Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами музыки

В статье рассматривается возможность формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством музыкальной деятельности.

Аннотация статьи
патриотизм
дети дошкольного возраста
нравственность
музыкальная деятельность дошкольников
Ключевые слова

Становление ценностных ориентиров в жизни человека происходит в течение всей его жизни, но наиболее сензитивным периодом для освоения того духовного опыта, который выработан человечеством, является дошкольный и младший школьный возраст. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. [3. с. 321] На это указывали в своих работах Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, Е. А. Флёрина и другие.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Образовательные компоненты духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации включают в себя социальное воспитание дошкольников. Это развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Патриотическое воспитание – это воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному краю, своей стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование элементарных знаний о правах человека.

Экологическое воспитание – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Поликультурное воспитание – это воспитание диалогичности с другими культурами, терпимости к ценностям других народов (цивилизаций), а также к культурам некоторых отдельных групп народов [4, с. 41].

Духовно-нравственное воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, в том числе и дошкольного. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

С музыкальным искусством дети соприкасаются в детском саду, начиная с раннего возраста: ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки, подражая воспитателю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике.

Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Все виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но основным видом является восприятие музыки.

Слушая народную, музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми с использованием народной музыки не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Благодаря современным информационным технологиям стало возможным ярко и доступно познакомить детей с понятиями «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». А кроме этого увидеть народные костюмы и предметы быта.

Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников – игра. Именно она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. В играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались, чем занимались наши предки.

Ребята любят, когда на занятиях и в свободной игровой деятельности к ним приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ёжка»; для детей старших и подготовительных групп, такие народные игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Маланья» и другие [2, c. 49].

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности дошкольников. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.

Музыкально-ритмические движения, так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, духовную жизнь, традиции, события, происходящие в жизни людей. В русских народных танцах дети черпают русский нрав, обычаи, дух свободы и творчества. Народные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, и в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Во всех танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца – это широта движения, удаль, жизнерадостность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к происходящему помогает обстановка праздников и развлечений. Дети всегда ждут в саду новогодних, Рождественских праздников, праздника Масленицы, 8 марта и День Матери, праздник Пасхи, а также фольклорных «Посиделок» и «Ярмарок». Здесь и происходит закрепление знаний о своеобразных правилах проведения традиционных для нашего народа праздников.

Формирование духовно-нравственных качеств личности происходит во всех видах детской деятельности, в том числе и в музыкальной. На музыкальных занятиях у дошкольников формируются знания о том, что Родина – это все, что их окружает. Это родные и близкие люди, которые заботятся о них, природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями – все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться. Воспитывая у детей любовь к природе, птицам, ко всему живому, мы проводим такие развлечения, как: «День птиц», «День цветов», «День Земли», «Экологические марафоны» [1, с.23].

Все народные песни, а также народные мелодии, используемые на занятиях с детьми дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью, что позволяет воспитанникам расти чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать и понимать чувства окружающих людей.

Текст статьи
  1. Аксенова, З.Ф. Традиционные праздники и развлечения в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003
  2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981.
  3. Выготский, Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  4. Зеленова, И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября