Главная
АИ #37 (64)
Статьи журнала АИ #37 (64)
Исследование успешных практик создания предпринимательских университетов

Исследование успешных практик создания предпринимательских университетов

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

предпринимательский университет
предпринимательство (бизнес)
государство
социально-экономические факторы
концепция «тройной спирали»
фундаментальные и поисковые исследования
инновационные проекты

Аннотация статьи

Созданию предпринимательских университетов в настоящее время уделяется особое внимание в связи с проведением реформ высшего образования, потребностью повышения конкурентоспособности высших учебных заведений и их международного рейтинга, коммерциализации научных разработок и необходимостью перехода к инновационной модели развития. Предпринимательские университеты совмещают преподавательские, научно-исследовательские и предпринимательские виды деятельности и получают от них доход, имея в своей структуре объекты инновационной инфраструктуры. Исследование успешных практик создания предпринимательских университетов показывает, что университет выстраивает модели подготовки специалистов, нацеленных на подготовку и выпуск поколений инноваторов, а также на производство инновационных идей и продуктов для различных экономических сфер.

Текст статьи

Предпринимательский университет – это организация, которая приняла «предпринимательский» способ управления и формирует внешние и внутренние связи при учете внутренних ресурсов для продолжения и развития уставной деятельности. То есть, получение предпринимательского дохода приветствуется, но основная задача заключается в развитии предпринимательской культуры [3, c. 89].

В XXI в. основной вектор мирового экономического развития направлен на инновационную экономику, в которой решающее значения имеют знания, а их производство превратилось в источник новых форм организации предпринимательской деятельности и экономического роста. Предпринимательские университеты как один из компонентов новой инновационной модели развития представляют модели «тройной спирали» (Г. Ицковиц и Л. Лейдесдорф).

В отношении к инновационному развитию модель «тройной спирали» описывает межорганизационное взаимодействие трех институтов: наука (или университет) – государство – бизнес [4, c. 100].

Понятие «предпринимательский университет» в научный оборот ввел Б. Кларк (1998 г.) и к основным характеристикам предпринимательского университета относят следующие (рисунок 1).

Рис. 1. Основные характеристики предпринимательского университета

В настоящее время основой предпринимательских университетов США считается около 235 исследовательских университетов I и II категории, которые представляют основу американской системы высшего образования и центр фундаментальной научной сферы: Гарвардский университет, Йельский университет, Колумбийский университет, Массачусетский технологический институт и др., которые длительное время занимают мировое лидерство. Они обладают финансовыми и имущественными ресурсами на основании поддержки своих выпускников.

Примерами успешных практик создания предпринимательских университетов являются в основном американские университеты. Так, в Стэнфордском исследовательском парке (Силиконовая долина) представлено 150 компаний в сфере электроники, программного обеспечения и биотехнологий.

Другим ярким примером считается парк Исследовательский треугольник (штат Северной Каролины), который основан на трех университетах. Привлечение научного потенциала позволил превратить регион в один из самых развитых и образованных в США. Еще одним примером является технопарк «Бостонский маршрут 128» (3 вуза северо-восточных штатов США) – соединение университетской науки с производства, который стал крупнейшим НПЦ США. В настоящий период в развитых странах Западной Европы наблюдается процесс формирования предпринимательских университетов на принципе лидерства университета (Г. Ецковиц и Б. Кларк), которые не обладают мощной научной базой, как в США, но представляют одну из составляющих системы, включающую крупные НИИ, лаборатории и научные парки. В Великобритании классические университеты – Кэмбридж, университет Йорка и др. реализуют функции предпринимательских университетов. В Германии создание предпринимательских университетов определено региональными инновационными системами [5, c. 45]. К примеру, в Баден-Вюртенберг сосредоточено 14 исследовательских институтов, которые осуществляют фундаментальные и поисковые исследования, 14 институтов прикладных исследований, более 60 исследовательских центров промышленных компаний, 9 университетов, 39 технических колледжей и пр. Инновационный комплекс земли Саар включает 2 университета, 8 специализированных учреждений и 5 центров, содействующих созданию новых и высокотехнологичных субъектов хозяйствования.

Примером успешного взаимодействия бизнеса, государства и образования по созданию предпринимательских университетов в виде «тройной спирали» является Швеция. Широкая поддержка крупного бизнеса развития предпринимательских университетов считается основным преимуществом и отличительной чертой шведской модели «тройной спирали» [1, c. 109].

Интенсивное развитие предпринимательских университетов в РФ началось с принятием программы по поддержке ведущих вузов, которая расширила систему высшего образования путем создания университетов, расширением их инновационной инфраструктуры и кооперации с производственными субъектами хозяйствования. К федеральным университетам относят: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный.

В настоящий период российские вузы апробируют разнообразные формы и схемы учебной и научно-производственной интеграции: учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), научные парки и учебно-научно-производственные комплексы (УНПК). В структуру УНИК входят вузы, малые и средние инновационные субъекты хозяйствования, которые формируются в самих вузах, венчурный фонд для финансирования инноваций и бизнес – инкубаторы (студенческие инкубаторы и технологические инкубаторы), которые оказывают содействие в разработке инновационной продукции. В настоящий период формирование учебно-научно-инновационных комплексов активно производится во многих университетах РФ [2, c. 76].

Исследования успешных практик создания предпринимательских университетов показали, в чем заключается их эффективность (рисунок 2).

Рис. 2. Успешность предпринимательских университетов

Таким образом, опыт создания предпринимательских университетов говорит о том, что данный процесс тесно связан с экономическими потребностями конкретной страны и соответствует ее культурным и национальным традициям. При этом, а РФ процесс превращения традиционных вузов в предпринимательские только на стадии развития и охватывает в основном ведущие вузы, которые расположены в крупных городах. Для современного развития неоценим вклад предпринимательских университетов по концентрации высокотехнологичных и наукоемких хозяйствующих субъектов на одной территории и формированию исследовательских и технологических парков, которые объединяют потенциал университета, бизнеса и инвестиционных компаний. Результатом считается создание новых рабочих мест, новых областей промышленности и производство новых продуктов.

Список литературы

  1. Бакиева, Г.Р. Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования / Г. Р. Бакиева, Р. С. Саетгалина. URL: https://moluch.ru/archive/293/66336/ (дата обращения: 12.02.2021).
  2. Гельманова, З.С. Предпринимательский университет в контексте взаимодействия «тройной спирали» / З.С. Гельманова, А.Г. Бутрин, Н.А. Гарт // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7. – С. 444-445.
  3. Носонов, А.М. Факторы формирования предпринимательских университетов в РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. – С.34-35.
  4. Рубин, Ю. Б. Курс профессионального предпринимательства / Ю.Б. Рубин. – М.: Маркет ДС, 2019. – 400 c.

Поделиться

2300

Ибрагимова А. И. Исследование успешных практик создания предпринимательских университетов // Актуальные исследования. 2021. №37 (64). С. 59-62. URL: https://apni.ru/article/2895-issledovanie-uspeshnikh-praktik-sozdaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря