Главная
АИ #37 (64)
Статьи журнала АИ #37 (64)
Этическая оценка эвтаназии

Этическая оценка эвтаназии

Рубрика

Философия

Ключевые слова

эвтаназия
страдания пациента
смерть

Аннотация статьи

В статье отражается проблема, связанная с гуманностью применения эвтаназии. Для постановки данного вопроса приводятся различные исследования и рассматривается современное состояние проблемы.

Текст статьи

Эвтаназия, также называемая, как «милосердное убийство», используется в медицинской этике для практики прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего вследствие этого заболевания невыносимые страдания. Харис Д. дает определение эвтаназии как «преднамеренное вмешательство, предпринятое с явным намерением положить конец жизни, чтобы облегчить невыносимые страдания» (2001).

Вопрос об эвтаназии всегда оставался спорным и до сих пор не получил юридической и конституционной поддержки в большинстве стран мира. Самоубийство в любой форме и любыми средствами наказывается или не одобряется обществом. Например, в исламе не допускается практика самоубийства, поэтому эвтаназия никогда не может быть частью мусульманского права в исламском мире.

Еще в 400 году до н. э. Гиппократом была сформулирована клятва, все еще принимаемая выпускниками медицинских вузов, в которой говорится: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Также в 19 веке американское законодательство провозглашало, что если самоубийство совершается по совету другого человека, то советник будет виновен в убийстве. В начале 20-го века Верховный суд пересмотрел свои решения и сосредоточился на том, как лучше обеспечить право выбора о решении "конца жизни" со значительными изменениями в законодательстве здравоохранении. В 1920 году была опубликована книга “Permitting the Destruction of Life not Worthy of Life”, в которой автор Гоше выступал за то, чтобы помощь в смерти оказывалась в контролируемых условиях. В 1935 году в Англии было создано общество эвтаназии для поддержки милосердного убийства. С 1995 по 2008 год эвтаназия была легализована в таких странах, как Австралия, Нидерланды, Бельгия и несколько штатов Соединенных Штатов Америки.

Выделяют несколько форм или видов эвтаназии, каждая из которых имеет определенные этические проблемы.

Активная эвтаназия-это та, которая вызывает немедленную смерть пациента, прямым и преднамеренным действием врача. Например, когда пациенту дается смертельная инъекция или передозировка обезболивающего и врач знает о последствиях такой дозы.

Пассивная эвтаназия предполагает непрямое действие врача, обрекающего пациента на смерть. Она включает в себя отказ или удержание в необходимом лечении. Например, выключение аппарата жизнеобеспечения или не выполнение необходимых хирургических процедур, которые могут сохранить жизнь человека даже на короткий срок.

Также выделяют добровольную и недобровольную эвтаназию. В первом случае – по желанию пациента, во втором- больной находится без сознания в течении длительного времени.

Наиболее распространенным аргументом, приводимым сторонниками эвтаназии, является ее эффективный способ облегчения мучительной боли. К данному аргументу представлены два контраргумента. Во-первых, успехи, достигнутые сегодня в области медицины, особенно в области обезболивания, ослабляют обоснованность эвтаназии. Во-вторых, исследования показывают, что смертельно больные пациенты выбирают самоубийство не из-за физической боли, а из-за депрессии, что подтверждает исследование неизлечимо больных пациентов, опубликованное в журнале «American Journal of Psychiatry» в 1986 году, а именно: «Поразительная особенность результатов состоит в том, что все пациенты, которые либо желали преждевременной смерти, либо намеревались покончить с собой, были признаны страдающими клинической депрессией; то есть ни один из тех пациентов, у которых не было клинической депрессии, не имел мыслей о самоубийстве или не хотел, чтобы смерть наступила раньше».

Ученые считают, что человеку с диагнозом "смертельная болезнь" необходимо время и поддержка, чтобы пройти через пять стадий принятия неизбежного – Отрицание, Гнев, Торг, Депрессия и Принятие. А смерть таких пациентов, прежде чем они придут к согласию с ситуацией, - это не что иное, как убийство.

Исследование «Boston Globe» 1991 года показывает, что пациенты с неизлечимыми заболеваниями, которые рассматривают самоубийство как вариант, в основном не являются теми, кто устал от боли или ограниченного образа жизни, а скорее чувствует себя бременем для своей семьи.

Если мы посмотрим на эвтаназию с другой стороны, то право умирать дает кому-то право убивать. Право, предоставленное врачам и родственникам человека на умышленное прекращение его жизни. Необходимо проводить различие между самоубийством и убийством. Самоубийство – это индивидуальный акт, тогда как эвтаназия нет. Она включает в себя решение человека или его родственников и действия врача. Поэтому ее можно отнести к публичному убийству, чем к самоубийству.

В обществе должно быть осознание того, что если все формы лечения потерпят неудачу или станут неэффективными и продолжение любой медицинской процедуры увеличит боль, а не облегчит ее, страдающей человеку должна быть оказана поддержка всеми возможными способами, и все усилия должны быть направлены на то, чтобы свести к минимуму его агонию.

Достаточно важно понимать суть таких терминов, как боль, страдание и агония. Действительно для каждого человека боль воспринимается по-разному. Она зависит от уровня терпимости пациента, который, конечно, варьируется.

Абсолютно любой человек имеет право на жизнь. Каждая жизнь важна и только такая система ценностей может быть основой человеческого общества, в котором поддерживается святость жизни. Эвтаназия в любой из своих форм предполагает намерение убить живого человека, дающее ложное представление о том, что смерть – единственное решение для всех болей и мучений. Вследствие этого упускаются другие возможности для борьбы с заболеванием.

Список литературы

  1. Акопов В.И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика. 2000. № 1. С. 51–52.
  2. Быкова С., Юдин Б., Ясная Л. Эвтаназия: мнение врачей // Человек. 1994. № 2. С. 147–151.
  3. Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь – благая смерть / пер. с венг. М., 2006 : [электронный ресурс]. URL: https://public. wikireading.ru/133202 (Дата обращения 02.09.2021).
  4. Симонян Р.З. Правовые аспекты эвтаназии в России // Успехи современного естествознания. 2015. № 1, ч. 6. С. 1061–1062.
  5. Федеральный закон №323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ст. 45.
  6. Акопов В.И., Бова А.А. Отказ от медицинского вмешательства и проблемы эвтаназии в медицинском праве РФ // Общество − медицина – закон : Первая междунар. конф. (Май, 1999) : сб. докл. / Кисловод. ин-т экономики и права. Кисловодск, 1999. С. 5−6.
  7. Антоний (Блум А.Б.; митроп. Сурожский). Жизнь. Болезнь. Смерть. М.: Зачатьев. монастырь, 1995. 115, [1] с.
  8. Зильбер А.П. Трактат об эвтаназии, содержащий рассуждения о легкой безмятежной смерти, обдуманные и написанные автором в часы, свободные от забот по продлению жизни. Петрозаводск : Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 1998. 463 с. : ил., портр.
  9. Низова А.В. Проблема смерти в биоэтике и Православной традиции : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2007. 22 с.

Поделиться

6083

Чанкаев М. Х., Бобокалонов С. Д., Тарывердиев Т. М. Этическая оценка эвтаназии // Актуальные исследования. 2021. №37 (64). С. 37-39. URL: https://apni.ru/article/2908-eticheskaya-otsenka-evtanazii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря