Старший дошкольный возраст является периодом активного становления художественного восприятия ребенка. В этот период происходит переход от первоначального восприятия образов, к ступеням собственно эстетической деятельности.
Как известно, литературное произведение захватывает личность ребенка целиком и в этом проявляется особенности развивающего значение чтения в формировании связной речи. Для того, чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, далее проанализировать своеобразие литературных произведений, которые находятся в кругу детского чтения, определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства. Ряд педагогов и психологов Д.Б. Эльконин, Н.С. Карпинская, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и другие высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте более высокого вида восприятия художественной литературы. Которое характеризуется способностью ребенка к отождествлению себя с позицией героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора. Так, по мнению Е.А. Флериной существенной чертой восприятия художественного произведения детьми «единством чувствующего и мыслящего». Восприятие художественной литературы у детей шестилетнего возраста рассматривается ею как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской и других ученых исследовались особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста, которые показали, что интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ребенок с интересом пролистывает страницы книги, слушает чтение взрослого, рассматривает иллюстрации, а с появлением интереса к картинке, начинает возникать интерес к тексту книги.
Уже на шестом году жизни ребенка у него можно вызвать интерес к жизни героя повествования, заставить следить за ходом события и переживать новые для него чувства, представленные в книге. Е.А. Флерина отмечала и такую особенность свойственную детской психике, как наивность побеждать всякие препятствия на жизненном пути: дети не любят плохого конца, герой в их представлении должен быть удачлив.
Художественное восприятие ребенком окружающего мира с помощью художественной литературы на протяжении всего дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования, рассматривал возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения. Он выделял два периода: первый – от двух до пяти лет, когда ребенок недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и второй – после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным. На основе особенностей восприятия детьми окружающей действительности выдвигаются конкретные задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. В старшем дошкольном возрасте происходят в отличие от предыдущего, изменения в понимании и осмыслении текста, что естественно связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. В плане постижения художественного произведения дети могут устанавливать простые причинные связи в сюжете, могут оценивать правильно поступки персонажей, реагируют на слово. По словам К.И. Чуковского, в старшем дошкольном возрасте начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В исследованиях Л.М. Гурович отмечается, что у ребенка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. Усложняется и читательский опыт детей. Как свидетельствуют исследования А.В. Запорожец, В.И. Ядешко, дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность 18 переноса в сказке функций одного предмета на другой. Это дает им возможность разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое, и формировать первые представления о некоторых особенностях жанра. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного участия в событиях. Понимание идейного содержание заставляет детей думать – зачем автор и его герои поступают тем или иным образом, что лежит в основе их поступков, как поступки героев соотносятся с его представлением о добрых делах и злых. Высокохудожественная литература положительно влияет на развитие личности ребенка, обогащает ее, способствует скорейшему освоению жизненного опыта.
Исследователи А.В. Запорожец, А.И. Леушина, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский и др. отмечают, что в старшем дошкольном возрасте новое, особое отношение детей к языковым явлениям – ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить. Умение воспринимать литературные произведения, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникают спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, знакомятся так же с русской и зарубежной классикой: с произведениями А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, С.Я. Маршака и др. В дошкольном образовательном учреждении ребенок не только усваивает новые, усложняющиеся произведения, но и формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений художественной литературы не только для чтения и рассказывания, но и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на общих положениях эстетики. При отборе книг учитывается, что литературное произведение, его познавательные, эстетические и нравственные функции, детей. Единство содержания и формы художественного произведения. В литературно – художественной форме учитывают предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.
Таким образом, мы отмечаем, что речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрировать и ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и последующему развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, является одним из средств развития и обогащения их речи. Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствует герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы.
В дошкольные годы благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе и др.