В связи с повышенной для общества и окружающей среды опасностью деятельности в транспортной сфере законодательство Российской Федерации предусматривает особые условия дисциплинарной ответственности работников транспорта.
В последние годы нормы о дисциплинарной ответственности на морском транспорте претерпели существенные изменения. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2018 г. № 1275 признан утратившим силу действовавший с 2000 г. Устав о дисциплине работников морского транспорта [1]. Приказом Министерства транспорта РФ от 4 июня 2018 г. № 224 утвержден Устав службы на морских судах [2]. Однако Устав службы на морских судах не явился полноправной альтернативой Устава о дисциплине работников морского транспорта, поскольку не регулирует отношения в сфере дисциплинарной ответственности работников морского транспорта. Сфера действия Устава службы на морских судах: права и обязанности членов экипажей морских судов с учетом системы управления безопасностью судовладельца. Федеральным законом от 20. 12. 2017 г. № 400-ФЗ внесены изменения в ст. 330 ТК РФ в соответствии с которыми дисциплина труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств регулируется Трудовым кодексом РФ. Уставы о дисциплине применяются только в тех случаях, если они установлены федеральными законами [3].
Следует отметить, что с 2008 года на рассмотрении в Государственной Думе РФ находился законопроект «Устав о дисциплине работников морского транспорта». Согласно представленному законопроекту, помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных в ТК РФ, к работникам морского транспорта предусматривалось применение следующих видов дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от исполнения трудовых обязанностей непосредственно связанных с обеспечением безопасности мореплавания и движения судов, увольнение по основаниям, указанным в законопроекте. Законопроектом была предусмотрена возможность увольнения: 1) за совершение дисциплинарного проступка, повлекшего за собой аварию или загрязнение окружающей среды; 2) совершение дисциплинарного проступка, повлекшего за собой повреждение оборудования или нарушение условия его безопасной эксплуатации, создание аварийной ситуации, угрозу жизни и здоровью людей или загрязнения окружающей среды. Законопроект вызвал критику не только со стороны работников морского транспорта, но и в самих комитетах Государственной Думы и Общественной палате РФ. В результате при рассмотрении законопроекта во втором чтении в декабре 2014 года он был отклонен. В частности, по мнению законодателей, представленный законопроект противоречил нормам ст.37 (ч.ч. 1 и 2), ст. 55 Конституции РФ, ст. ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ. Таким образом, поскольку специальный федеральный закон, устанавливающий дисциплинарную ответственность работников морского транспорта отсутствует, на работников морского транспорта в настоящее время распространяются только те дисциплинарные взыскания, которые предусмотренные ТК РФ. Иными словами законодательство не предусматривает особых оснований дисциплинарной ответственности работников морского транспорта, иных чем те, которые установлены ТК РФ. В то же время в ст. 192 ТК РФ указано, что для отдельных категорий работников, могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Представляется, что для работников морского транспорта, в частности членов экипажей морских судов, таким дополнительным видом дисциплинарного взыскания могло бы стать предупреждение о неполном служебном соответствии. Однако, как уже было сказано выше, предупреждение о неполном служебном соответствии как мера дисциплинарного взыскания вызвала критику в комитетах Государственной Думы и Общественной палаты РФ. В частности, по мнению Общественной палаты РФ, наложение данного дисциплинарного взыскания предлагает узаконить возможность выполнения функций по обеспечению безопасности мореплавания лицами, не способными выполнять такие функции вследствие их неполного служебного соответствия.
По нашему мнению неполное служебное соответствие объявляется в случаях недостаточного исполнения предписаний законодательства, недостаточной дисциплинированности и добросовестности работника. Ведь члены экипажей морских судов проходят периодическую переаттестацию, что предполагает их компетентность. Данная мера взыскания имеет целью морально-психологический, воспитательный характер и действует как предупреждение о том, что в дальнейшем работник может быть уволен [4, с.35]. Кроме того, предупреждение о неполном служебном соответствии было предусмотрено в качестве меры дисциплинарного взыскания еще в Уставе о дисциплине работников морского транспорта 2000 года. Указанный вид дисциплинарного взыскания применяется в настоящее время и в других нормативных актах, регламентирующих дисциплинарную ответственность, это касается службы в органах внутренних дел, таможенных органах и др. [5].
Как отмечалось в литературе, правовое регулирование дисциплинарной ответственности работников транспорта не свободно от недостатков, нет полной ясности по уровню действия уставов [6, с.52]. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что законодательство о дисциплинарной ответственности на морском транспорте нуждается в дальнейшем изучении и совершенствовании.