В статье рассматриваются возрастные особенности, изучения иностранного языка. В последнее время становится весьма востребовано изучение иностранных языков с дошкольного возраста. Именно поэтому, родители, ориентируясь на ситуацию в современном обществе, стараются обучить ребенка иностранному языку как можно раньше, чтобы в будущем иметь лучшие перспективы. Определенно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала изучения иностранного языка, так как дети этого возраста обладают особой чуткостью к языковым явлениям. По мнению Е. А. Протасовой, оптимальным возрастом для начала обучения иностранному языку является возраст 5 лет, так как к 5 годам система родного языка достаточно хорошо освоена, и к новому языку ребенок относится уже сознательно. У детей среднего дошкольного возраста наиболее развита долговременная и оперативная память, исходя из этого, все что ребенок изучит в данный период надолго остается в его памяти. Также изучение иностранного языка в этом возрасте положительно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой культуры, расширение кругозора. Опираясь на слова И. А. Зимней: «Язык для ребенка – это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного «я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным миром». Впоследствии та языковая база, которая была приобретена ребенком в детском саду, помогает ему преодолеть страх к освоению иностранной речи, среди школьников.
Таким образом, благодаря изучению иностранного языка в дошкольном возрасте, у ребенка формируется основа для изучения языка в школе на более сложном уровне. Обучение иностранному языку способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, овладению умением работать как самостоятельно, так и в коллективе. Изучение иностранного языка развивает у детей память, воображение, внимание; формирует навыки межличностного общения, контроля и самоконтроля. Безусловно на ранней ступени обучения язык должен рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Профессор Н. А. Бонк говорит, что «в обучении иностранному языку огромную роль играет грамотное и разумное начало. От искаженного произношения, неправильной, невнятной речи так же трудно избавиться в дальнейшем, как от любой плохой привычки».
Важная роль уделяется аудированию, благодаря которому дети знакомятся с основами иностранной речи, у них формируется навык аудирования, создается «образ» структур иностранного языка, так называемое интуитивное владение языком, формируется навык функционального использования речи с целью получения информации, развивается произвольное запоминание, внимание, коммуникабельность, активность и самостоятельность. При проведении занятия педагогу следует чередовать различные виды деятельности, среди которых должна присутствовать и подвижная деятельность. Смена же видов деятельности является хорошим видом отдыха. Память детей дошкольного возраста наглядно-образная и является доминирующей. Исходя из вышесказанного, дети лучше всего запоминают конкретные предметы, явления, цвета. Ассоциация слов с предметами и действиями является незаменимым условием усвоения языкового материала. Поэтому при обучении хорошим помощником является яркая и красочная наглядность. Следует отметить, что ребенок лучше усваивает слова на иностранном языке, если они связаны не только с изображением какого-то предмета, но также и с действием, которое он видит или выполняет сам. Именно поэтому при разучивании стихов и песенок следует сопровождать их движениями и жестами.
Необходимо также помнить о том, что главным условием, при котором можно добиться успеха в обучении иностранному языку, является регулярность в занятиях. Кроме того важным событием в процессе изучения иностранного языка являются праздники. Вписанные в общую канву праздника «номера» на иностранном языке являются как бы итогом, по проверке пройденного материала и позволяют увидеть и услышать детей в интересном, действии.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что методика проведения занятий должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и быть направлена на их развитие. Методический поиск должен быть направлен на то, чтобы найти способы стимулирования речемыслительной активности и активизации коммуникативно-познавательной деятельности дошкольников. Только развив различные способности дошкольника, можно заложить основу, которая в дальнейшем поможет ребенку успешно овладеть любым иностранным языком, а при необходимости стать полиглотом.