Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Целью статьи является актуализация знаний и практического опыта педагогов по использованию игр в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. В статье проводится исследование современных подходов к организации, реализации и оценке игровой деятельности, определении роли игры в образовательном процессе.

Аннотация статьи
образовательная деятельность
образовательная программа
дошкольное образование
ФГОС ДО
всестороннее развитие ребенка
Ключевые слова

С раннего возраста у ребенка начинается процесс познания окружающего мира, развивается образное мышление, воображение, формируются нравственные нормы. В игровой деятельности проявляется самостоятельность.

Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется при помощи различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой.

Основная задача педагога в дошкольном воспитании – правильное построение образовательного процесса с учетом всех видов детской деятельности с использованием эффективных методов воздействия.

Особая роль в данном процессе отводится игре. У детей дошкольного возраста игра отличается высокой степенью развития. Это обусловлено проявлением интереса к окружающему миру, расширением детского кругозора, совершенствованием мышления и воображения.

Детские игры можно отнести к двум группам: сюжетно-ролевые творческие игры и игры с правилами.

Среди сюжетно-ролевых выделяют такие виды, как: игры на бытовые темы, театрализованные игры, игры-забавы и развлечения.

Игры с правилами делятся на: дидактические, настольно-печатные, подвижные, музыкально-дидактические.

В условиях реализации ФГОС образовательный процесс построен с применением игровых форм проведения занятий. Это связано с тем, что игра выступает в качестве основного вида деятельности дошкольников. Она способствует развитию ума и воли ребенка, проявлению ребенком чувств, улучшает жизнедеятельность организма, благоприятно сказывается на физическом развитии. Игра – неотъемлемый элемент здоровой полноценной жизни ребенка.

Благодаря игре ребенок приобретает такие навыки, как:

  • умение ориентироваться в отношениях между людьми;
  • способность согласовывать свои действия с другими – в процессе игры ребенок учится сотрудничать с другими детьми, приобретает навык разрешения конфликтов;
  • умение находить решение для разных ситуаций из жизни.

Кроме того игра благоприятно сказывается на развитии психологической устойчивости, формирует у ребенка доброжелательный эмоциональный настрой. Благодаря играм у детей развивается разностороннее представление о действительности, которое они могут потом использовать при построении новых сюжетов игр [1, с. 29].

Основное назначение игровой терапии – не пытаться изменить ребенка, не учить его каким-то определенным моделям поведения, а дать возможность прочувствовать в ходе игры интересующие его ситуации при участии и сопереживании взрослого.

Процесс раскрытия личности ребенка и выявления его творческих способностей с помощью игровой деятельности необходимо начинать после того, как будут созданы необходимые условия для игровой деятельности, то есть предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС.

ФГОС определяет, что основная общеобразовательная программа должна быть построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями дошкольников [10, с. 86]. А образовательные задачи должны решаться как путем совместной деятельности воспитателя и детей, так и путем самостоятельной деятельности детей.

Назначение предметно-пространственной среды заключается в обеспечении возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, развитии двигательной активности детей. Она должна обеспечивать:

  • гармоничное всестороннее развитие ребенка с учетом возраста, особенностей здоровья, психических и физических качеств;
  • реализацию образовательной программы дошкольного учреждения [9, c. 4];
  • возможность ребенка уединиться, если в процессе общения со сверстниками и взрослыми возникнет такое желание.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом предметно-пространственная среда должна соответствовать таким требованиям, как:

  • содержательность;
  • методическая обеспеченность;
  • трансформируемость;
  • полифункциональность;
  • вариативность;
  • доступность
  • безопасность.

Игры детей в детском саду могут проходить в разнообразных центрах активности, включающих совокупность образовательных областей, необходимых для всестороннего развития ребенка по ключевым направлениям: социально-личностном, физическом, познавательно-речевом, художественно-эстетическом. Все центры игровой активности должны быть организованы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

Социально-личностное направление развития детей реализуется с использованием центров сюжетно-ролевых игр, мини-музея кукол, центра ряженья. Здесь дети могут проводить эксперименты со сменой своего облика, что позволяет наблюдать изменения, сравнить себя знакомого и незнакомого.

В таких играх, как «Магазин», «Парикмахерская», отражаются знания и представление детей об окружающем мире, воспроизводятся социальные отношения. В процессе игры воспитатель показывает действия с игрушками, предметами-заместителями, главную роль в игре берет себе и распределяет остальные роли детям [3, c. 46]. А далее дает детям возможность играть самим, без его участия.

Несмотря на то, что у каждой из игр есть свои особенности, между ними много общего. Они являются отражением окружающей действительности. Все игры побуждают детей на проявление эмоций, доставляют детям радость.

Для познавательного и речевого развития в дошкольном учреждении создается центр речевого развития «Мы познаем мир», «Знакомство с книгой», центр развивающих игр, центры экологии. Данные центры интегрируются с такими образовательными областями, как чтение, познание, коммуникация [2, c. 28]. Целью такой интеграции является развитие познавательной активности детей, привитие любви к чтению, формирование стандартов социального и природного окружения. В центр развивающих игр включены игры, направленные на развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия воображения. К таким можно отнести игры с вкладышами, разнообразные мозаики, шнуровки, «Сухой бассейн», «Выложи картинку» и множество других.

Ведущая роль в деятельности детей дошкольного возраста отведена сюжетно-ролевым играм. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей [8, с. 5].

Участие в сюжетно-ролевых играх позволяет детям при создании игрового сюжета использовать свои знания, впечатления, представление об окружающем мире, воспроизводить межличностные отношения. Ролевые игры являются отличным средством подготовки детей к жизни в обществе [5, с. 12]. В каждой игре ребенок играет определенную роль, совершает поступки, характерные для конкретного персонажа.

Ценность ролевых игр выражается в том, что дети воспроизводят типы поведения, которые они видели у взрослых.

Важно следить, чтобы в процессе игры у некоторых детей не проявлялось зазнайство, а также, чтобы у каждой роли было действие. Если нет действия, ребенок выйдет из игры, ему будет нечего делать, и роль не будет исполнена. Заинтересованность в игре проявляется у ребенка теми возможностями, которые ему могут быть предоставлены его ролью. В игре нельзя использовать отрицательные роли, они уместны только в юмористических ситуациях.

Очень важным для детей представляется распределение ролей. Оно должно происходить таким образом, чтобы роль, отведенная ребенку, решала его индивидуальные проблемы. К числу таких проблем можно отнести: недостаточно выраженное умение организовывать свою деятельность, отсутствие авторитета у сверстников, недисциплинированность и другое.

Исполнение разнообразных ролей помогает детям справляться с жизненными трудностями. Чем старше становится ребенок, тем ответственнее он подходит к справедливому распределению ролей в игре. При возникновении конфликтных ситуаций, дети уже могут проанализировать, как исполнил роль тот или иной участник, провести оценку своих возможностей исполнения этой роли. При распределении ролей дети используют считалки, а также очередность. Важно отметить, что чаще всего дети выбирают себе роли, соответствующие их полу.

Взаимоотношения между детьми бывают игровые и неигровые. Следует проводить различия между этими понятиями. Игровые отношения проявляются через роли, отведенные каждому ребенку в игре. Если в соответствии с ролью ребенок совершает положительные действия относительно другого ребенка, это не значит, что вне игры у них все складывается точно так же. В реальности у этих детей могут быть совершенно противоположные отношения. Важно это понимать и не возлагать на игру большие надежды. Не следует считать, что игры будут полностью воспитывать ребенка и прививать все важные ценности, корректировать его поведение. Роль игры в жизни ребенка важна, но все же основное место в решении воспитательных задач отводится взрослым.

Чтобы упростить и структурировать образовательный процесс, в ходе обучения педагоги используют дидактические игры. В образовательной деятельности дидактические игры выступают в качестве средства обучения и воспитания. Придя в детский сад, ребенок «держится» за игру, как за что-то знакомое, помогающее ему ориентироваться во взрослом мире. Польза дидактических игр заключена в том, что они направлены на развитие умственных способностей детей. А их эффективность зависит от того, сколько радости игра приносит ребенку.

Содержание и правила дидактических игр зависят от задач, которые воспитатель ставит перед детьми. Наглядность, наличие сюжета и слово являются значимыми характеристиками дидактических игр.

Развивающие игры в детском саду проходят под наблюдением и руководством воспитателя. Он знакомит детей с окружающей жизнью, оказывает помощь и поддержку при проведении игр [4, с. 11].

Свои музыкальные способности дети выражают посредством участия в музыкально-дидактических играх. Это способствует проявлению и развитию у детей интереса ко всем видам творчества, к художественной деятельности, положительно сказывается на привитии эстетических чувств.

Наличие «Книжной полки» полезно для речевого развития. В процессе знакомства с книгами, просмотра иллюстраций дети могут научиться составлять рассказы по картинкам.

Всестороннее развитие ребенка обеспечивается путем размещения в предметно-пространственной среде центра развивающих игр, который включает в себя игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, восприятия, воображения.

Познавательное развитие в рамках реализации ФГОС происходит путем вовлечения детей в самостоятельную деятельность. Большой интерес у детей вызывает центр науки. В нем размещены материалы для проведения опытной деятельности: колбы, стаканчики, песочные часы, лупы.

Физическое развитие детей обеспечивается через подвижные игры, которые направлены на удовлетворение детей в двигательной активности. В процессе таких игр происходит знакомство детей со спортивным инвентарем, формируется навык владения техникой безопасности. Подвижные игры появляются в жизни ребенка с раннего возраста. Растущий организм постоянно нуждается в движении. Все дети любят игры с мячом, скакалкой и другими предметами, которые можно включить в игру. Все подвижные игры положительно влияют не только на физическое развитие детей, но также и на интеллектуальные способности. Кроме интереса для ребенка подвижные игры также несут оздоровительную нагрузку, они укрепляют мышечный корсет, тренируют вестибулярный аппарат, снижают утомление, улучшают осанку. Игры, направленные на физическое развитие, проводятся воспитателем утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения проходят в форме игры во время утренней зарядки.

Таким образом, специфика подвижных игр выражается в том, что их проведение дает помимо физического развития, также и эмоциональное удовлетворение. Для них характерно наличие нравственного содержания [12, 7].

Во время проведения подвижных игр существуют возможности для проявления творчества и инициативы детей, так как помимо разнообразия движений в игре у детей есть свобода их применения в разных игровых ситуациях [7].

Кроме того в дошкольном образовательном процессе особая роль отведена народным играм, таким как «Ручеек», «Ремешок», «Гуси-лебеди». Посредством народных игр реализуется воспитательная функция. Они развивают интерес детей к народной культуре.

Комплексный подход к использованию игровых технологий позволяет подготовить детей к школе. В процессе игровой деятельности ребенок общается со взрослыми и другими детьми, что учит его радоваться успеху своих ровесников, спокойно относиться к неудачам, поддерживать друзей. Интеллектуальная подготовка к школе обеспечивается посредством специальных игр, которые направлены на развитие у детей математических представлений, на знакомство со звуковым анализом слова, подготавливают руку к письму.

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста достигается при наличии возможности для игр и самостоятельной деятельности [11, с. 79]. Наибольшая возможность для игр предоставлена детям в вечернее время, когда дети могут подбирать занятия и игры по интересам.

Игра является одним из самых эффективных средств воспитания, так как в игровой деятельности проявляются и совершенствуются стороны личности ребенка, формируется характер, происходит удовлетворение эмоциональных и интеллектуальных потребностей. Правильное управление игрой со стороны педагога позволяет формировать у детей дошкольного возраста положительный опыт, который будем им полезен в школе. Данный опыт способствует установлению контакта между детьми, помогает лучше узнать друг друга, подружиться. Игра пробуждает чувство соревнования, желание одержать победу, учить сопереживать близким, развивает эмоционально-волевую сферу. Роль игры в воспитании детей приобретает социальный характер.

Со стороны может показаться, что проведение времени за игрой беззаботное и легкое занятие. На деле же игра требует внимания, энергии, выдержки, проявления самостоятельности.

Дошкольный период является начальным этапом усвоения общественного опыта [6, с. 27]. На развитие ребенка влияют впечатления от окружающего мира, воспитание. В процессе взросления и развития у ребенка проявляется интерес к жизни и деятельности взрослых. Игра, как наиболее доступный детям вид деятельности, способствует переработке полученных впечатлений.

В возрасте 4-5 лет у детей заметно проявляется интерес к играм. Дети растут и развиваются, одновременно усложняются игры по содержанию, количеству ролей, диалоги в играх становятся более продуманными. Игра продолжает оставаться основной формой деятельности детей. Воспитатель при построении образовательного процесса все так же делает уклон на игровую деятельность. Одна из важных задач воспитателя – обеспечить возможности для вариативной игровой деятельности посредством предметно-развивающей среды: многообразие игрушек, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, подходящее расположение игрового оборудования.

Интересной отличительной чертой детей является фантазирование, зачастую они путают реальность и вымысел. Мотивация к игре используется воспитателем в организации повседневной деятельности детей [14, с. 56]. Вся образовательная деятельность осуществляется либо в форме игры, либо с использованием игровых элементов. В связи с наглядно-образным мышлением дошкольников преимущество отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова воспитателя подкрепляются визуальными формами и практической деятельностью.

Для того, чтобы извлечь из игры максимальную пользу, необходимо соблюдать ряд простых правил, касающихся организационных моментов игры.

Необходимо подбирать игры с учетом возрастных особенностей детей. В 4-5 лет у детей внимание неустойчиво, они не могут долго концентрироваться на чем-либо. Поэтому подбирать игры необходимо с соблюдением условия их непродолжительности, не более 5-10 минут. В противном случае к игре теряется интерес, и не происходит логического завершения.

Не рекомендуется начинать игру незадолго до тихого часа или перед приемом пищи. Если запланировано занятие с использованием дидактических материалов, нужно подготовить все необходимое заранее.

Если используются готовые развивающие игры, не стоит после занятия оставлять эти игры в постоянном доступе.

Также не следует всегда строго следовать рекомендациям. Очень важно при проведении игр учитывать индивидуальные особенности ребенка и его уровень развития.

По итогам рассмотрения данной темы можно сделать вывод о бесценной роли игр в построении образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

В игре ребенок развивается физически, у него тренируется сообразительность, трудолюбие, совершенствуются познавательные процессы. Игра является средством развития мышления, речи, воображения, памяти, посредством игры у детей появляются и закрепляются представления об окружающей жизни. В игре ребенок приобретает навык общения со сверстниками, учится подчинять свои моментальные желания правилам игры, дисциплине. В игре происходит развитие психических процессов, формируется понятие о нравственных качествах – ребенок учится определять, что хорошо и что плохо. Кроме того, игра способствует зарождению новых видов продуктивной деятельности детей: лепка, рисование, аппликация.

Помимо образовательного значения игра также представляет ценность в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Играя, дети приобретают навык применения своих знаний и умений на практике, учатся использовать свои знания в различных жизненных ситуациях [13, с. 22]. Творческие игры предоставляют детям возможность для фантазирования и реализации задумок. Игры с правилами требуют принятия самостоятельных решений.

Дети играют, потому что игры приносят им удовольствие. При этом игра прививает дисциплину, учит подчинять свои действия определенным правилам, достигать поставленной цели.

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отражают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость.

Итак, игра является связующим звеном всех сторон воспитательной и образовательной работы педагогов в детском саду. В ней отражаются знания, полученные детьми на занятиях, устанавливаются и закрепляются модели поведения в обществе, которые учат детей приспосабливаться к жизни.

Помимо всестороннего развития детей, развивающее значение игр заключается в том, что они положительно влияют на расширение сферы интересов детей, на возникновение потребности в знаниях. Обучение и воспитание ребенка в процессе игры является важным этапом в подготовке к школе.

Текст статьи
  1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра: учебное пособие. – М.: МГУ, 2009. – 56 с.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. – М.: Сфера, 2006. – 120 с.
  3. Белая К.Ю. Комплексно-тематическое планирование и организация образовательного процесса в ДОО // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – № 7. – С. 44-47.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
  5. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
  6. Кондрашова Н.В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе // Перспективы науки. – 2014. – № 11. – С. 24-31.
  7. Кошкина Н.Р., Ельцова Т.Н., Офицерова С.С. Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – № 5. – С. 679-681.
  8. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 251 с.
  9. Никифорова О.В. Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 5. – С. 3-6.
  10. Родионова Н.Г. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС ДО // Наука, образование и культура. – 2016. – № 7. – С. 83-87.
  11. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 74-80.
  12. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 80 с.
  13. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
  14. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября