Организованная преступность представляет собой сложное антисоциальное явление, которое является одним из опасных в обществе. Она практически всегда сопровождала экономическое и культурное развитие большинства государств мира, порождая такие проблемы как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция. Конечный результат организованной преступности очевиден и заключается в деформации процесса реализуемых реформ, подрыве конституционной законности и безопасности граждан.
С точки зрения уголовного права организованная преступность выражается в таких сложных формах соучастия в преступлении, как организованные группы и преступные сообщества (преступные организации).
«Правоохранительные органы в прошлом году пресекли деятельность около 200 организованных преступных групп (ОПГ). К уголовной ответственности были привлечены 45 лиц, которые занимали высшее положение в преступной иерархии. По итогам 2020 года установлена причастность криминальных структур к совершению около 18 тыс. противоправных посягательств» [1].
С течением времени происходит трансформация национальной преступности и она приобретает транснациональный, сетевой, цифровой характер. Например, во время пандемии существенно возросли объёмы торговли через сеть Интернет, безналичных способов оплаты товаров и услуг, чем пользуются организованные преступные группы с целью совершения различных преступлений: мошенничества, распространения контрафактной продукции, отмывания денег и т. д.
Одной из тенденций организованной преступности, затрудняющей эффективность существующих мер противодействия является её цифровизация. В последнее время наблюдается существенный рост криминальных деяний данной категории, доля таких которых уже достигла 15 %. Цифровизация преступности, в особенности организованных её форм, способствует обострению угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности [2, с.143].
Таким образом, современная организованная преступность активно преобразуется, приспосабливаясь к сложившимся условиям жизни, проникает во все сферы жизнедеятельности общества, что служит препятствием для борьбы с данным негативным социальным явлением и ведёт к усилению её противостояния активно действующим мерам её предупреждения. Уголовное законодательство, направленное на борьбу с отдельными преступлениями, не всегда эффективно в борьбе с организованной преступностью [3, с.33].
О.В. Дамаскин [4, с.85] справедливо отмечает, что в современном глобальном мире активизируется транснациональная организованная преступность. Выявление новых тенденций и мер противодействия преступности в высокотехнологичных сферах цифровой экономики, виртуальных финансов, средств коммуникации и воздействия на массовое сознание людей, объектах оборонно-промышленного комплекса, сил и средств обороны и безопасности становится реальной потребностью.
Однако стоит отметить, что действующая правоохранительная система субъектов борьбы с преступностью в целом и, в особенности с её организованными формами, не является эффективной в полной мере. На этот факт указывают данные статистики, свидетельствующие о том, что ежегодно снижается количество зарегистрированных преступлений, совершённых участниками организованных групп или преступных сообществ. Вместе с тем, М.П. Оболадзе [5, с.290] убеждён, что эти данные свидетельствуют не в пользу того, что по факту количество преступлений, совершённых организованными преступными группами, снизилось, а о том, что она стала ещё более латентной.
Так, например, преступные посягательства на банковские и иные кредитные учреждения с использованием сети Интернет требуют знания основ компьютерных систем и технологий, а это, в свою очередь, предполагает участие квалифицированных специалистов в этой области. Поэтому сложные манипуляции преступников в сети возможно обнаружить только с использованием специальных технических средств защиты от взломов.
Противодействие организованной преступности требует разработки и реализации комплекса специальных общеорганизационных и предупредительных мер.
Организованная преступность в обществе всегда вызывала оправданное возмущение у граждан как явление зачастую связанное с коррумпированностью чиновников, нивелированием принципа справедливости. В этой связи, правосудию следует не отступать от принципа неотвратимости ответственности за совершённые преступные деяния.
В целях создания комфортных условий осуществления своей преступной деятельности, организованные преступные структуры устанавливают коррупционные связи в органах власти и управления. В современных условиях глобализации организованная преступная деятельность активно распространяет своё влияние за рамками национальных границ, укрепляя финансово-экономические позиции в зарубежных странах [6, с.80].
Противодействие организованной преступности должно осуществляться комплексно с использованием всего разнообразия средств и методов правоохранительных органов по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, а также с проведением мероприятий по нейтрализации криминогенных факторов, её порождающих. При таком подходе необходимо на постоянной основе проводить анализ изменений преступности и её причин, определять стратегии и тактики данного направления правоохранительной деятельности. К сожалению, в России нет отдельного нормативно-правового акта, определяющего основную стратегию предупреждения организованной преступности, в то время, когда применительно к другим видам преступлений она установлена в отдельных правовых актах.
Поскольку, как указывалось ранее, организованная преступность носит международный характер, основным приоритетом в противодействии ей остаётся международное сотрудничество, обмен опытом, координация принимаемых решений.
Относительно предупреждения и противодействия преступности, необходимо использовать современные информационные технологии и робототехники (искусственный интеллект, Большие данные, квантовая криптография, 3 и 4D-принтеры, использование дронов, распознание преступников, террористов, поиск людей, пропавших без вести, на базе нейронных сетей, психологические инновации, криминалистические исследования и т.д.) [7, с.267], в которых заложены колоссальные возможности.
Резюмируя вышеизложенное, подчеркнём, что осуществление предупреждения и противодействия преступности, должно базироваться на комплексном подходе, принимая во внимание те факторы, которые непосредственно влияют на транснациональную организованную преступность, а также экономическое, политическое, социальное, культурное положение страны.