Автор(-ы):
Соколова Валентина Борисовна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассматриваются вопросы организации системы педагогических условий поддержки музыкальным руководителем детской инициативы в процессе музыкальной деятельности.
Текст статьи
Проблема развития и поддержки детской инициативы все чаще обозначается в документах, отражающих современные направления развития отечественного образования. В ФГОС ДО неоднократно упоминается это качество: «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование инициативности, самостоятельности и ответственности». В рабочие программы педагогов внесен специальный раздел, посвященный поддержке детской инициативы. Все это говорит о том, что развитие и поддержка детской инициативы становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики.
Инициатива – это первый шаг в каком- либо деле, внутренне побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Теоретическое обоснование вопросов формирования, развития и поддержки детской инициативы занимались Коротаева Е.В., Святцева А.В., Васютина, О.А. Скоролупова и др. Анализ их работ позволяет сделать обобщенное определение инициативы как интегративного качества личности, характеризующегося мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности. Это определение позволяет выделить основные составляющие компоненты детской инициативы: мотивационный, когнитивный, поведенческий и рефлексивный.
Мотивационный компонент инициативы – мотивационная готовность что-либо сделать. Мотивация к деятельности может быть разной: желание попробовать что-то сделать, получить положительную оценку взрослых, желание самоутвердиться. Задача музыкального руководителя – повышать интерес к различным видам музыкальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Когнитивный компонент инициативы – определенные знания о ходе выполнения задания, действия. Ребенок должен владеть определенным багажом знаний, быть научен основным приемам звукоизвлечения на детских шумовых инструментах, танцевальным движениям, элементам перестроений, знать основные понятия музыкального языка и т.д. Задача музыкального руководителя – расширять возможности музыкальной деятельности воспитанников.
Поведенческий компонент инициативы – самостоятельность, готовность к трудностям и их преодолению, настойчивость, доведение начатого до конца. Задача музыкального руководителя – создавать условия для возможности принимать самостоятельные решения и творческое начало в выполнении доступных по трудности задач, поощрять качества, актуальные для поведенческого компонента инициативы.
Рефлексивный компонент инициативы – умение сопоставлять результаты деятельности и обозначенную цель. Проявляется в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к совершаемым действиям, планировании, самооценке и др. Задача музыкального руководителя – предоставлять возможность воспитанникам осуществить самоконтроль, осознать и дать оценку собственным действиям.
Непосредственно музыкальной деятельности касается когнитивный компонент, остальные являются универсальными для любого вида детской активности.
На основе работы Коротаевой Е.В. и других авторов были выделены три возрастных периода развития детской инициативы.
Ребенок до 3-х лет инициативен по своей природе. Он совершает «первые шаги» во всем, по собственной инициативе осваивая окружающий мир. Для этого периода характерна высокая значимость мотивационного компонента, в котором превалируют личные мотивы. По мере взросления ребенка роль общественных мотивов возрастает. В этом возрастном периоде важно создать оптимальные условия для развития, побуждающие ребенка к музыкальной деятельности, и поддержать его инициативу. Это становится возможным через используемый репертуар понятный ребенку, вызывающий положительный эмоциональный отклик (детские песенки-танцы, носящие игровой характер). Музыкальные игрушки и инструменты – яркие, эстетичные, издающие приятные уху звуки, вызывающие желание играть и действовать с ними самостоятельно. Главная задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у детей устойчивый интерес к музыкальной деятельности.
Детский возраст от 3-х до 5-и лет является сензитивным периодом для формирования основных компонентов инициативы. Кризис трех лет «Я сам» знаменует собой начало периода развития собственно инициативы. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности [2, с. 42]. Главное преимущество игры – её способность заинтересовать ребёнка, вызвать у него непроизвольное внимание. Игра даёт возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, творческую инициативу. Главная задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников определенный багаж знаний, расширяющий возможности их самостоятельной музыкальной деятельности, и постепенно подводить детей к поиску самостоятельных индивидуальных решений задач в различных видах музыкальной деятельности (в первую очередь музыкальных играх и игре на детских музыкальных инструментах).
Старший дошкольный возраст – период, когда инициатива наиболее ярко развивается в процессе музыкального творчества детей. Творческие задания предоставляют широкие возможности для проявления инициативы, активизируют музыкальные способности детей, что помогает воспитанникам более успешно усваивать программные умения и навыки.
Опираясь на теоретическое обоснование, можно сформулировать основные условия, обеспечивающие поддержку детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников:
Комплексное применение системы условий поддержки детской инициативы положительно влияет на музыкальное развитие воспитанников. Дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Качество владения основными музыкальными умениями и навыками улучшается. Уровень эмоциональной отзывчивости повышается: дети определяют характер, настроение музыки, эмоционально на неё откликаются, имеют любимые произведения, песни, игры, танцы. Таким образом, предложенная система условий поддержки детской инициативы позволит повысить качество музыкального развития воспитанников ДОУ.
Список литературы
Поделиться
Соколова В. Б. Педагогические условия поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности дошкольников // Актуальные исследования. 2021. №37 (64). С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/2914-pedagogicheskie-usloviya-podderzhki-detskoj