная кампания
политтехнологии

Аннотация статьи

Манипулирование – одна из наиболее применимых технологий при проведении политической кампании. В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты политического манипулирования. В настоящее время манипулирование осуществляется при помощи сетевых технологий. Автор приводит конкретные примеры каналов манипулирования.

Текст статьи

Филипп Котлер в своей работе «Основы маркетинга. Краткий курс» пишет, что отличительной особенностью политического маркетинга является использование специализированных пропагандистских приемов, которые позволяют манипулировать общественным мнением [2, с. 199].

Под политическим манипулированием подразумевается скрытое, неосознанное объектом, управление политическим сознанием и поведением, главной целью которого является действие или бездействие в интересах субъекта управления [5, с. 199]. Манипулирование всегда присутствовало в политическом процессе и является его неотъемлемой частью.

Для политического манипулирования характерны такие черты, как создание иллюзий, закрытость, психологическое воздействие.

Цель политического манипулирования заключается в достижении, реализации последующего сохранения власти. На сегодняшний день, это чаще всего происходит путем выборов. Для того, чтобы победить на них нужна общественная поддержка. Отсюда следует, что задача манипуляторов сводится к формированию у электората определенного образа и связанного с ним мнения по поводу тех или иных персон.

Таким образом, манипулятору необходимо сделать анализ социальных ожиданий общества и на его основе составить оптимальный образ кандидата, его программу. Если трактовать политическую манипуляцию в узком смысле, то собой она представляет теоретико-практическую основу политических технологий и соответственно является базой для разработки методики проведения предвыборной кампании.

Политическая манипуляция базируется на следующих факторах (по В. Амелину):

  1. Внедрение в сознание масс желанного для манипулятора информации под видом объективной истины.
  2. «Удар» по болевым точкам, в результате которого можно получить сильную эмоциональную реакцию общества (тревогу, страх, ненависть и т.д.).
  3. Достижение целей, которые ставит перед собой манипулятор, реализуемых с поддержкой обществом [1].

Средства политического манипулирования можно классифицировать по разным критериям:

  1. Соответствие существующему законодательству: регламентированные законом и выходящие за рамки, установленного государством закона.
  2. Способ воздействия: скрытые и прямые.
  3. Функция: установление и поддержание связей с общественностью, призывы к действию (агитация).
  4. Форма: экономические, агитационные, административные, провокационные.
  5. Содержание: реклама и антиреклама.
  6. Уровень воздействия: массовые, групповые и межличностные.
  7. Носитель: печатный, электронный, наружный [4].

Совокупность средств политического манипулирования базируется на создании и внедрении в сознание общества различных социальных мифов. Под социальным мифом следует понимать массив идей, которые преследуют цели манипуляторов и принимаемых большим количеством людей на веру.

Интернет формирует новый уровень доверчивости к социальным мифам. Огромный поток информации сложен для осмысления, поэтому многое принимается на веру, без должного осмысления. Несмотря на то, что сегодня совершенствуется законодательная база, регламентирующая поведение в Интернет-пространстве, все еще появляется много фейковой информации, которая принимается людьми на веру [6]. Среди отдельных законодательных актов, призванных очистить информационное поле от засилья манипулятивной информации стоит отметить Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет».

На сегодняшний день главными каналами манипуляции в Интернете стали сайты, форумы, личные блоги, а также Telegram-каналы. Стоит отметить, что согласно проведенному нами исследованию им доверяет значительная часть опрошенных респондентов – 16,7%, и это с учетом, что официально на территории Российской Федерации Telegram заблокирован. На первом месте находятся крупные Интернет-издания, статьям которых доверяют 43,3%. Также влиянием обладают и блогеры, которым доверяют 21,7% респондентов. Пост в ленте в социальной сети вызовет доверие 18,3% опрошенных (рис.).

Рис. Результаты опроса

Основной технологией политической манипуляции в Интернет-пространстве является создание «подставных» блогов [3, с. 256]. В таких блогах чаще всего публикуется непроверенная информация, направленная на дискредитацию тех или иных лиц. Например, на сегодняшний день популярностью пользуется Telegram-канал «Футляр от виолончели» (@rospres), в котором ежедневно публикуются непроверенные материалы по поводу политических и финансовых сделок чиновников и государственных деятелей, зачастую носящая компрометирующий характер. На канал подписано более трехсот тысяч пользователей мессенджера. Стоит отметить, что канал необязательно должен специализироваться на политической сфере, чтобы осуществлять политическую манипуляцию. Например, достаточно часто заказные посты появляются на канале «Антиглянец» (@sncmag), ориентированном на освещении светской жизни. Тем не менее, их аудитория весьма лояльно принимает такие посты и рассматривает данную информацию в качестве достоверной.

Активно в политической манипуляции используется и платформа YouTube. Например, канал Алексея Навального «Навальный LIVE», на котором он публикует компрометирующие ролики собрал почти восемьсот тысяч подписчиков.

Таким образом, развивающиеся информационные технологии становятся мотивационным фактором для поисков новых моделей политического управления, тесно связанного с политическим манипулированием. Следует отметить, что данный канал используется не только оппозицией, но и властями, которые активно сотрудничают с крупными Интернет-СМИ, а также позиционируют себя в социальных сетях.

Список литературы

  1. Амелин В. Н., Дегтярев А. А. Социология политики в России: становление и современное состояние // Мир России. Социология. Этнология. 1997. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-politiki-v-rossii-stanovlenie-i-sovremennoe-sostoyanie (дата обращения: 11.12.2018).
  2. Котлер Филипп. Основы Маркетинга. Краткий курс. – СПб. : Вильямс, 2007. – 587 с.
  3. Крайнова Кира Анатольевна Интернет как средство политической манипуляции в современном политическом управлении // PolitBook. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-sredstvo-politicheskoy-manipulyatsii-v-sovremennom-politicheskom-upravlenii (дата обращения: 11.12.2018).
  4. Сагайдачная Елизавета Николаевна Манипуляция в политическом дискурсе // Вестник ЧелГУ. 2007. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-v-politicheskom-diskurse (дата обращения: 11.12.2018).
  5. Теория и практика политических манипуляций в современной России // Psyfactor . URL: https://psyfactor.org/polman1.htm (дата обращения: 11.12.2018).
  6. Госдума приняла закон о фейковых новостях // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2019/03/07/fakes/ (дата обращения: 11.03.2019).

Поделиться

6572

Цкриалашвили А. Д. Манипуляция в политической PR-кампании // Актуальные исследования. 2020. №2 (5). С. 23-25. URL: https://apni.ru/article/286-manipulyatsiya-v-politicheskoj-pr-kampanii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря