Использование методов педагогической диагностики для определения уровня развития детей дошкольного возраста

В статье автор анализирует и приводит методы, способствующие определению уровня развития детей. В ходе проведенной работы автор делает заключение, что определенные методы позволяют осуществить развитие детей в короткие сроки.

Аннотация статьи
уровень развития
методы развития
проблемная ситуация
дошкольное образование
Ключевые слова

В настоящее время выявлена одна из главных задач – обучить и приспособится жить в мире технике, безусловно грамотно применяя информацию в образовательных целях. Педагогическая диагностика опирается на специальных системах, разрабатываемых медиками, психологами, учителями. В последнее время в российском образовании наблюдается тенденция перехода от классической системы обучения к формированию развитой личности. Исходя из этих преобразований предполагается применение новых инструментов для анализа учебных, внеурочных результатов, сопоставления полученных фактов, поиска решения выявленных проблем [12].   Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. К. Ингенкамп считал приемлемым следующее определение педагогической диагностики: «Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в- третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения» [1]. Основными разработчиками в области диагностики, в т.ч. педагогической, были Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия [2]; Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В. Ф. Мачихина [3]; С.Я. Рубинштейн [4]; А.А. Венгер, Г.Л. Выгодский, Э.И. Леонгард [5] и др.Многие положения актуальны сегодня. Теоретические основы педагогической диагностики как самостоятельной научно-практической отрасли педагогики заложены такими разработчиками как: А.С.Белкин, Б.П. Битинас, Ю.З. Гильбух, Н.К. Голубев, К. Ингенкамп, Г.А. Карпова и др. Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной, нежели сформировавшейся научной дисциплиной. Стоить отметить, что для воспитателя (педагога) диагностика – это не просто оценка каких-либо личностных признаков ребенка, а анализ совместного с обучаемым направления.

Для проведения педагогической диагностики необходимо знать:

  • теоретико-методологические основы диагностического процесса;
  • современные подходы к организации, методическому обеспечению и проведению изучения развития детей;
  • основные психодиагностические методики и анализ результатов исследований.

Необходимо проводить:

  • психолого-педагогическое изучение развития детей;
  • обрабатывать и анализировать результаты диагностики;
  • на основании полученных результатов определять пути коррекционно-развивающей работы.

Методическим обеспечением при проведении педагогической диагностики должны стать оценка методов психофизиологических (оценка свойств нервной системы и др.), физиологических (оценка вегетативного индекса и др.), психологических (методики самооценки личностных качеств и состояния).

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития.

При выборе методов и инструментов для проведения диагностики необходимо учитывать:

  • возрастную периодизацию детей;
  • направления диагностики: деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей ребенка,

В связи с вышеуказанным, полагаем ввести и использовать следующее определение понятия «педагогическая диагностика» - выявление индивидуальных особенностей ребенка, а именно характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной развивающей или коррекционно-развивающей работы с ним, при применении специальных методов и инструментов.

Анализ литературы по педагогической диагностике подтвердил, что перечисленные методы и инструменты наиболее эффективны (часто используемы), как в практике, так и теории проведения таких исследований. Выбор и эффективность данных методов и инструментов подтверждены исследованиями психологов и педагогов, начиная с 1970-х годов.

Выбранные методы и инструменты позволяют выявить этапность развития ребенка и изучить параметры, характеризующие процесс становления личности ребенка.

Выбранный инструментарий отвечает требованиям не только к диагностике, но и носит развивающий характер, уже в процессе использования данного инструментария происходят позитивные изменения в личности воспитанников на основе осмысления ими ряда моментов своей жизнедеятельности, стимулирование речевых, поведенческих, эмоциональных реакций.

Выбранные методы и инструменты могут быть применены, как специалистами, так и родителями (законными представителями).

Текст статьи
  1. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика, пер. с нем. / К. Ингенкамп. - М.: Педагогика, 1991. - 240с.
  2. Дульнев, Г. М. «Принципы отбора детей во вспомогательные школы». / Г. М. Дульнев, А.Р. Лурия. – М., 1973.
  3. Власова, Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу». / Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. - М. Просвещение, 1983. 176 с. ил.
  4. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. / С. Я. Рубинштейн. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 448 с.
  5. Венгер, А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А. А. Венгер, Г. Л. Выгодский, Э. И. Леонгард. -- М.: Просвещение, 1972 - 143с.
  6. Анастази, А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / А. Анастази ; пер с англ. ; под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М., 1982.
  7. Введение в психодиагностику / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 1997.
  8. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства/ Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. - Т. 5. – С. 257-321.
  9. Гуревич, К. М. Об индивидуально-психологических особенностях школьников. / К. М. Гуревич. - М., 1998.
  10. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С. Д. Забрамная. – М., 1995.
  11. Земский, X. С. История олигофренопедагогики. / Х. С. Земский. – М., 1980. – Ч. III, IV.
Список литературы