Автор(-ы):
Базавлуцкая Лилия Михайловна
Нугаева Анна Константиновна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
В современном мире каждый человек не раз сталкивался с проблемами экономики, как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Эта проблема не проходит и мимо детей. Ведь одной из основных задач общеобразовательной школы является воспитание школьника как жизненно и социально компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях.
В настоящие время школа должна воспитать делового человека, личность с развитым экономическим мышлением, готовую к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений [3, 10].
Так значительно вырастает необходимость экономических знаний, которые следует закладывать уже в начальной школе, а в неосознанной форме еще в дошкольной организации. Не стоит ограждать детей от экономических проблем в детстве, чтобы предотвратить их экономическую безграмотность. Часто в магазине можно наблюдать, как дети требуют что-то купить, это может быть сладости или игрушка. Но родители отказывают им в покупке желаемого товара, что в последствие приводит к негативному всплеску эмоций ребенка прямо в магазине. Это происходит, потому что дети не осознают, как трудно зарабатываются деньги, следовательно, не понимают как рациональней ими распоряжаться. Так для достижения осознанности данных вопросов необходимо включать в учебный процесс экономические понятия еще в начальной школе. Тогда у детей сложится истинное понимание причины отказа их родителей в покупки им чего-либо [2, 8].
На плечи учителя начальной школы ложится еще одна задача, формирование у учащихся экономических знаний, которая складывается из понимания понятий и терминов, элементарных понятий об экономики, а также знакомства детей с основами экономических законов. Все это необходимо чтобы учащиеся имели представление о состояние семейного бюджета, о деньгах, цены товара, от чего она зависит, как использовать деньги рационально и т.п.
Полученные учениками знания по основам экономики позволят уже в младшем школьном возрасте осознанно участвовать в экономической жизни своей семьи. Стоить отметить, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка. В это время активно развиваются различные познавательные процессы: память, мышление, восприятие, речь, воображение, внимание. Именно поэтому детям в данном возрасте будет легче воспринимать и усваивать экономические вопросы [1, 4].
Как всем известно, в практике начальной школы нет предмета экономика. Экономические воспитание происходит в процессе изучения различных тем на разных дисциплинах. Так математика является одной из самых лучших дисциплин для постижения экономических азов. Она используется для решения различных экономических вопросов, задач и проблем. Эффективному постижению экономики поможет послужить решение задач, в содержание которых идет речь о стоимости, производстве, урожайности, о преимуществах в условиях труда и его оплате, основанных на реальных жизненных ситуациях. Следует отметить, что определенное количество задач экономической направленности, все же присутствует в учебнике математике УМК «Школа России». При их решении ученики обучаются элементарным расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности и т.п. [1, 9]. Но это лишь малая часть экономического воспитания. Для расширения и углубления экономических знаний в курсе математики, были рассмотрены несколько задач учебника, которые в свою очередь были преобразованы таким образом, чтобы можно было отразить в них экономические понятия, отношения и операции над ними.
Приведём в качестве примера несколько задач такого типа:
Недостаток экономических знаний нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся к своим вещам и также к домашней утвари. Это связано с оторванностью родителей, от семейного быта, так как они заняты в общественном производстве. Часто дети без учителя не в состояние понять, что на первый взгляд, самая небольшая вещь дома, в школе, стоит взрослым немалых затрат труда. Для удаления этой проблемы, необходимо использовать задачи, в которых будет говориться о средствах, затраченных на покупку предметов повседневного пользования, об экономии средств семейного бюджета и бюджета школы.
Приведём в качестве примера несколько задач:
Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием можно предлагать в занимательной форме, для чего в содержание задачи вводятся веселые герои сказок [3, 6].
Например:
Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф решили построить один дом на троих. Они подсчитали, что при строительстве нового дома им придется потратить: 11000 р. – на фундамент дома, 23000 р. – на стены, крыша им обойдется в 27000 р., а отделка дома изнутри в 19000 р. половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег в итоге они должны вернуть в банк, если за использование кредита должны дополнительно заплатить ¼ часть от суммы кредита? Во сколько им всего обойдется строительство дома, с учетом кредита? Сколько заплатит каждый поросенок?
При решении подобных задач школьники будут усваивать экономические понятия, которые являются ключевыми для всех возрастных групп учащихся, а сами задачи и арифметические расчёты при их решении по своему содержанию и логике максимально приближены к условиям реальной действительности, с которой повседневно приходится сталкиваться детям. Кроме того, решение задач с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас школьников, закладывает зачатки экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых будущим предпринимателям [5, 7]. Периодическое решение таких задач на уроках математики, позволит сократить имеющийся разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом, так как посредством получения таких знаний школа готовит младших школьников к жизни уже в раннем детстве.
Список литературы
Поделиться
Базавлуцкая Л. М., Нугаева А. К. Роль использования задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе // Общество, человек, культура: современный контекст гуманитарных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сент. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 66-69. URL: https://apni.ru/article/2907-rol-ispolzovaniya-zadach-s-ekonomicheskim-sod