В настоящее время выявлена одна из главных задач – обучить и приспособится жить в мире технике, безусловно грамотно применяя информацию в образовательных целях. Педагогическая диагностика опирается на специальных системах, разрабатываемых медиками, психологами, учителями. В последнее время в российском образовании наблюдается тенденция перехода от классической системы обучения к формированию развитой личности. Исходя из этих преобразований предполагается применение новых инструментов для анализа учебных, внеурочных результатов, сопоставления полученных фактов, поиска решения выявленных проблем [12]. Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. К. Ингенкамп считал приемлемым следующее определение педагогической диагностики: «Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в- третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения» [1]. Основными разработчиками в области диагностики, в т.ч. педагогической, были Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия [2]; Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В. Ф. Мачихина [3]; С.Я. Рубинштейн [4]; А.А. Венгер, Г.Л. Выгодский, Э.И. Леонгард [5] и др.Многие положения актуальны сегодня. Теоретические основы педагогической диагностики как самостоятельной научно-практической отрасли педагогики заложены такими разработчиками как: А.С.Белкин, Б.П. Битинас, Ю.З. Гильбух, Н.К. Голубев, К. Ингенкамп, Г.А. Карпова и др. Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной, нежели сформировавшейся научной дисциплиной. Стоить отметить, что для воспитателя (педагога) диагностика – это не просто оценка каких-либо личностных признаков ребенка, а анализ совместного с обучаемым направления.
Для проведения педагогической диагностики необходимо знать:
- теоретико-методологические основы диагностического процесса;
- современные подходы к организации, методическому обеспечению и проведению изучения развития детей;
- основные психодиагностические методики и анализ результатов исследований.
Необходимо проводить:
- психолого-педагогическое изучение развития детей;
- обрабатывать и анализировать результаты диагностики;
- на основании полученных результатов определять пути коррекционно-развивающей работы.
Методическим обеспечением при проведении педагогической диагностики должны стать оценка методов психофизиологических (оценка свойств нервной системы и др.), физиологических (оценка вегетативного индекса и др.), психологических (методики самооценки личностных качеств и состояния).
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития.
При выборе методов и инструментов для проведения диагностики необходимо учитывать:
- возрастную периодизацию детей;
- направления диагностики: деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей ребенка,
В связи с вышеуказанным, полагаем ввести и использовать следующее определение понятия «педагогическая диагностика» - выявление индивидуальных особенностей ребенка, а именно характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной развивающей или коррекционно-развивающей работы с ним, при применении специальных методов и инструментов.
Анализ литературы по педагогической диагностике подтвердил, что перечисленные методы и инструменты наиболее эффективны (часто используемы), как в практике, так и теории проведения таких исследований. Выбор и эффективность данных методов и инструментов подтверждены исследованиями психологов и педагогов, начиная с 1970-х годов.
Выбранные методы и инструменты позволяют выявить этапность развития ребенка и изучить параметры, характеризующие процесс становления личности ребенка.
Выбранный инструментарий отвечает требованиям не только к диагностике, но и носит развивающий характер, уже в процессе использования данного инструментария происходят позитивные изменения в личности воспитанников на основе осмысления ими ряда моментов своей жизнедеятельности, стимулирование речевых, поведенческих, эмоциональных реакций.
Выбранные методы и инструменты могут быть применены, как специалистами, так и родителями (законными представителями).