Эпистолярный жанр в русской литературе
научный журнал «Актуальные исследования» #2 (5), январь '20

Эпистолярный жанр в русской литературе

В статье исследуется генезис, становление и развитие эпистолярного жанра в художественной литературе с акцентом на русскую литературу. Делается вывод о том, что использование указанного жанра в художественной литературе обусловлено стремлением автора передать наиболее эмоциональные и интимные переживания героев, правдиво раскрыть их характеры и установить доверительные отношения с читателем, а также максимально редуцировать собственную оценку, переместив ее в подтекст. Научная новизна статьи выражается в выявлении характерных черт эпистолярного стиля, выражающихся в установке на доверительность, в раскрытии роли писем в формировании сюжета произведения, характеристике внутреннего мира героев.

Аннотация статьи
эпистолярный жанр
сентиментализм
послание
роман
сюжет
персонаж
герой
характерологическое средство
Ключевые слова

Эпистолярный жанр представляет собой сложившийся в истории вид художественной речи. Исторически он вначале возник в частной, а позднее в государственной переписке, а затем уже трансформировался в своеобразный вид литературного повествования [6].

Именно бытовое письмо обусловило появление таких жанров художественной литературы, как эпистолярная повесть, эпистолярный роман, стихотворное послание и др. Особенностью письма является наличие адресанта и адресата. Письмо характеризуется разнообразными стилями и темами, автор письма легко осуществляет смену тем, легко переходит от важного и значительного к шутливому и несерьезному [4, с. 19].

Своим возникновением эпистолярный жанр обязан античному литературному творчеству. В качестве примеров можно указать на послания Горация Флавия к братьям Пизонам о науке в поэзии, а также на произведения Феофила Антиохийского.

В Средневековье анализируемая форма развивается в публицистике. Однако наибольшее развитие эпистолярный жанр получил в сентименталистской литературе. И это не случайно, поскольку в литературе сентиментализма большое внимание уделяется внутреннему миру личности, чувствам человека, его интимным переживаниям [5, с. 226]. Именно в литературе сентиментализма возник роман в письмах, в котором герои пишут друг другу письма. Наибольшую известность среди них получили произведения писателей ХУШ в.: «Кларисса» и «Памела» С. Ричардсона, «Страдания юного Вертера» И.В. Гете «Юлия или Новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.

Слово эпистолярный восходит к греческому epistola (послание, письмо).

Первыми письмами на Руси были берестяные грамоты, самые ранние из которых восходят к ХII в. Хорошо известна переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (ХVI в.), а также послания протопопа Аввакума (ХVII в.).

В ХVIII в. эпистолярный жанр получил развитие в русской литературе в произведениях Курганова, Капниста, Фонвизина, Новикова, Державина [3, c. 224]. Однако наиболее распространен был эпистолярный жанр в ХIХ в. При этом огромная роль в его распространении в художественной литературе принадлежит А.С. Пушкину. Достаточно указать на его послания «В Сибирь», «К Чаадаеву», «А.П. Керн» и др.

Однако наиболее яркими образцами эпистолярного жанра в художественной литературе являются знаменитые письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе «Евгений Онегин». Оба письма отражают глубоко интимные переживания героев, отличаются высокой степенью эмоциональности и искренности. Именно по той причине, что жанр письма способен передать наиболее интимные и эмоциональные переживания героев, подвигли А.С. Пушкина в своем романе обратиться к нему.

Будучи убежденным реалистом, поэт стремится максимально правдиво представить перед взором читателя оба письма. Автор говорит о их подлинности и достоверности, жизненной правдивости. Жанр письма помогает Пушкину раскрыть исповедь влюбленной девушки, ее сомнения, полные тревоги и волнения ожидания. Примечательно, что в самом начале письма Татьяна использует Вы – обращение, однако в середине письма и в заключительной его части переходит на «Ты», а в последних строках вновь переходит на «Вы». Подобное чередование обращений свидетельствует о смятенном состоянии души Татьяны. В момент наибольшего эмоционального подъема она использует Ты – обращение, а когда чувства несколько успокаиваются, она переходит к официальному «Вы».

В эпистолярном жанре автор демонстрирует максимальную открытость, искренность своих героев. Таким образом, письма становятся существенными элементами сюжета, служащими важным характерологическим средством [1, c. 110].

В произведениях М.Ю. Лермонтова эпистолярный жанр выражен слабо. Вместе с тем, элементы эпистолярного стиля отчетливо обнаруживаются, например, в «Княгине Лиговской».

Оригинально, совершенно по-новому использовал эпистолярный жанр Ф.М. Достоевский в повести «Бедные люди».

Посредством эпистолярного жанра раскрывается судьба Ваньки Жукова в рассказе А.П. Чехова «Ванька». Письмо мальчика-сироты естественно и правдиво раскрывает характер его души. В письме он рассказывает о своих страданиях, унижениях, оскорблениях, делится воспоминаниями с дедом. Посредством текста письма А.П. Чехов показывает твердость характера, сильную волю своего маленького героя.

Примечательно, что Ванька не указал адрес деда, которому послал письмо. Данный прием А.П. Чехова весьма символичен и несет в себе заряд огромной обобщающей силы. Судьба его героя была типичны для описываемой в рассказе эпохи.

Художественные произведениях в письмах, письма в художественных произведениях представляют собой важнейшие средства характеристики персонажей. В письме автор представляет характер героя в его развитии, раскрывает существенные его стороны.

Форма письма позволяет автору раскрыть характер героя в виде самовыражения, выявить его оригинальность и индивидуальность.

Необычайный интерес в этом смысле представляет «Роман в письмах» А.С. Пушкина. В этом романе автор повествует о чистом и искреннем любовном чувстве, вкладывая в уста героини рассуждения о роли женщины в обществе. Рассуждения героев в их письмах дают возможность А.С. Пушкину выразить отношение к помещикам, их роли в обществе, долге перед государством, крестьянами. В этих письмах голос героев объединяется с голосом автора, А.С. Пушкин согласен с воззрениями своих персонажей [2, c. 230].

Как следует из изложенного выше, художественное произведение может полностью представлять собой переписку героев, как, например, в упомянутом выше романе Ж.Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» или в повести И.С. Тургенева «Фауст», а может входить в состав литературного произведения, не представляющего собой переписку персонажей. Подобные письма, органично вплетаясь в ткань художественного произведения, взаимодействуют с его содержанием, участвуют в формировании его сюжета, усиливают самоанализ героев, помогают им выразить свои глубоко интимные чувства.

Итак, эпистолярный жанр дает возможность писателю раскрыть внутренний мир персонажей, выявить ведущие черты их характера, установить доверительные отношения с читателем, при этом установка на доверительность является важнейшим признаком эпистолярного жанра.

Текст статьи
  1. Головко В.М. Повесть как жанр эпической прозы. – Саратов, 1992. – 190 с.
  2. Головко В.М. Русская реалистическая повесть: Герменевтика и типология жанра. – М., 1995. – 439 с.
  3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. – 384 с.
  4. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – М.: Искусство, 1970. – 218 с.
  5. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М.: Лабиринт, 1997. – 445 с.
  6. Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 192 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 апреля по 15 апреля
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 апреля
Загрузка в elibrary
20 апреля
Рассылка печатных экземпляров
25 апреля