Нерегламентированная гимнастика одна из форм развития музыкальных способностей дошкольников

В статье рассматривается вопрос применения разнообразных форм проведения здоровьесберегающих мероприятий в ДОУ, с целью оздоровления дошкольников, а также с возможностью развития музыкальных способностей детей.

Аннотация статьи
здоровье
здоровьесберегающие технологии
пальчиковые игры
музыкально-творческие способности
утренняя зарядка
Ключевые слова

Здоровье – одно из главных ценностей человека. Однако медицина свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается. Причины самые разные: от субъективных факторов (нарушение экологии), до объективных (снижение двигательной активности, психологическое перенапряжение). Поэтому сохранение здоровья детей – приоритетное направление государственной политики. Сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ – одна из важных задач ДОУ. А так как здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, то в соответствии с этим, необходимо решать задачи комплексно, чтобы повысить потенциальные, интеллектуальные и творческие способности [2, с. 4].

Цель здоровьесберегающих технологий:

  • формировать осознанное отношение к здоровью, укреплять и сохранять его;
  • воспитывать здоровую личность ребенка.

Одним из основных направлений по эффективности применения здоровьесберегающих технологий считается физкультура, в том числе гимнастика.

Не последняя роль в оздоровлении отводится музыке. О ее целебных свойствах известно очень давно. Самые древние источники свидетельствуют: музыкой спасали от болезней. Пифагор и его последователи создали учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро и зло. Врач-философ Авиценна лечил музыкой больных нервно-психическими заболеваниями. В 19 веке музыкотерапия распространилась и в Европе [2, с.8].

Вывод сказанному можно подтвердить словами В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство» [5, с. 59].

В режиме инновационной деятельности в сфере дошкольного образования вышеуказанный вывод послужил толчком к поиску таких приемов, которые соединяли бы в себе музыку с оздоровительными мероприятиями. В регламентируемых традиционных видах музыкальной деятельности, в практике музыкального воспитания имеют место быть инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребенка: валеологические песенки-распевки, коммуникативные игры и танцы, элементарное музицирование, подвижные игры (музыкальные и речевые), ритмодекламация, пальчиковые игры.

Расширить поле деятельности по вопросам развития музыкальных способностей, здоровьесберегающих технологий способствовали физкультурные занятия, утренняя гимнастика в детском саду. В настоящее время эти комплексы дополнены играми и развивающими методиками.

Гимнастика проводится в каждой группе с воспитателями, с музыкальным сопровождением. Задачи по развитию двигательных навыков, музыкальных решаются интегрированно. Комплекс упражнений составляем тоже вместе с воспитателем, это дает возможность мне подобрать соответствующий музыкальный репертуар.

Для сопровождения используется классическая, народная, современная (в том числе из мультфильмов). Исполнение должно быть грамотным. Ведь элементы музыки – это не только ритм, но и темп, метр, динамика, но и характер звуковедения (легато, стаккато, нонлегато, маркато). Эти элементы определяют выразительность содержания музыкального произведения, они же являются средствами выразительности музыкально-ритмических движений (быстро-медленно, тихо-громко, усиливая-затихая, плавно-отрывисто).

Музыкальное сопровождение выполняет ряд функций:

  • Сигнал к началу и завершению упражнений. Музыка помогает детям, когда начать движение, когда остановиться (развитие внимания).
  • Определение темпа элементов зарядки: маршировка, бег, прыжки, наклоны, повороты, махи.

Используемые на зарядке упражнения знакомы детям. Разучиваются они на музыкальных занятиях (раздел музыкально-ритмические движения), физкультурных – с воспитателем.

Предварительно продумывается форма проведения комплекса. Это может быть сказка, путешествие, сюжет или типовая форма с элементами творческих заданий.

Отдельные фрагменты упражнений представляются на примере старшей разновозрастной группы.

Ходьба. Цель: закрепить представление о разных видах ходьбы: спокойная ходьба, бодрый шаг. Развивать внимание, память, слух. Согласовывать движения с характером музыкальных фрагментов, работать над выразительностью движений. Далее следует исполнение поочередно одного музыкального отрывка за другим. Дети подбирают соответствующие движения.

Следующие упражнения.

Создается игровая ситуация: «Дети, вы пришли в лес, покажите движениями, кого вы там встретили? (Звучат музыкальные отрывки характерных образов – лисы, медведя, зайцев). Цель: углубить представление о тембре, регистре, характере мелодии. Побуждать детей выполнять поступь согласованно, ритмично. Закрепить понятие – метр, сопоставляя его с шагом, поступью.

Творческое задание: придумать танцевальное движение под музыку (это может быть медленная, плавная; или легкая, быстрая, задорная). (Могут использоваться элементы танцев знакомые детям, особое внимание обратить на придуманные детьми самостоятельно). Завершаем зарядку пальчиковой гимнастикой, используя пальчиковые игры (речевые и музыкальные).

Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в тоже время вызывают яркие положительные эмоции. Современное общество столкнулось с нарушением речи у детей. Эта проблема прослеживается и при обучении детей певческим навыкам. Знает каждый, что умение петь, это прежде всего, умение говорить.

Наиболее эффективным методом развития речи, а также мелкой моторики, являются пальчиковые игры. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит и мышления.

Если ребенок на высоком уровне владеет мелкой моторикой, то у него развита память, внимание, связная речь, как правило, умеет логически мыслить, развивается координация движений, чувства ритма. Использование данных инновационных технологий и методических форм позволяют добиться следующих результатов:

  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезает страх и неуверенность;
  • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкальные и творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.

Использование всех форм и видов деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели музыкального воспитания в детском саду - научить детей любить и понимать музыку.

Текст статьи
  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
  2. Арсеневская, О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. - Волгоград: Учитель, 2011. - 148с.
  3. Крылова, Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. - Волгоград: Учитель, 2009.-155с.
  4. Михеева, Е.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ., 2009. - 138с.
  5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям Издание четвертое Издательство «Радянська школа», Киев 1973., 154 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября