Роль использования задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе

В статье рассмотрена проблема экономической грамотности младших школьников, и роль учителя в процессе ее формирования. В качестве одного из эффективного способа формирования экономических знаний, которые в последствие помогут подготовить к взрослой жизни младших школьников, предложен ряд математических задач.

Аннотация статьи
начальная школа
экономические знания
младшие школьники
математика
экономическое воспитание
математические задачи экономической направленности
Ключевые слова

В современном мире каждый человек не раз сталкивался с проблемами экономики, как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Эта проблема не проходит и мимо детей. Ведь одной из основных задач общеобразовательной школы является воспитание школьника как жизненно и социально компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях.

В настоящие время школа должна воспитать делового человека, личность с развитым экономическим мышлением, готовую к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений [3, 10].

Так значительно вырастает необходимость экономических знаний, которые следует закладывать уже в начальной школе, а в неосознанной форме еще в дошкольной организации. Не стоит ограждать детей от экономических проблем в детстве, чтобы предотвратить их экономическую безграмотность. Часто в магазине можно наблюдать, как дети требуют что-то купить, это может быть сладости или игрушка. Но родители отказывают им в покупке желаемого товара, что в последствие приводит к негативному всплеску эмоций ребенка прямо в магазине. Это происходит, потому что дети не осознают, как трудно зарабатываются деньги, следовательно, не понимают как рациональней ими распоряжаться. Так для достижения осознанности данных вопросов необходимо включать в учебный процесс экономические понятия еще в начальной школе. Тогда у детей сложится истинное понимание причины отказа их родителей в покупки им чего-либо [2, 8].

На плечи учителя начальной школы ложится еще одна задача, формирование у учащихся экономических знаний, которая складывается из понимания понятий и терминов, элементарных понятий об экономики, а также знакомства детей с основами экономических законов. Все это необходимо чтобы учащиеся имели представление о состояние семейного бюджета, о деньгах, цены товара, от чего она зависит, как использовать деньги рационально и т.п.

Полученные учениками знания по основам экономики позволят уже в младшем школьном возрасте осознанно участвовать в экономической жизни своей семьи. Стоить отметить, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка. В это время активно развиваются различные познавательные процессы: память, мышление, восприятие, речь, воображение, внимание. Именно поэтому детям в данном возрасте будет легче воспринимать и усваивать экономические вопросы [1, 4].

Как всем известно, в практике начальной школы нет предмета экономика. Экономические воспитание происходит в процессе изучения различных тем на разных дисциплинах. Так математика является одной из самых лучших дисциплин для постижения экономических азов. Она используется для решения различных экономических вопросов, задач и проблем. Эффективному постижению экономики поможет послужить решение задач, в содержание которых идет речь о стоимости, производстве, урожайности, о преимуществах в условиях труда и его оплате, основанных на реальных жизненных ситуациях. Следует отметить, что определенное количество задач экономической направленности, все же присутствует в учебнике математике УМК «Школа России». При их решении ученики обучаются элементарным расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности и т.п. [1, 9]. Но это лишь малая часть экономического воспитания. Для расширения и углубления экономических знаний в курсе математики, были рассмотрены несколько задач учебника, которые в свою очередь были преобразованы таким образом, чтобы можно было отразить в них экономические понятия, отношения и операции над ними.

Приведём в качестве примера несколько задач такого типа:

  1. Урожайность моркови – 30 кг с одной сотки (100 кв. м.). Какова масса моркови, собранного с участка длинной 30 м и шириной 20 м? Какой доход получит фермер, если морковь была продана по 90 р. за кг, а на покупку семян он затратил 120 р.?
  2. Отец семьи получает 30.000 р. в месяц, а мама 19.000 р. Сколько они зарабатывают в год? Смогут ли они на деньги, заработанные за год, купить дачу за 400.000 р., если половина совместной зарплаты им хватает на проживание в течение месяца?

Недостаток экономических знаний нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся к своим вещам и также к домашней утвари. Это связано с оторванностью родителей, от семейного быта, так как они заняты в общественном производстве. Часто дети без учителя не в состояние понять, что на первый взгляд, самая небольшая вещь дома, в школе, стоит взрослым немалых затрат труда. Для удаления этой проблемы, необходимо использовать задачи, в которых будет говориться о средствах, затраченных на покупку предметов повседневного пользования, об экономии средств семейного бюджета и бюджета школы.

Приведём в качестве примера несколько задач:

  1. Саша на летних каникулах выходя из дома не проверил плиту. Вернувшись, домой после прогулки он обнаружил, что чайник на плите, который он забыл выключить, сгорел. Какой ущерб нанес Саша семейному бюджету, если данный чайник на 2000 р. дороже, чем электрический, который стоит 1750 р.?
  2. На школьной репетиции в актовом зале, в результате детских шалостей, были сломаны 3 микрофона. Родителям этих детей пришлось покупать новые микрофоны. Сколько всего денег заплатила каждая семья, если известно, что каждый микрофон стоит 2500 р. а виновниками являются 5 детей из 5 семей?

Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием можно предлагать в занимательной форме, для чего в содержание задачи вводятся веселые герои сказок [3, 6].

Например:

Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф решили построить один дом на троих. Они подсчитали, что при строительстве нового дома им придется потратить: 11000 р. – на фундамент дома, 23000 р. – на стены, крыша им обойдется в 27000 р., а отделка дома изнутри в 19000 р. половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег в итоге они должны вернуть в банк, если за использование кредита должны дополнительно заплатить ¼ часть от суммы кредита? Во сколько им всего обойдется строительство дома, с учетом кредита? Сколько заплатит каждый поросенок?

При решении подобных задач школьники будут усваивать экономические понятия, которые являются ключевыми для всех возрастных групп учащихся, а сами задачи и арифметические расчёты при их решении по своему содержанию и логике максимально приближены к условиям реальной действительности, с которой повседневно приходится сталкиваться детям. Кроме того, решение задач с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас школьников, закладывает зачатки экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых будущим предпринимателям [5, 7]. Периодическое решение таких задач на уроках математики, позволит сократить имеющийся разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом, так как посредством получения таких знаний школа готовит младших школьников к жизни уже в раннем детстве.

Текст статьи
  1. Абрамова, Г.С. Теория и организация внеклассной работы в школе / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович.– Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 192с.
  2. Асадулаева, С.А. Использование задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс] / С.А. Асадулаева, П.А. Расулова – Интернет-журнал «МНКО.» – 2018. – №3 (70). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-zadach-s-ekonomicheskim-soderzhaniem-na-urokah-matematiki-v-nachalnyh-klassah
  3. Бабурин, В.Л. Экономические игры по экономической и социальной географии / В. Л. Бабурин. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.
  4. Базавлуцкая Л.М. Методика преподавания менеджмента: учебно-методическое пособие / Л.М.Базавлуцкая//- Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. - 132 с. - ISBN 978- 5-93162-132-6.
  5. Базавлуцкая Л.М. Экономика и управление в образовании: учебное пособие / Л.М.Базавлуцкая // Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. - 132 с. - ISBN 978- 5-93162-077-0
  6. Бельчиков, Я.М. Экономические игры / Я.М. Бельчиков, М.И. Бирштейн. – Рига: Авотс, 2012. – 304с.
  7. Демцура С. С. Рынок образовательных услуг и современные тенденции развития образования в России [Текст] / С. С. Демцура, Е. Ю. Дмитриева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – № 6. – С. 114-117.
  8. Савицкая, Е. В. Уроки экономики в школе [Текст] / Елена Савицкая. – 3. изд. - Москва : Вита-Пресс, 2000. - 447 с. : ил., табл.; ISBN 5-7755-0162-4.
  9. Сасова, И.А. Экономика для младших школьников [Текст]: Пособие для учителя / И. А. Сасова, И. И. Нагуманова. - 2. изд. - М. : Вита-Пресс, 2002. - 55 с. ISBN 5-7755-0337-6.
  10. Цели устойчивого развития в области образования: особенности и проблемы реализации / Базавлуцкая Л.М., Евплова Е.В., Коняева Е.А.// Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). – 2018. – Т. 9. – № 6. – С. 19-35. – http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/10950
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября