научный журнал «Актуальные исследования» #37 (64), сентябрь '21

Причины и способы урегулирования межличностных конфликтов в подростковом возрасте

Цель работы заключается в выявлении основных причин и развёрнутом раскрытии особенностей регулирования межличностных конфликтов в подростковом возрасте. Основной метод исследования – теоретический (сбор информации по проблеме и обзор научных исследований по данной теме). В данной статье дано определение понятия «межличностный конфликт», представлены специфические виды межличностных конфликтов среди подростков, также определены причины межличностных конфликтов в подростковой среде. Были рассмотрены этапы управления межличностными конфликтами, технологии регулирования конфликтов, стратегии поведения в конфликте, способы урегулирования межличностных конфликтов в подростковой среде.

Аннотация статьи
подростковый возраст
межличностный конфликт
виды межличностных конфликтов
причины возникновения межличностных конфликтов
этапы управления межличностными конфликтами
технологии регулирования конфликтов
стратегии поведения в конфликте
способы урегулирования межличностных конфликтов
Ключевые слова

Одним из основных объектов изучения современной конфликтологии являются социальные конфликты, в частности конфликты межличностные. На сегодняшний день не существует единого определения понятия «межличностный конфликт». Это связано, прежде всего, с многогранностью данного феномена. Мы будем исходить из положения, что межличностный конфликт – это негативно переживаемое субъектами общения взаимодействие, возникающее в связи с восприятием действий друг друга, как представляющих угрозу удовлетворению их значимых потребностей [3, с. 118]. Важное замечание: исходя из вышеуказанного определения можно сделать вывод о том, что некоторое разногласие становится конфликтом только тогда, когда стороны сознательно воспринимают это столкновение как конфликт. Из этого рассуждения можно предположить, что дети младшего возраста не способны вступать в конфликтные межличностные отношения в силу своей недостаточной развитости. Другими словами, индивид приобретает способность конфликтовать не с момента рождения, а несколько позже, когда появляется способность осознавать мир вокруг себя и людей, находящихся в нём.

Однако с течением времени конфликты становятся всё сложнее, а их структура приобретает всё новые и новые компоненты. В связи с этим наиболее любопытными для исследователя являются межличностные конфликты в подростковом возрасте. В этот период существенно меняются черты характера, личность претерпевает серьезные изменения, первоначальные базовые структуры перестраиваются в новые образования, начинает формироваться сознательное поведение. Эти преобразования происходят вследствие противоречий физиологического и психологического развития подростков на фоне духовного взросления [2, с. 16].

Определим виды межличностных конфликтов среди подростков в зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия: подросток-подросток, подросток-учитель, подросток-родитель. В дальнейшем мы ещё вернёмся к этим видам, когда будем рассматривать причины межличностных конфликтов в подростковом возрасте.

Стоит также те факторы, которые оказывают непосредственное влияние на возникновение межличностных конфликтов среди подростков: стиль семейного воспитания, положение в группе сверстников и личностные особенности подростка [5, с. 116]. Разберём более подробно каждый из факторов и установим взаимосвязь с межличностными конфликтами в подростковой среде.

1. Стиль семейного воспитания.

А.Л. Венглер характеризует стиль семейного воспитания как степень контроля, опеки, заботы, внимания, теплотой эмоциональных контактов с ребенком, наличием или отсутствием в воспитании запретов, контроля и наказаний [8, с. 223]. Мы воспользуемся классификацией Г. Крайг, которая взяла за основу своей классификации два фактора: родительский контроль и родительская теплота. Родительский контроль представляет собой ограничения и запреты, накладываемые на ребёнка, в то время как родительская теплота – это проявление заботы, любви и опеки. Ниже представлена классификация стилей семейного воспитания по Г. Крайг (рисунок).

Рис. Классификация стилей семейного воспитания (Г. Крайг): горизонтальная ось – родительский контроль, вертикальная ось – родительская теплота

По данным эмпирического исследования [10], в семьях с авторитарным, либеральным и индифферентным стилем семейного воспитания, которые характеризуются низким уровнем эмоционального принятия, контроля, и повышенной конфликтностью, склонность к девиантному поведению у подростков будет выше, тогда как в семьях с авторитетным стилем воспитания показатели склонности к девиантному поведению у подростков будут ниже.

Можно заключить, что стиль семейного воспитания непосредственно влияет на возникновение межличностных конфликтов среди подростков.

2. Положение в группе сверстников.

В среде сверстников между подростками проявляется борьба за желаемое положение в группе. Как правило, соперничество происходит за лидерскую позицию, так как она подразумевает определённые привилегии. В межличностном конфликтом взаимодействии подростки стремятся доказать свою правоту, добиться уважения, повысить свою самооценку.

3. Личностные особенности подростка.

Личностные особенности в самом широком смысле – это устойчивые черты личности, определяющие поведение человека в том числе и в конфликтном взаимодействии. Направленность личности, её уникальный жизненный опыт, тип темперамента и прочее во многом определяют динамику конфликта.

Теперь перейдём непосредственно к причинам возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте. Как правило, причиной большинства конфликтов является несоответствие жизненных ценностей. Однако есть несколько специфических причин возникновения конфликтов, характерных только для подросткового возраста.

Причины межличностных конфликтов в подростковой среде можно разделить на объективные и субъективные. Объективные причины не зависят от конфликтантов. Например, это могут быть физиологические изменения, обусловленные переходом от детства к взрослости. Что касается субъективных причин, то они находятся в непосредственной зависимости от личностных особенностей подростка.

В качестве примеров объективных причин возникновения межличностных конфликтов мы рассмотрим формирование так называемого «чувства взрослости», а также факт существования в обществе конфликтных индивидов.

1. Формирование «чувства взрослости».

«Чувство взрослости» – новообразование сознания у подростка, выражающееся стремлении подростка выглядеть как взрослые, приобрести их знания и умения, стать частью «взрослого сообщества». И хотя подросток ещё не может считаться взрослым в полной мере, это новообразование указывает на изменение жизненной позиции подростка, что в свою очередь свидетельствует об его развитии.

2. Существование конфликтных индивидов в обществе.

Подросток может быть абсолютно не способным начать конфликт самостоятельно. Это обстоятельство может натолкнуть на мысль, что такой индивид никогда в своей жизни не столкнётся с конфликтной ситуацией, однако это не так. Исходя из положения, что человек – биосоциальное существо и его полноценное развитие невозможно без присутствия других людей, можно сделать вывод о том, что в жизни нашего абсолютно неконфликтного подростка рано или поздно появится человек, несогласный с жизненными ценностями первого и готового отстаивать собственные интересы. В таком случае конфликта практически невозможно избежать.

К субъективным причинам межличностных конфликтов в подростковой среде относятся:

1. Стремление к уважению в группе сверстников.

Отметим, что далеко не все подростки стремятся быть уважаемыми в коллективе, однако это скорее исключение, чем правило. Большинство же подростков стремятся быть почитаемыми в кругу сверстников, так как это способствует повышению их самооценки. Конфликт здесь может возникнуть на почве конкуренции за авторитет в группе.

2. Желание выделиться из толпы.

Желание выделиться из толпы возникает у подростков по разным причинам. Как правило, это вызвано стремлением к самовыражению или потребностью в одобрении референтной группы. Однако всегда найдутся люди, отвергающие тот или иной способ самовыражения, что в конечном счёте может спровоцировать конфликт.

Теперь рассмотрим причины конфликтов в подростковой среде по мнению авторитетных психологов. Так, например, Р. Бенедикт объясняет причину конфликтов в подростковом возрасте неразвитостью детских форм поведения [1, с. 2]. Взрослые, при выборе формы поведения в обществе, руководствуются социальными нормами – обычаями, традициями, нормами морали, нормами права, религиозными и эстетическими нормами. Кроме того, взрослый человек в достаточной мере осведомлён о санкциях, которые могут последовать за нарушение принятых в обществе социальных норм. Говоря о детях, в том числе и о подростках, можно с уверенностью сказать, что у них недостаточно знаний, жизненного опыта для того, чтобы соответствовать общепринятым стандартам. В конечном счёте разница в представлениях детей и взрослых об окружающем мире может привести к некоторым противоречиям, которые могут способствовать возникновению конфликта.

К. Левин причину конфликтного поведения подростков видел в отсутствии ясности: подросток не уверен в том, правильно ли он поступает, поскольку находится в незнакомом окружении. Эта неуверенность возрастает, если ребенка держали в неведении относительно взрослого мира [1, с. 2].

Основные причины нарушений в социальном поведении детей Л. Колберг видит в несформированности морального сознания [1, с. 2].

Мы переходим к представлениям самих подростков о причинах межличностных конфликтов. Результаты исследования на эту тему представлены в таблице 1 [7, с. 159]:

Таблица 1

Представления подростков о причинах межличностных конфликтов

№п/п

Причина конфликтов

Показатель, %

1

Несовпадение взглядов и точек зрения (как с родителями, так и со сверстниками)

59

2

Ограничение самостоятельности и притязаний «на взрослость» подростка со стороны взрослых (с родителями)

47

3

Взаимные оскорбления и обзывания (среди сверстников)

44

4

Притязание на лидерскую позицию в референтной группе

19

5

Ревность (между сиблингами)

17

Особое внимание хочется обратить на то, что подростки выделяют разные причины конфликтов в зависимости от субъекта конфликтного взаимодействия. Это говорит о том, что при выборе стратегии регулирования конфликта необходимо верно определить стороны конфликтного взаимодействия.

Как известно, конфликт – это сложное явление, проходящее в несколько этапов. Прежде чем перейти к, непосредственно, способам урегулирования, мы предлагаем определиться с понятиями, которыми далее будем оперировать.

Емельянов С.М. выделяет следующие этапы управления межличностными конфликтами [4]:

Таблица 2

Управление межличностными конфликтами

№ п/п

Этап управления

Основное содержание

1

Прогнозирование конфликта

Изучение индивидуально-психологических особенностей индивида; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации

2

Предупреждение конфликта

На основе углублённого анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации

3

Регулирование конфликта

Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; использовать технологии регулирования конфликта

4

Разрешение конфликта

Исходя из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения конфликта

Как можно видеть из приведённой выше таблицы, термины «регулирование конфликта» и «разрешение конфликта» не являются тождественными. Также отметим, что регулирование конфликта не является профилактикой конфликта, так как в первом случае мы имеем дело с реально существующим, но ещё неосознанным конфликтом, а во втором случае речь идёт о предупреждении конфликта.

Мы будем понимать термин «Регулирование (урегулирование) конфликта» как процесс частичной нормализации отношений, направленный на установление временного перемирия. Соответственно, разрешение конфликта следует понимать как полную ликвидацию конфликтной ситуации с нейтрализацией центрального противоречия и прекращением активного противоборства сторон.

Перед тем, как переходить непосредственно к способам урегулирования межличностных конфликтов, выделим технологии регулирования конфликта, которые значительно облегчат процесс нормализации отношений между конфликтующими сторонами [4]:

  1. Информационные – ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искажённой информации; устранение слухов и т.п.
  2. Коммуникативные – организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения.
  3. Социально-психологические – работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряжённости и укрепление социально-психологического климата в коллективе.
  4. Организационные – изменение условий взаимодействия в коллективе и т.п.

Необходимо обозначить имеющиеся стратегии поведения индивида в конфликтной ситуации для того, чтобы выработать наиболее эффективные способы урегулирования межличностных конфликтов в подростковой среде. Мы рассмотрим основные стратегии поведения в конфликтной ситуации: уклонение, приспособление, конкуренция, сотрудничество, компромисс. На основе исследования [9, с. 177] мы составили сравнительную таблицу стратегий поведения в конфликте в зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия:

Таблица 3

Стратегии поведения в конфликте в зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия

№ п/п

Стратегия поведения в конфликте

В семье (с родственниками)

В школе (с учителями)

Среди сверстников

1

Приспособление

34,5%

29,3%

36,2%

2

Сотрудничество

Данные не представлены

Данные не представлены

6,9%

3

Компромисс

Данные не представлены

20,7%

6,9%

4

Уклонение

Данные не представлены

Данные не представлены

Данные не представлены

5

Конкуренция

Данные не представлены

Данные не представлены

Данные не представлены

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что подростки в конфликте предпочитают стратегию приспособления, так как, вероятно, стремятся сохранить доброжелательные отношения как с родственниками, так и с учителями, со сверстниками.

Опираясь на данные эмпирического исследования, можно приступить к выработке наиболее эффективных способов урегулирования межличностных конфликтов в подростковой среде:

1. Процедура медиации.

Процедура медиации – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [11]. В некоторых образовательных организациях на постоянной основе функционирует служба школьной медиации. Подросток может обратиться в службу школьной медиации, если у него проблемы с родителями, с учителями или со сверстниками. Это наиболее эффективный способ урегулирования межличностного конфликта, так как на законодательном уровне закреплено, что процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора [11].

2. Переговорный процесс.

Переговоры – это набор тактических приёмов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих между собой сторон [6, с. 64]. Цель переговоров заключается в конструктивном обсуждении сторонами конфликта предмета спора для поиска такого решения, которое удовлетворяло бы интересы конфликтантов. Этот способ менее эффективен, чем процедура медиации, так как межличностные конфликты в подростковой среде отличаются высокой эмоциональностью, что затрудняет конструктивное взаимодействие между сторонами. Этот способ эффективен при конфликтном взаимодействии между сверстниками, так как в конфликте подростка с учителем или родственником стороны априори не равноправны между собой.

Мы предполагаем, что проблема конфликтных межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте в ближайшем будущем будет изучаться всё более и более подробно. Это связано, прежде всего, с ежегодным увеличением случаев буллинга в образовательных учреждениях.

В следующей статье мы проведём эмпирическое исследование, направленное на выявление эффективных способов разрешения межличностных конфликтов в подростковом возрасте.

Текст статьи
  1. Ашихмина, Г. А. Влияние психологических характеристик личности подростков на условия протекания межличностных конфликтов со сверстниками / Г. А. Ашихмина, А. Л. Григоревская // Актуальные проблемы науки и образования: Сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ за 2017 год / Под общей редакцией В.Я. Никульшина. – Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2017. – С. 23–28.
  2. Беженцева, А. Р. Межличностные конфликты в подростковой среде / А. Р. Беженцева // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 6–1(35). – С. 16–19.
  3. Дубовицкая, Т. Д. Микро- и макроструктура межличностного конфликта: практико-ориентированный подход / Т. Д. Дубовицкая // Психология обучения. – 2017. – № 1. – С. 116–123.
  4. Емельянов, С. М.  Конфликтология: учебник и практикум для вузов / С. М. Емельянов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 322 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06003-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453501 (дата обращения: 27.07.2021).
  5. Жукова, А. В. Особенности поведения подростков в межличностных конфликтах со сверстниками / А. В. Жукова // Научные труды молодых учёных: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 23 февраля 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 115–117.
  6. Замедлина, Е. А. Конфликтология: учебное пособие / Е.А. Замедлина. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 141 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – DOI: https://doi. org/10/12737/19528. - ISBN 978-5-369-01082-2. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1062378 (дата обращения: 14.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
  7. Корзун, С. А. Представления подростков о причинах и содержании межличностных конфликтов / С. А. Корзун // Психологическое благополучие современного человека: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 марта 2019 года / Уральский государственный педагогический университет; ответственный редактор С. А. Водяха. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. – С. 155–160.
  8. Малеева, А. Я. К вопросу о проблемах классификации стилей семейного воспитания / А. Я. Малеева // Теория и практика современной науки: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 января 2021 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 222–226.
  9. Морозова, Н. Б. Взаимосвязь восприятия подростками стратегий семейного воспитания и особенностей их поведения в межличностных конфликтах / Н. Б. Морозова // Белорусский государственный университет. Научная конференция студентов и аспирантов: Сборник работ 74-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х частях, Минск, 15–24 мая 2017 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2017. – С. 176–179.
  10. Ткаченко, Н. С. Влияние стилей семейного воспитания на склонность подростков к девиантному поведению / Н. С. Ткаченко, О. В. Шеркевич // Коллекция гуманитарных исследований. – 2020. – № 4(25). – С.101–109. – DOI 10.21626/j-chr/2020–4(25)/13.
  11. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СПС КонсультантПлюс.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября