В настоящее время в силу разнообразных причин в процесс миграции вовлекается большое количество стран. Из-за увеличения масштабов миграции очень часто возникают сложности как у самих мигрантов, так и у принимающих стран. К примеру, некоторые мигранты для того, чтобы попасть в другую страну, минуют погранично-пропускные пункты, используя альтернативные пути следования. Прибыв в безопасное место, мигранты сталкиваются с новыми сложностями в виде дискриминации, грубого обращения.
Среди приоритетных целей развития стран мира, провозглашенных ООН, можно выделить: равенство, безопасность и мир, однако, сегодня наблюдаются сложности при реализации данных принципов, а также при защите прав лиц, участвующих в миграционных процессах, в связи с чем в данной сфере существует явная необходимость проведения реформ. Среди мигрантов возможно выделить категорию вынужденных переселенцев.
Следует отметить, что в 1959-1974 гг. миграционные потери России в другие советские республики составили 2,1 млн. человек. Однако начиная с середины 1970-х годов ситуация в корне изменилась: уже в 1976-1990 гг. прирост российского населения за счет межреспубликанской миграции превысил 2,5 млн. человек[3, с. 6, 13].С распадом Советского Союза Россия превратилась во второй по величине иммиграционной центр мира после США (12,3 млн. жителей РФ были рождены за ее пределами, а соответствующий показатель в Соединенных Штатах составляет 40,5 млн.) [10].
Распад СССР неизбежно принес с собой образование новых государств, военные и политические конфликты, что, в свою очередь, оказало влияние на миграционные процессы. Миграционные процессы стали более интенсивными, стали появляться лица, переселяющиеся из других стран в Россию, а также лица, перемещающиеся внутри страны.
Наглядным примером интенсивных миграционных процессов являются события начала 90-х гг., происходивших в Чечне. Ввиду ослабления институтов государственной власти были активизированы националистические силы и начались прямые бандитские акции против не титульного населения: убийства, изнасилования, грабежи. Правоохранительная система бездействовала. По данным всесоюзной переписи 1989 года, на территории ЧИАССР проживало 1 270 429 человек, из них чеченцев – 734 501, русских – 293 771, ингушей – 163 762 человек, а также тысячи армян, кумыков, ногайцев, аварцев и представителей других национальностей. С началом боевых действий в декабре 1994 года отток беженцев из г. Грозного и из республики в целом стал массовым. Анализ данных переписей населения подтверждает данные экспертов о том, что только столицу Чечни покинуло 200 тысяч жителей. Значительную часть переселенцев принял на себя Ставропольский край (до 100 тыс. человек), а также ряд республик Северного Кавказа (РСО-Алания, Ингушетия, Дагестан). Крупные общины «грозненцев» обосновались в Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях [2].
Данные обстоятельства послужили причиной принятия Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-I (ред. от 08.12.2020) "О вынужденных переселенцах" (далее – Закон), который закрепляет статус и положение вынужденных переселенцев. Согласно положениям ст. 1 Закона вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [7]. То есть, вынужденный переселенец может быть как жителем России и прибыть на территорию другого субъекта Российской Федерации, так и жителем иностранного государства.
Положения ст. 6 Закона закрепляют следующие права вынужденных переселенцев: самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Вынужденный переселенец обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; при перемене места жительства в пределах территории Российской Федерации встать на учет в течение одного месяца в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по новому месту жительства; проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел [7].
Несмотря на законодательно закрепленный статус вынужденных переселенцев, к сожалению, мы сталкиваемся со сложностями понимания реально существующей проблемы вынужденного переселения ввиду возникновения этнополитических конфликтов, войн, экологических катастроф. Как следствие, реализация вынужденными переселенцами своих прав становится, как минимум затруднительной.
Следует заметить, что правовой статус вынужденных переселенцев содержит в себе право на самозащиту. Данное право напрямую в Конституции не закреплено, но о нем косвенно упоминается в ст. ст. 2, 17, 24, 30, 33, 45, 46, 48, 53 и других статьях Основного Закона. Право на самозащиту - одно из правомочий субъективного права. В.В. Витрянский относит самозащиту права к способам, которые, прежде всего, позволяют предупредить или пресечь нарушение права [4, с. 14]. Самозащита беженцев и вынужденных переселенцев может носить индивидуальный и коллективный характер. Вынужденные переселенцы подают индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти федерального, регионального и местного уровней.
Вышеуказанные проблемы, на наш взгляд, в первую очередь решают СМИ посредством публикаций о положении вынужденных переселенцев, о неисполнении обязанностей государства перед ними, о том, что верховенство закона и защита прав и свобод граждан должны осуществляться без дискриминации, быть направлены на совершенствование демократического управления.
Сегодня в СМИ мы видим обилие публикаций относительно сложностей, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы. К примеру, опубликована проблема жительницы г. Санкт-Петербурга, приехавшей в 1994 году во время чеченской войны. Недавно миграционная служба вновь лишила пенсионерку статуса вынужденного переселенца, а вместе с ним – и права на комнату в коммунальной квартире. Место в коммуналке власти временно предоставили женщине 25 лет назад. Формально Арбузова уже получила в 1997 году компенсацию от государства – чуть меньше $2000, поэтому ее могут выселить в любой момент. Выделенных денег даже в конце 90-х хватало лишь на четыре квадратных метра. Жилье такой маленькой площади найти не удалось. В Грозном у ее семьи был четырехкомнатный дом, только вот продать его не получилось. В свои 74 года женщина все еще вынуждена работать [9].
Это далеко не единственный пример того, как вынужденные переселенцы пострадали из-за военных действий в Чечне. Также, житель Ингушетии, переселившийся из Чечни, сообщает СМИ о том, что он потерял двухкомнатную квартиру в Грозном и до сих пор не получил равнозначную компенсацию. Ему дали 120 тысяч рублей, которую Верховный суд РФ признал незначительной материальной помощью. Он получил эту сумму после дефолта 1998 года и в результате не смог купить на нее даже однокомнатную квартиру [6].
Говоря о проблемных вопросах правового статуса вынужденных переселенцев, нельзя не обратить внимание на отсутствие стандартизированных международных мер реагирования на увеличивающиеся масштабы не только миграции, но и вынужденного переселения, в частности. Сегодня мы наблюдаем отсутствие единого механизма работы с вынужденными переселенцами, обеспечения их прав и законных интересов, их защиты, установленного на международной арене. В свою очередь, это способствует формированию разной практики в странах относительно работы государственных органов с вынужденными переселенцами, а также органов судебной системы при восстановлении нарушенных прав вынужденных переселенцев.
Все вышеперечисленное создает сложные условия для вынужденных переселенцев, которые могут не понимать и не знать тактики своего поведения в непростой ситуации, защиты своих прав, поскольку каждый конкретный случай вынужденного переселения рассматривается по-разному в каждой стране. Определенного стандарта реакции государств на вынужденное переселение не существует, что необходимо закрепить на международном уровне. Цель законодательства в этой области – не только обеспечение и защита прав вынужденных переселенцев, но и системное и всеобъемлющее просвещение в этой области [5, с. 89].
Наконец, нельзя оставить без внимания психологическое состояние вынужденных переселенцев. По Н.С. Палагиной, в процессе адаптации у вынужденных переселенцев происходят значительные изменения личностного плана, выражающиеся в снижении самооценки и уровня притязаний, деформации ценностных ориентаций и социальных установок. По результатам, проведенных ею исследований, что большинство вынужденных эмигрантов дезадаптированны, что проявляется в гипотимном типе реагирования, хаотичном характере активности, в тенденции занимать оборонительную позицию, экстернальности и эскапизме. Эмоциональный фон у вынужденных эмигрантов снижен, проявляются эмоциональная напряженность и склонность к беспричинной озабоченности маловажными проблемами, раздражительность, тревожное состояние. Социальная ситуация вынужденной эмиграции может быть охарактеризована как кризисная и даже экстремальная (т.е. создающая угрозу здоровью и жизни) [1]. Из чего следует, что, существует необходимость организации работы врачей, волонтеров и психологов, способных оказать не только неотложную медицинскую помощь, но и посильную психологическую помощь и поддержку вынужденным переселенцам – людям, оказавшимся в крайне неблагоприятной во всех отношениях жизненной ситуации.
Таким образом, вынужденные переселенцы обладают определенными правами и обязанностями, но, добиться исполнения своих прав вынужденным переселенцам бывает очень сложно.
Необходимо закрепление на международном уровне единых стандартов, касающихся проблемы вынужденного переселения, постоянная работа СМИ с гражданами страны для того, чтобы о статусе вынужденных переселенцев и о существовании проблемы вынужденного переселения знало население каждого государства. Это позволит устранить дискриминацию вынужденных переселенцев со стороны населения. Также, следует постоянно совершенствовать действующее законодательство в нашей стране относительно рассматриваемого вопроса.
В частности, довольно острой является проблема предоставления жилья вынужденным переселенцам. Несмотря на существование положений ст. 11 Закона РФ "О вынужденных переселенцах", а также Постановления Правительства РФ от 15.11.2016 N 1194 "О предоставлении вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев" (вместе с "Правилами предоставления вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев") [8], закрепляющих порядок предоставления жилых помещений для временного поселения вынужденных переселенцев, мы видим обилие публикаций в СМИ относительно неисполнения законодательства в этой сфере. Вынужденные переселенцы, лишившиеся собственного жилья, не могут получить временное жилье, компенсация ничтожно мала для приобретения нового имущества.
На наш взгляд, необходимо внесение изменений в законодательство в части ответственности за непредставление временного жилья вынужденным переселенцам, а также за лишение вынужденных переселенцев предоставленного им временного жилья ввиду лишения статуса вынужденного переселенца.