Рынок образовательных услуг в России развивается быстрыми темпами. В него вовлечены не только государственные, но и негосударственные учебные заведения. Появление новых форм оказания образовательных услуг, а также стремительные темпы развития данного рынка говорят о необходимости детального исследования процессов, складывающихся на рынке образовательных услуг, разработке направлений совершенствования его организационно-экономического функционирования.
В результате перехода общества к рыночным отношениям сформировались такие понятия как «образовательная услуга» и «рынок образовательных услуг». Термин «услуга» имеет довольно широкий спектр определений. Под услугой принято понимать разнообразные виды деятельности, имеющие нематериальную форму товара. Таким образом, услуга – это деятельность, направленная на удовлетворение потребности заказчика.
Что касается образовательной услуги, то ее можно определить как процесс передачи знаний, умений и навыков от производителя к потребителю, то есть от обучающей стороны к обучаемому. Образовательная услуга имеет ряд специфических характеристик: неосязаемость (до момента потребления ее невозможно увидеть и убедиться в ее качестве); длительность потребления (процесс оказания образовательной услуги растянут во времени); взаимосвязь с потребителем (от потребителя требуется непосредственное участие и определенный набор навыков для возможности потребления данной услуги) и т.д.
М. И. Гаврилова характеризует рынок образовательных услуг как систему экономических отношений, связанных с куплей-продажей образовательных услуг, востребованных потребителем.
По мнению Н. Д. Голдобина, рынок образовательных услуг – это совокупность социально-экономических отношений и связей между субъектами рынка по поводу предоставления и получения образовательных услуг [3].
Следовательно, маркетинг в сфере образования – это стратегия и тактика отношений и взаимодействия потребителя и производителя образовательных услуг в условиях свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон.
В современной экономике решающую роль играет рынок образовательных услуг. Это на прямую связано с тем, что уровень образования специалистов представляет собой один из основополагающих факторов качества рабочей силы на рынке труда, так как с увеличением образованности работника, возрастает и количество имеющихся у него знаний, умений и навыков [2]. Это, несомненно, приводит к возрастанию не только количества, но и качества производимых работником товаров (услуг), что в конечном итоге приводит к росту доходов предприятия и увеличению заработной платы и уровня жизни специалиста, а в долгосрочной перспективе это влияет на ускорение темпов экономического роста страны.
Историю развития высшего образования можно наблюдать на протяжении тысячи лет (первый университет был создан в 1088 году в Болонье). Большинство европейских высших учебных заведений создавались из-за причины повышенного интереса на образование со стороны просвещенных монархов и религиозных иерархов [1].
На современном этапе развития общества высшее образование приобретает массовый характер, так как основополагающими факторами производства становятся информация, наука и технологии, применение которых требует высокой квалификации труда.
Необходимо отметить, что рынок образовательных услуг высшего образования изменяется и развивается настолько быстро, что уже в ноябре 2011 г. ЮНЕСКО была предложена новая Международная Классификация Стандартов Образования (ISCED), которая была рассмотрена на 36-ой Генеральной конференции ООН по образованию. В новом документе кроме толкований известных положений были внесены изменения относительно уровней высшего образования. В отличие от раннее установленных двух уровней образования (первая ступень высшего образования, вторая ступень высшего образования) в настоящем документе предлагаются уже четыре уровня высшего образования: короткий цикл третичного образования, бакалавриат, магистратура и докторантура [2]. Безусловно, мировые тенденции изменения рынка образовательных услуг высшего образования затронули и Россию. На данный момент в России действует уникальная система высшего образования, которая включает в себя три уровня: бакалавриат, специалитет и магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.
Российская система образования сталкивается как с социальными, так и с экономическими вызовами. Одним из значительных вызовов за последние 10 лет стал резкий рост количества поступающих в вузы выпускников 11 класса. Если в конце 1980 гг. количество выпускников, поступающих в вузы, составляло 25-30%, то уже после 2005 года их доля стала составлять 75-80% [5].
На сегодняшний день поступающих в высшие учебные заведения составляет более 80% выпускников. Веденный в 2009 г. единый государственный экзамен стал одним из главных регуляторов потока абитуриентов. Следует заметить, что в 2016 г. только в вузы Москвы и Санкт-Петербурга стремились поступить 7,5% выпускников из других субъектов Российской Федерации. До введения ЕГЭ этот поток составлял не более 1,5% [6].
Так же стоит обратить внимание на то, что в стране получил развитие частный сектор высшего образования, появился сегмент платного образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях.
По данным Росстата, среди занятого населения удельный вес работников с высшим образованием в 2017 г. достиг 34,2 %, в 2007 г. этот показатель составлял лишь 26,3%.
По индексу человеческого развития (Human Development Index), в 2019 г. Россия заняла 49 место среди 198 стран, у которых данный показатель находится на самом высоком уровне во всем мире. Состояние российского образования по сравнению с экономическим положением России оценивается более высоко. Однако остается проблема слабого влияния человеческого капитала страны на темпы ее экономического роста, социального и технического развития.
Распространение в системе высшего образования английского языка, а также развитие виртуальных университетов повлечет за собой уход с мирового рынка многих вузов. В перспективе до 2050 г. ведущие университеты станут транснациональными.
В 2000 г. в государственных и муниципальных вузах преобладало количество студентов, обучающихся на бюджетной основе, а уже в 2010 г. число студентов, обучающихся на коммерческой и бюджетной основе сравнялось [5]. При этом основная часть коммерческих студентов обучается на заочной форме, поскольку стоимость такого обучения значительно ниже. Уход с рынка многих частных вузов привел к тому, что студенты стали выбирать заочную форму обучения за неимением возможности платить большие деньги за получение образования в государственных высших учебных заведениях.
Сегодня среди российской молодежи наблюдается тенденция получения среднего профессионального образования после 9 класса. А далее, если потребуется, молодое поколение поступает в вузы на заочную форму обучения. Основным мотивом в данной стратегии является снятие с родителей необходимости оплачивать обучение, так как работающие молодые люди способны осуществить это самостоятельно. Соответственно, отношение молодежи к высшему образование изменилось, оно перестало рассматриваться как основополагающий критерий жизненного успеха.
Современные проблемы вузов можно охарактеризовать следующими особенностями. Во-первых, присутствует кризис ресурсов. Его проявление выражается в сокращение финансирования государственного бюджета, в коммерциализации образовательной деятельности и т.д. Во-вторых, наблюдается тенденция к массовости образования, при этом снижается уровень квалификации специалистов. В-третьих, финансовая политика государства зачастую не учитывает инвестиционный потенциал образования [4]. Перечисленные особенности обуславливают необходимость развития новых механизмов деятельности вузов, которые бы базировались на рыночных аспектах.
На сегодняшний день происходит значительное увеличение рынка образовательных услуг. При этом высшие учебные заведения находятся в условиях конкуренции. Лидерами на рынке образовательных услуг являются те учебные заведения, которые смогли предоставить наиболее востребованные образовательные услуги.
Резюмируя вышесказанное, тенденции в сфере услуг высшего образования на данный момент являются противоречивыми, но стоит отметить, что целью нововведений в данной сфере является повышение эффективности качества образовательных услуг.