Главная
Конференции
Роль науки и высоких технологий в обеспечении социально-экономического развития государства
Повышение профессиональных компетенций выпускников СПО посредством сдачи экзамен...

Повышение профессиональных компетенций выпускников СПО посредством сдачи экзамена квалификационного по ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования в формате демонстрационного экзамена

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

компетенции
профессиональный модуль
демонстрационный экзамен
выпускник

Аннотация статьи

В статье теоретически обосновано актуальность внедрения демонстрационного экзамена в СПО. Определены достоинства и недостатки данного вида итоговой аттестации.

Текст статьи

21 век – век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам.

Главной целью среднего профессионального образования на сегодняшний день является создание условий для формирования творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности.

Модернизация профессионального образования предполагает принципиальное изменение традиционных подходов к системе подготовки специалистов со средним специальным образованием.

Одним из новшеств в системе среднего профессионального образования является продолжающее набирать популярность движение WorldSkills. WorldSkills International (WSI) – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение статуса профессионального образования и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру.

В стандартах нового поколения предпринята попытка разделить процедуры оценки знаний и умений студентов и оценки профессиональных компетенций.

2017 год дал развитие двум инструментам решения этой проблемы: конкурсному движению WorldSkills Russia и независимой оценке квалификации. С 1 января 2017г. вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». И уже в 2017году многие выпускники колледжей и техникумов впервые сдали демонстрационный экзамен по модели WSR.

Демонстрационный экзамен – эта оценка компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.

Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании:

  • квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;
  • промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;
  • практическая работа как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.

Целью проведения демонстрационного экзамена является определение соответствия результатов освоения образовательных программ среднего профессионального образования требованиям стандартов WorldSkills и федеральных государственных образовательных стандартов СПО по соответствующим компетенциям.

Нормативными основаниями для организации и проведения демонстрационного экзамена являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013г. №464 (в ред. от 15.12.2014 г. № 1580);
  • Паспорт национального проекта «Образование», утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № l6 от 24.12.2018) и во исполнение пункта 2.1.1 Плана мероприятий по реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»;
  • Распоряжение Минпросвещения России от 1 апреля 2019 г. № Р-42 «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена»;
  • Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, утверждённая приказом Союза «Ворлдскиллс Россия» от 31 января 2019г. № 31.01.2019-1.

Так у преподавателей нашего колледжа возникла идея «Повышение профессиональных компетенций выпускников посредством сдачи экзамена квалификационного по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в формате демонстрационного экзамена».

Цель идеи: к концу 2020-2021 года создать в колледже условия для моделирования реальных производственных условий для демонстрации выпускниками по специальности «Преподавание в начальных классах» профессиональных умений и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Для достижения поставленной цели было необходимо: пересмотреть экзаменационные задания (сделать практико-ориентированными); разработать оценочные средства; изменить процедуру проведения экзамена; пересмотреть продолжительность работы студентов и экспертов; разработать Инфраструктурный лист, где указать предусмотренные и запрещенные материалы и оборудование для проведения экзамена; разработать инструктаж по охране труда и ТБ для студентов и экспертов.

Преподавателями спецдисциплин разработано Положение для проведения экзамена квалификационного по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в формате демонстрационного экзамена, способствующего моделированию реальных производственных условий для демонстрации выпускниками по специальности «Преподавание в начальных классах» профессиональных умений и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия, на основании которого разработана Программа проведения экзамена.

Для колледжа проведение экзамена квалификационного по ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования в формате демонстрационного экзамена дает возможность объективно оценить содержание и качество реализации образовательных программ, квалификацию педагогических работников, соответствие материально-технической базы колледжа современным требованиям, определить основные проблемы и риски при проведении государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена.

Для выпускника колледжа преимущество очевидно. Такой вид экзамена серьёзно повышает мотивацию в связи с изменением организационных подходов к обучению: происходит практически самостоятельное обучение на рабочем месте, под руководством квалифицированных специалистов. Он не просто сдаёт экзамен, но и подтверждает квалификацию в соответствии с международными стандартами. Выгоды получают и работодатели, приходящие на экзамен. Они могут присмотреться к своим потенциальным сотрудникам непосредственно во время их профессиональной деятельности, и даже подписать с ним отложенный трудовой договор. Тогда начать свою работу в компании выпускники колледжа могут либо сразу же при получении диплома о СПО, или после получения высшего образования, или же после службы в армии.

Важно то, что сотрудничество с профессионалами помогает преподавателям и самому колледжу в целом более точно представлять себе требования, предъявляемые к программе обучения.

Но при всех положительных моментах у демонстрационного экзамена есть и недостатки – стоимость процедуры. При организации сдачи экзамена по ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования в формате демонстрационного экзамена по методикам WorldSkills расходы на его проведение многократно возрастают.

Список литературы

  1. Демонстрационный экзамен и системы оценки профессиональных умений и знаний // https://fumo-spo.ru
  2. Ефимова С.А. Модернизация системы аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций в условиях становления российской национальной системы квалификации: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.08 / Ефимова Светлана Александровна; [Место защиты: Федер. институт развития образования]. - Москва, 2017. - 337 с.

Поделиться

1810

Брусенская Н. Н., Чекризова М. Б., Луханина Ю. В. Повышение профессиональных компетенций выпускников СПО посредством сдачи экзамена квалификационного по ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования в формате демонстрационного экзамена // Роль науки и высоких технологий в обеспечении социально-экономического развития государства : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 сентября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 67-70. URL: https://apni.ru/article/2870-povishenie-professionalnikh-kompetentsij-vipu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря