Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это творчество, труд. Дети получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, делать людям приятное, радостное, доброе.
Мы сегодня уже привыкли слышать и говорить о ценностном кризисе общества, кризисе семейных и индивидуальных ценностей. Около 10 последних лет этой мыслью начинается большинство социально-ориентированных статей газет и журналов.
Ценности создания семьи и существования общества в виде семейных групп, приоритетность родственных связей и отношений, интерес к истории своего рода, наличие семейных традиций – все это считалось естественным и, болеё того, незыблемым, на протяжении многих веков [1].
На протяжении почти трех четвертей века происходило, по сути, государственное манипулирование семейными ценностями: то давалась полная свобода развода, аборта, отсутствие необходимости регистрации брака, то жесточайший контроль над этими процессами. Кроме того, значимость семьи как социального института также претерпевала существенные изменения. Если в дореволюционное время семья была действительной опорой государственности и вся ответственность за воспитание человека ложилась позором или славой в первую очередь на семью, род, то в советское время и здесь все изменилось [2]. Так, первичной ячейкой общества стали: производственные коллективы, партийные и комсомольские ячейки, которые успешно или не очень стремились копировать семью. И ответственность за человека, результаты его поступков ложилась опять же на коллектив.
Революционные, в прямом и переносном смысле, события XX века многое изменили в нормах поведения и отношения россиян к семье как социальному феномену. Семья становилась объектом нападок со стороны ревнителей свободы личности, по сути, прикрывающихся красивыми словами для освобождения от социального запрета низменных человеческих инстинктов, обосновывая «свободную любовь», безответственность матерей и отцов по отношению к детям, детей – к родителям и супругов – к созданной семье. Развод перестал быть чрезвычайной ситуацией, значимым событием, а стал просто рядовым явлением. Носители революционных идей ратовали за воспитание ребенка государством – вне семьи.
Но сегодня, очевидно, что все социальные эксперименты по замещению семьи другими социальными институтами в массовом масштабе не приводят к положительному результату. Поэтому вновь и вновь возникает вопрос о повышении роли, активности семьи в воспитании ребенка, об усилении работы образовательного учреждения с семьей и т.д. В то же время семья, в большинстве случаев отвыкшая от выполнения когда-то неотъемлемых обязанностей по воспитанию своих детей, с трудом возвращается к этому непростому и очень ответственному труду. Ценности прагматизма, гедонизма, индивидуализма, поразившие, словно вирус, общество современных людей, являются плохим основанием для создания полноценной семьи, которая должна изначально строиться на бескорыстии, готовности жертвовать своим временем, силами, средствами ради любимых людей, любви и ответственности.
Отсутствие у молодых людей позитивного и осмысленного отношения к созданию своей семьи и рождению детей в настоящее время, как мы знаем, существенно усугубляет демографическую ситуацию в стране и грозит вырождением нации. Значительную роль в изменении ситуации, как мы видим сегодня, по крайней мере, на первом этапе, играет государственная политика в интересах семьи. Она выступает определенным внешним стимулом, порой влияющим на принятие человеком соответствующего решения. Но в то же время, мы понимаем, что действие внешнего побуждения не создает полной уверенности в правильности выбора, и при смене обстоятельств человек может отказаться от принятого решения, опять же обосновав это внешними причинами [3].
В нашей стране действует Федеральный проект «Крепкая семья», принятый Указом президента Российской Федерации, в котором 2018-2027 годы объявлены Десятилетием детства. Основным вектором данного проекта является социальное развитие страны, и на первое место выходят вопросы улучшения демографической ситуации в стране, поддержки семей с детьми, создание условий безопасного детства, профилактики социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних, семейного устройства детей-сирот, сопровождения замещающих и приемных семей. Кроме этого, идёт стимулирование программ по укреплению и развитию молодой семьи – реализована льготная программа ипотечного кредитования, урегулированы вопросы получения земельного участка под строительство индивидуального жилья и много другое.
Сегодняшнее даже радующее нас порой изменение количественных показателей еще далеко не отражает реальную смену ценностей и потребностей, ни в отношении желания иметь детей, ни в отношении создания семьи. Анализируя реальное состояние современной семьи, можно констатировать её слабость в готовности нести ответственность за результат воспитательной деятельности. Об этом говорят цифры и поведение родителей в ситуации, когда у ребенка возникают те или иные проблемы. Прежде всего, это стратегия «поиска виновного» (которым оказывается то сам ребенок, то школа, то социум, то еще какое-нибудь «третье лицо») вместо обозначения проблемы и поиска путей её решения. В крайних случаях родители вообще отказываются от участия в воспитании ребенка («махнув на него рукой») или физически передавая его на попечение государства. Поэтому считаем, что для профилактики разводов необходимо проводить круглые столы, с привлечением заинтересованных государственных органов – департамента соцзащиты, департамента образования и науки, управления по обеспечению деятельности мировых судей, мировые судьи, общественные организации (женсоветы), представителей всех епархий Русской православной церкви, СМИ. Где необходимо обсуждать причины нестабильности заключаемых браков, современные факторы, способствующие распаду семей, возможные меры, которые необходимо принимать для сохранения и укрепления института семьи.
Кроме этого, активизировать работу клубов молодой семьи, с проведением заседаний по различным темам. Например, «Проблемы современной семьи. Пути выхода из кризисных ситуаций», «Сознательное отцовство и материнство», «Психология семейных отношений», «Семейный очаг», «Ключи от счастья ищем вместе», «Семьи бывают разные», на которое приглашаются семейные пары с различным стажем семейной жизни и др.
По улучшению демографической ситуации проводить мероприятия для молодых семей «Секреты семейного счастья», «Страна двоих», в Международный день семьи проводить семейный праздник «Счастливы вместе», а для будущих родителей встречи с участием представителей органов соцзащиты, учреждений здравоохранения, отделов образовании, педагогов, психологов. Цель проведения таких встреч – ориентация на полноценное и успешное функционирование здоровой семьи, формирование в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, пропаганда многодетных семей, укрепление авторитета отцовства и материнства. Вместе с этим, своевременного информирования молодых семей о государственных программах поддержки семей с детьми, о социальных мерах поддержки семей, о возможности участия молодых семей в госпрограмме «Жилище» с целью улучшения жилищных условий, о механизмах реализации семейного (материнского) капитала. Для этого необходимо сотрудничать со средствами массовой информации, размещая материалы о демографической ситуации в муниципальном образовании, с разъяснениями действующего законодательства, поднимая злободневные вопросы на страницах газет.
Необходимо формировать в обществе позитивного образа семьи, повышения авторитета отцовства и материнства с привлечением территориальных органами ЗАГС, проводя торжественные регистрации новорожденных, чествование юбиляров семейной жизни; проводить работу совместно с педагогами в учебных заведениях (лекции, беседы) по темам, затрагивающим семейное воспитание: «Права и обязанности родителей и детей», «Ранние браки: за и против», «Брак – это ответственно» и др.
Только разносторонний подход, на наш взгляд, наиболее продуктивен и особенно необходим в связи с нынешним состоянием проблемы, понимая, что деятельность по отношению семейного воспитания молодёжи должна осуществляться параллельно в двух генеральных направлениях: предоставление социальной (в т.ч. психолого-педагогической) поддержки семье и предъявление требований.