Эпоха информационного общества, основой которого становится знания, их производство, передача и усвоение, предъявляет новые требования к системе образования, ее моделям, методам и формам, позволяющим на качественно новом уровне подготовить обучающихся к будущей трудовой деятельности. Информация превращается в основной предмет человеческого труда, изменяет содержание самого процесса труда, расширяет участие работников в принятии решений. Инновационные методики – это новый стиль организации образовательной деятельности, меняющий и способы подачи знаний, и тип овладения ими. Цель таких методик – активизировать процесс познания.
Образование – одно из важнейших сфер человеческой деятельности и определяющий фактор развития человечества. Это обусловливает необходимость внедрения в образовательную практику новейших технологий, которые предусматривают обучение, воспитание, формирование навыков научной работы и управления, основанные на модернизации дидактической системы [1, c.1].
В преподавании социально-гуманитарных дисциплин приходится сталкиваться не только с теоретическими, но и с практическими задачами общественной жизни, при этом студенты приобретают знания и по своей инженерной отрасли, и навыки творческой профессиональной деятельности. Поэтому использовать инновационные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин сегодня является крайне актуальной.
Отмечается, что сегодня социально-гуманитарное образование должно иметь проблемно-ориентированный характер, базовым принципом которого является ориентация на самостоятельную работу студентов и активные методы обучения [2, с.82].
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Инновационные технологии в профессиональном образовании способствуют повышению качества обучения в вузе, а, следовательно, в будущем скажутся на качестве и эффективности подготовки кадров.
Одной из инновационных методик необходимо указать интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это основа подготовки профессионала, работающего в социальной сфере. В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов учебника, а побуждает анализировать: вскрывать свойства, отношения, наличие противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, то есть делать то, что в психологии называется решением задач. Опыт показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление учащихся, углубляет знания, повышает интерес к предмету. Интерактивные методы предполагают внедрение в систему обучения, наряду с традиционными, таких новых методов и технологий, которые отвечали бы новым целям и задачам учебного процесса. К таким новым методам и относится приемы проблемного преподавания. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения. Личностно ориентированное обучение, о котором сегодня так много говорится, предусматривает наличие соответствующих профессиональных знаний и практического опыта, а также умения диагностировать, анализировать, моделировать и корректировать собственную деятельность, обосновывать пути ее дальнейшего усовершенствования. Главный показатель педагогического труда или продуктивной педагогической деятельности – формирование познавательных интересов, а в дальнейшем – формирование их умственной самостоятельности, стремления к самообразованию и самоусовершенствованию.
Применение в учебном процессе данной нетрадиционной методики оценке знаний студентов при проверке усвоения ими учебной дисциплины позволяют не только осуществить усовершенствование существующей системы контроля качества усвоения материала, активизировать учебную деятельность студентов, но и внедрить деятельный подход в обучение. Главное – это заинтересовать студентов. При этом студенты в течение семестра планомерно, постоянно и самостоятельно работают над повышением своих знаний.
Таким образом, инновационные технологии обучения, отражающие вектор подготовки студентов по выбранной им профессии, обеспечивают качество подготовки специалиста, что делает его конкурентноспособным, востребованным на рынке труда, а, следовательно, успешным и счастливым человеком.