Особенности восприятия литературы детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности восприятия литературы, детей старшего дошкольного возраста и анализируются подходы и методы работы.

Аннотация статьи
художественная литература
дополнительное образование
дошкольный возраст
особенности детей шестилетнего возраста
Ключевые слова

Старший дошкольный возраст является периодом активного становления художественного восприятия ребенка. В этот период происходит переход от первоначального восприятия образов, к ступеням собственно эстетической деятельности.

Как известно, литературное произведение захватывает личность ребенка целиком и в этом проявляется особенности развивающего значение чтения в формировании связной речи. Для того, чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, далее проанализировать своеобразие литературных произведений, которые находятся в кругу детского чтения, определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства. Ряд педагогов и психологов Д.Б. Эльконин, Н.С. Карпинская, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и другие высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте более высокого вида восприятия художественной литературы. Которое характеризуется способностью ребенка к отождествлению себя с позицией героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора. Так, по мнению Е.А. Флериной существенной чертой восприятия художественного произведения детьми «единством чувствующего и мыслящего». Восприятие художественной литературы у детей шестилетнего возраста рассматривается ею как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской и других ученых исследовались особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста, которые показали, что интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ребенок с интересом пролистывает страницы книги, слушает чтение взрослого, рассматривает иллюстрации, а с появлением интереса к картинке, начинает возникать интерес к тексту книги.

Уже на шестом году жизни ребенка у него можно вызвать интерес к жизни героя повествования, заставить следить за ходом события и переживать новые для него чувства, представленные в книге. Е.А. Флерина отмечала и такую особенность свойственную детской психике, как наивность побеждать всякие препятствия на жизненном пути: дети не любят плохого конца, герой в их представлении должен быть удачлив.

Художественное восприятие ребенком окружающего мира с помощью художественной литературы на протяжении всего дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования, рассматривал возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения. Он выделял два периода: первый – от двух до пяти лет, когда ребенок недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и второй – после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным. На основе особенностей восприятия детьми окружающей действительности выдвигаются конкретные задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. В старшем дошкольном возрасте происходят в отличие от предыдущего, изменения в понимании и осмыслении текста, что естественно связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. В плане постижения художественного произведения дети могут устанавливать простые причинные связи в сюжете, могут оценивать правильно поступки персонажей, реагируют на слово. По словам К.И. Чуковского, в старшем дошкольном возрасте начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В исследованиях Л.М. Гурович отмечается, что у ребенка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. Усложняется и читательский опыт детей. Как свидетельствуют исследования А.В. Запорожец, В.И. Ядешко, дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность 18 переноса в сказке функций одного предмета на другой. Это дает им возможность разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое, и формировать первые представления о некоторых особенностях жанра. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного участия в событиях. Понимание идейного содержание заставляет детей думать – зачем автор и его герои поступают тем или иным образом, что лежит в основе их поступков, как поступки героев соотносятся с его представлением о добрых делах и злых. Высокохудожественная литература положительно влияет на развитие личности ребенка, обогащает ее, способствует скорейшему освоению жизненного опыта.

Исследователи А.В. Запорожец, А.И. Леушина, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский и др. отмечают, что в старшем дошкольном возрасте новое, особое отношение детей к языковым явлениям – ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить. Умение воспринимать литературные произведения, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникают спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, знакомятся так же с русской и зарубежной классикой: с произведениями А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, С.Я. Маршака и др. В дошкольном образовательном учреждении ребенок не только усваивает новые, усложняющиеся произведения, но и формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений художественной литературы не только для чтения и рассказывания, но и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на общих положениях эстетики. При отборе книг учитывается, что литературное произведение, его познавательные, эстетические и нравственные функции, детей. Единство содержания и формы художественного произведения. В литературно – художественной форме учитывают предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Таким образом, мы отмечаем, что речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрировать и ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и последующему развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, является одним из средств развития и обогащения их речи. Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствует герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. 

В дошкольные годы благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе и др.

Текст статьи
  1. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. Москва, 2009. 298 с.
  2. Леонтьев А.Н. Психология дошкольного детства. Москва, 2001. 391 с.
  3. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. Москва, 1991. 387 с.
  4. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. – 2002. - №3. С.113-146.
  5. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург, 2004. 245 с.
  6. Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва, 2011. 309 с.
  7. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. / Под ред. Буре Р..С. Москва, 2010. 209 с.
  8. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. Москва, 2010. 109 с.
Список литературы