Здоровье – одно из главных ценностей человека. Однако медицина свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается. Причины самые разные: от субъективных факторов (нарушение экологии), до объективных (снижение двигательной активности, психологическое перенапряжение). Поэтому сохранение здоровья детей – приоритетное направление государственной политики. Сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ – одна из важных задач ДОУ. А так как здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, то в соответствии с этим, необходимо решать задачи комплексно, чтобы повысить потенциальные, интеллектуальные и творческие способности [2, с. 4].
Цель здоровьесберегающих технологий:
- формировать осознанное отношение к здоровью, укреплять и сохранять его;
- воспитывать здоровую личность ребенка.
Одним из основных направлений по эффективности применения здоровьесберегающих технологий считается физкультура, в том числе гимнастика.
Не последняя роль в оздоровлении отводится музыке. О ее целебных свойствах известно очень давно. Самые древние источники свидетельствуют: музыкой спасали от болезней. Пифагор и его последователи создали учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро и зло. Врач-философ Авиценна лечил музыкой больных нервно-психическими заболеваниями. В 19 веке музыкотерапия распространилась и в Европе [2, с.8].
Вывод сказанному можно подтвердить словами В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство» [5, с. 59].
В режиме инновационной деятельности в сфере дошкольного образования вышеуказанный вывод послужил толчком к поиску таких приемов, которые соединяли бы в себе музыку с оздоровительными мероприятиями. В регламентируемых традиционных видах музыкальной деятельности, в практике музыкального воспитания имеют место быть инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребенка: валеологические песенки-распевки, коммуникативные игры и танцы, элементарное музицирование, подвижные игры (музыкальные и речевые), ритмодекламация, пальчиковые игры.
Расширить поле деятельности по вопросам развития музыкальных способностей, здоровьесберегающих технологий способствовали физкультурные занятия, утренняя гимнастика в детском саду. В настоящее время эти комплексы дополнены играми и развивающими методиками.
Гимнастика проводится в каждой группе с воспитателями, с музыкальным сопровождением. Задачи по развитию двигательных навыков, музыкальных решаются интегрированно. Комплекс упражнений составляем тоже вместе с воспитателем, это дает возможность мне подобрать соответствующий музыкальный репертуар.
Для сопровождения используется классическая, народная, современная (в том числе из мультфильмов). Исполнение должно быть грамотным. Ведь элементы музыки – это не только ритм, но и темп, метр, динамика, но и характер звуковедения (легато, стаккато, нонлегато, маркато). Эти элементы определяют выразительность содержания музыкального произведения, они же являются средствами выразительности музыкально-ритмических движений (быстро-медленно, тихо-громко, усиливая-затихая, плавно-отрывисто).
Музыкальное сопровождение выполняет ряд функций:
- Сигнал к началу и завершению упражнений. Музыка помогает детям, когда начать движение, когда остановиться (развитие внимания).
- Определение темпа элементов зарядки: маршировка, бег, прыжки, наклоны, повороты, махи.
Используемые на зарядке упражнения знакомы детям. Разучиваются они на музыкальных занятиях (раздел музыкально-ритмические движения), физкультурных – с воспитателем.
Предварительно продумывается форма проведения комплекса. Это может быть сказка, путешествие, сюжет или типовая форма с элементами творческих заданий.
Отдельные фрагменты упражнений представляются на примере старшей разновозрастной группы.
Ходьба. Цель: закрепить представление о разных видах ходьбы: спокойная ходьба, бодрый шаг. Развивать внимание, память, слух. Согласовывать движения с характером музыкальных фрагментов, работать над выразительностью движений. Далее следует исполнение поочередно одного музыкального отрывка за другим. Дети подбирают соответствующие движения.
Следующие упражнения.
Создается игровая ситуация: «Дети, вы пришли в лес, покажите движениями, кого вы там встретили? (Звучат музыкальные отрывки характерных образов – лисы, медведя, зайцев). Цель: углубить представление о тембре, регистре, характере мелодии. Побуждать детей выполнять поступь согласованно, ритмично. Закрепить понятие – метр, сопоставляя его с шагом, поступью.
Творческое задание: придумать танцевальное движение под музыку (это может быть медленная, плавная; или легкая, быстрая, задорная). (Могут использоваться элементы танцев знакомые детям, особое внимание обратить на придуманные детьми самостоятельно). Завершаем зарядку пальчиковой гимнастикой, используя пальчиковые игры (речевые и музыкальные).
Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в тоже время вызывают яркие положительные эмоции. Современное общество столкнулось с нарушением речи у детей. Эта проблема прослеживается и при обучении детей певческим навыкам. Знает каждый, что умение петь, это прежде всего, умение говорить.
Наиболее эффективным методом развития речи, а также мелкой моторики, являются пальчиковые игры. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит и мышления.
Если ребенок на высоком уровне владеет мелкой моторикой, то у него развита память, внимание, связная речь, как правило, умеет логически мыслить, развивается координация движений, чувства ритма. Использование данных инновационных технологий и методических форм позволяют добиться следующих результатов:
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезает страх и неуверенность;
- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкальные и творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.
Использование всех форм и видов деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели музыкального воспитания в детском саду - научить детей любить и понимать музыку.