научный журнал «Актуальные исследования» #37 (64), сентябрь '21

Проблемы развития инициативности и самостоятельности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности

Статья рассказывает о некоторых технологиях организации познавательно-исследовательской деятельности, которые мотивируют детей на самостоятельное приобретение новых знаний, способствуют овладению способами познавательной деятельности и развитию умения использовать их в различных ситуациях, таким образом, обеспечивая развитие познавательной активности старших дошкольников.

Аннотация статьи
технология
самостоятельность
познавательная активность
познавательно-исследовательская деятельность
детское исследование
коллекционирование
Ключевые слова

«Хороший учитель даст ученику готовую истину,
а отличный поможет ему открыть её самому»
Ян Амос Каменский

Современное дошкольное образование в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ориентировано не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие личности, универсальных способностей дошкольника, позволяющих успешно адаптироваться в социуме в дальнейшем. А впереди у ребенка школа, одной из задач которой является подготовка самостоятельной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому развитие в детском саду самостоятельности, инициативности, любознательности актуально на современном этапе развития образования, тем более, что учителя начальной школы очень часто обращают внимание на то, что у первоклассников эти качества развиты недостаточно.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Это свойство личности проявляется в стремлении к самостоятельному принятию решений, в умении планировать свою деятельность и реализовывать задуманное, в рефлексии полученного результата и самоконтроле.

На наш взгляд развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в наибольшей степени обеспечивает познавательно-исследовательская деятельность, так как она предполагает целенаправленную и трудоёмкую работу ребёнка в процессе поиска и решения познавательных задач, а движущей силой саморазвития ребенка является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Н.Н. Подъяко отмечал, что детское экспериментирование, одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, «претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» и «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

В экспериментировании, направленном на самостоятельное познание объектов окружающего мира, активность ребенка проявляется наиболее ярко. К сожалению, очень часто экспериментирование сводится воспитателями лишь к проведению опытов, где педагоги сами инструктируют детей, регламентируют деятельность, делают выводы и умозаключения. Такой подход встречается при организации и других форм познавательной деятельности. Но если мы хотим, чтобы наши дети стали более самостоятельными, инициативными, то должна быть другая система организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Она должна быть ориентирована на развитие познавательной активности дошкольников, мотивирована на самостоятельный поиск новых знаний в процессе активного взаимодействия с окружающим миром [1].

Поэтому для организации образовательной деятельности с дошкольниками мы ищем и используем такие технологии, формы и методы, которые бы ставили ребенка в позицию исследователя, испытывающего потребность в новых знаниях, впечатлениях. На наш взгляд, в этом случае очень эффективна технология организации исследовательской деятельности старших дошкольников А.И. Савенкова, которую можно использовать как при организации индивидуальной, так и совместной поисковой деятельности дошкольников.

Самое главное, помогая детям в исследовании – нужно предоставлять им больше самостоятельности, избегать прямых инструкций, не сдерживать инициативы дошкольников и не делать за них то, что они могут сделать сами. Чтобы познакомить детей с тем, как организовать исследование мы провели несколько фронтальных занятий, на которых продемонстрировали варианты выбора темы, сбора информации (методы исследования), фиксации, обобщения и презентации результатов. С помощью родителей для каждого ребенка была сделана «папка исследователя» – это лист картона с наклеенными кармашками, на каждом из которых изображен тот или иной метод исследования: подумай; спроси у другого человека; найди в книге; понаблюдай; обратись к компьютеру; проведи эксперимент. Затем дети практически опробовали данные способы организации исследовательской деятельности, проведя в группе совместное самостоятельное исследование по теме «Вода». Необходимо было в течение занятия найти в группе нужную информацию по теме, используя все доступные на данный момент источники. Воспитатель лишь помогал тем, кто нуждался в помощи, выступал в роли консультанта. Вечером была проведена «конференция», где дети представили доклады о воде на основе результатов детских исследований.

Освоив данную технологию старшим дошкольникам легко организовать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность в рамках изучения любой темы. Дети выполняют индивидуальные проекты, исходя из своих интересов, например, один из мальчиков во время шествия колонны бессмертного полка 9 мая спросил у родителей о том, а есть ли у них дедушка, который воевал. После этого ребенок с помощью мамы и папы провёл «расследование» и в группе своим друзьям рассказал о своем прадедушке, о войне, показал фотографии.

Таким образом, можно сказать, что у мальчика развиты самостоятельность, познавательная активность, т.к. у него есть потребность в приобретении новых знаний, он умеет пользоваться способами познавательной деятельности, представлять перед другими её результаты.

Детские исследования организуются в группе и в рамках реализации темы недели, проекта. Дети или все вместе собирают информацию о каком-либо объекте, или в рамках общего проекта осуществляют свои индивидуальные. Так, на первом этапе реализации проекта «Лекари-аптекари», после чтения экологической сказки «Спор цветов и растений», мы с детьми решили – для того, чтобы разрешить спор о том, кто самый полезный, нужно узнать побольше о лекарственных растениях нашего края. Для этого все желающие выбрали то или иное растение, результаты выбора были занесены в таблицу.

Таблица

Вариант индивидуального проекта

Имена детей

Саша

Миша

Ксюша

Оля

Вика

Данил

Алина

Маша

Артем

Подорожник

 

+

             

Одуванчик

 

 

   

+

       

Рябина

+

 

             

Крапива

 

 

 

+

         

Репейник

 

 

     

+

     

Ромашка

 

 

+

           

Липа

 

 

           

+

Календула

 

 

       

+

   

Мята

 

 

         

+

 

После организации коллективной и индивидуальной поисковой деятельности, представления докладов и презентаций, обсуждения всех результатов исследований. Мы пришли к выводу о том, что все растения полезны, но их используют для лечения или профилактики болезней, в зависимости от лечебных свойств.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети сами искали ответы на вопросы, обнаруживали новые свойства объектов и явлений, сравнивали их, устанавливали взаимоотношения и взаимозависимости, что способствовало развитию познавательной активности старших дошкольников.

Еще одной из форм организации познавательной деятельности дошкольников, направленной на развитие самостоятельности, можно считать детское коллекционирование. Оно, как и детское исследование, предоставляет детям возможность самим выполнять поисковые действия, размышлять, исследовать, обобщать и систематизировать знания об окружающем мире и делиться ими со сверстниками. Н.А. Короткова отмечает, что материал для коллекций может быть реальный (ракушки, семена, машинки и т.д.) или образный – иллюстративные карточки-вырезки (изображения транспорта, овощей, домашних животных и т.д.), он должен легко поддаваться группировке по видам. Коллекционирование также как и исследование может быть коллективным, в котором принимают участие все дети группы, и индивидуальным.

Тематика коллекций может быть разнообразна, она определяется познавательными интересами детей. Кроме этого, коллекционирование очень эффективная форма организации образовательной деятельности по реализации тематических недель, проектов, так как создание коллекций осуществляется по тем же этапам. На первом этапе развиваем интерес к предмету коллекции, мотивируем на дальнейшую деятельность. Второй этап – это этап планирования, индивидуально или совместно со взрослым дошкольник обдумывает, обсуждает содержание материалов, вид классификационных таблиц. На третьем, основном этапе собираются материалы коллекции (реальные или образные), дети накапливают знания об объектах коллекционирования, систематизируют информацию, создают коллекции реальных предметов или заполняют классификационные таблицы. На четвертом этапе организуется презентация, выставка коллекций.

Для организации детских исследований, коллекционирования необходима хорошо продуманная содержательная предметная среда. Детские энциклопедии, карты, атласы, глобусы, альбомы и папки с иллюстрациями, дидактические игры, художественная литература по разным тематическим направлениям предоставляют ребенку возможность самостоятельно добывать необходимые знания. Инструменты и оборудование для экспериментирования: микроскопы, лупы, весы, колбы, мерные стаканчики, пробирки, материалы для исследования и коллекционирования, модели и схемы опытов – всё это позволяет практически действовать с объектами. Также в уголке экспериментирования хранятся «папки исследователей», карточки с зарисовками детей, презентационные материалы по результатам исследования (доклады, альбомы, плакаты и т.д.), классификационные таблицы, карточки-иллюстрации и картинки-вырезки для создания коллекций, которые позволяют зафиксировать и обобщить результаты деятельности, обменяться информацией со сверстниками.

Иногда дети отказываются от собственного исследования или создания коллекции из-за боязни, что у них что-то не получится, проявляют нерешительность, скованность в действиях. В этом случае, для того, чтобы поддержать ребенка, его исследовательскую активность, большое значение имеет правильное взаимодействие взрослого и детей. Педагог или родитель должен показать свою заинтересованность проблемой, желание помочь дошкольнику в открытии новых знаний. При этом не нужно давать готовых ответов. Взрослый задает проблемные вопросы, чтобы незаметно подвести ребенка к результату, сомневается, удивляется вместе с ним, участвует в обсуждении на правах равного партнера. Таким образом, он активизирует исследовательскую активность, инициативность детей, тем самым, развивая у них самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности. Кроме этого очень важно, чтобы результаты детского исследования становились, известны не только взрослому, но и другим детям, чтобы возникало совместное переживание, которое поможет объединить детей в стремлении познать окружающий мир.

Таким образом, образовательную деятельность в ДОУ необходимо организовывать так, чтобы дети почувствовали себя настоящими экспериментаторами и первооткрывателями и тогда к окончанию детского сада они станут любознательными, активными, инициативными, смогут самостоятельно объяснять явления и события, происходящие в окружающем мире.

Текст статьи
  1. Клюева Е.В. Природа как средство формирования у старших дошкольников представлений о сенсорных эталонах //Детский сад: теория и практика. – 2013. – №12. – С. 60–66.
  2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс, 2007. – 208 с.
  3. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. – 160с.
  4. Троицкая И.Ю., Карпова О.В. Экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО // ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 24 мая 2018 г. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2018. – С. 82-86.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 25 сентября по 01 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
05 октября
Загрузка в eLibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
13 октября