научный журнал «Актуальные исследования» #37 (64), сентябрь '21

Роль Правительства Российской Федерации в системе органов государственного управления

Рассмотрен конституционно-правовой статус Правительства РФ. Выделены особенности Правительства РФ в системе органов государственного управления, уточнены сферы его ответственности. Как орган исполнительной власти Правительство РФ поддерживает целостность и взаимосвязи федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ; является органом контроля и регулирования исполнительной власти в сферах своей ответственности; субъектом администрирования деятельности органов исполнительной власти.

Аннотация статьи
государственное управление
исполнительная власть
Правительство
функции Правительства
конституционно-правовой статус
федеральные органы исполнительной власти
Ключевые слова

Правительство является необходимым институтом, участвующим в государственном управлении при всех формах организации власти и территориального Современный этап развития системы государственного управления во многих странах мира характеризуется изменением роли национальных Правительств. В условиях масштабных внешних экономических и общественных изменений у Правительства появляются новые обязанности, при этом не всегда есть ресурсы и потенциал для эффективного управления. Другой характерной чертой является возрастающая роль Правительства в периоды социально-экономических кризисов [9]. В некоторых исследованиях указывается, что Правительства теряют некоторую власть, приобретают и внедряют ее в других областях, берут на себя новые управленческие роли [8].

Появляется необходимость уточнения места Правительства в системе органов государственного управления.

В Российской Федерации начался процесс уточнения места и роли Правительства: в 2020 г. был обновлен базовый закон «О Правительстве Российской Федерации» [2].

Согласно статье 110 Конституции РФ, Правительство является органом исполнительной власти, который функционирует под общим руководством Президента России [1]. В ФКЗ уточняется, что субъекты исполнительной власти России – Правительство, федеральные органы исполнительной власти, и органы власти субъектов Российской Федерации [2].

Ключевая задача Правительства по Конституции РФ: «руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти», которые не находятся в подчинении Президента России [1]. В законе «О Правительстве Российской Федерации» задача исследуемого органа власти определена через уточнение направленности («социально ориентированная») государственной политики реализацию, которой обеспечивает Правительство. Исследуемый орган власти отвечает за осуществление политики государства в сфере экономики, социального обеспечения граждан, здравоохранения, культуры, науки, образования, экологии [2]. Следовательно, остальные направления деятельности государства находятся в сфере прямого управления Президента России.

Таким образом, исходя из рассмотренных конституционно-правовых документов, Правительство РФ – это один из основных органов государственной власти, выполняющий исполнительные функции в сфере реализации социально ориентированной и финансово-денежной политики государства. Сферы ответственности Правительства в целом определены. Обращает на себя внимание подчеркивание социально-экономической роли исследуемого органа власти.

Следующая особенность Правительства России заключается в том, что это коллегиальный орган, подчиненный президенту. Относительно главенства Правительства России в системе исполнительных органов власти в Конституции и законе «О Правительстве Российской Федерации» нет прямого указания. Можно предполагать, что Правительство России возглавляет единую систему исполнительной власти государства совместно с Президентом («под общим руководством Президента РФ»). При таком подходе Правительство отвечает за административную деятельность в стране.

Правительство состоит из институтов, ответственных за принятие коллективных решений для общества. В более узком смысле Правительство относится к высшему политическому уровню в рамках таких институтов. Правительство формирует административную основу для осуществления государственного управления в стране. То есть исследуемой институту регулирует все операции, которые выполняют или обеспечивают выполнение целей в рамках государственной политики (социально ориентированной). При таком подходе государственное управление напрямую связано с деятельностью Правительства. Исполнительные органы власти – это «инструмент», который используется Правительство для выполнения основных функций, которые на него возложены. В России Правительство играет решающую роль в определении реального уровня жизни населения, качества образования и здравоохранения, социальной политики. Административная деятельность Правительства заключается в перераспределение доходов в пользу менее обеспеченных слоев, определении общих направлений социально-экономического развития страны.

Если принять за факт роль Правительства России как главного органа исполнительной власти страны, тогда его деятельность заключается в поддержании целостности и взаимосвязи федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов.

Регулирующая роль Правительства России заключается в утверждении структуры и направлений работы федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых оно контролирует; издании правовых актов (Постановлений и Распоряжений), которые выполняют функцию руководящих документов в работе органов исполнительной власти и подведомственных им структур. Правительство реализует свою власть через раздачу поручений руководителям органов исполнительно власти, определение порядка создания и организации деятельности территориальных органов исполнительной власти и подведомственных субъектов. Правительство имеет право отменять нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, а также разрешать споры и ликвидировать противоречия, складывающиеся в системе органов исполнительной власти.

При таком подходе Правительство России взаимодействует и вступает в разные формы управленческих взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, которыми она управляет и которыми руководит Президент, а также органам власти субъектов Федерации. Соответственно, в отношениях с первыми – Правительство России исполняет функции главного субъекта исполнительной власти; в отношениях со вторыми – является посредником, а с третьими – действует на основе договора о распределении предметов ведения и полномочий.

Результатом двойного подчинения органов исполнительной власти является формирование особых аппаратов при Правительстве и Администрации Президента России, системы консультативных советов и комиссий. В подобной системе определение места и роли Правительства осложняется.

В системе исполнительной власти Правительство России не имеет полной самостоятельности. Президент совместно с Государственной Думой формируют состав Правительства, в том числе назначает председателя. Постановления и распоряжения Правительства могут быть отменены Президентом, он принимает его отставку. Государственная Дума имеет правовые инструменты для инициирования отставки Правительства.

Смена Правительства может быть инициирована Президентом при разных условиях, в том числе, при смене стратегии политического или экономического развития. Например, современное Правительство России было сформировано менее чем через неделю после того, как В.В. Путин объявил о масштабной реформе политической системы, которая привела к отставке Дмитрия Медведева с поста премьер-министра вместе со всем Правительством.

Президент России руководит исполнительной властью в стране: формирует Правительство, определение общий курс государственной политики, которого придерживается Правительство, подтверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, осуществляет контроль за их деятельностью совместно с силовым блоком. То есть Правительство можно рассматривать, как «инструмент» с помощью, которого Президент реализует свои властные полномочия в определенных сферах (социально-экономическое направление деятельности исполнительной власти).

Таким образом, Правительство России сохраняет заметное место и играет важнейшую роль в системе исполнительной власти. Правительство имеет ограниченную самостоятельность и сферу ответственности, еще не выработаны четкие границы функционирования Правительства в системе органов государственной власти.

В системе государственного управления Российской Федерации Правительство России одновременно выступает в разных ролях: орган контроля и регулирования исполнительной власти в сферах своей ответственности (социально-экономический блок); посредник, осуществляющий взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, которыми руководит Президент; субъект администрирования деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Текст статьи
  1. Конституция РФ (с комментариями Конституционного Суда РФ). – Москва: Проспект. – 2021. – 120 с.
  2. О Правительстве Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 ноября 2020 г. – № 45. – Ст. 7061.
  3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 341 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016 г. – № 11. – Ст. 945.
  4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. ФЗ от 26 мая 2021 года №155-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. – № 42. - Ст. 5005.
  5. Кашкин С. Ю. Право Европейского союза. – Москва: Юрайт, 2019. – 172 с.
  6. Югов А.А. Государственное устройство России. – Казань. ООО «Бук». – 2020. – 314 с.
  7. Нарутто С.В. Конституция, федерализм и единство государственно-правовой системы России // Lex Russica. –2018. – №11. – С. 83-90.
  8. Kourula Arno, Moon Jeremy New Roles of Government in the Governance of Business Conduct: Implications for Management and Organizational Research // SAGE Journals. – Vol. 40. – № 8. 2019. – P. 1101-1123.
  9. Wasim Al-Habil Governance and government in public administration // Journal of Public Administration and Policy Research. – Vol. 3(5). 2011. – pp. 123-128.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября