Проблема развития и поддержки детской инициативы все чаще обозначается в документах, отражающих современные направления развития отечественного образования. В ФГОС ДО неоднократно упоминается это качество: «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование инициативности, самостоятельности и ответственности». В рабочие программы педагогов внесен специальный раздел, посвященный поддержке детской инициативы. Все это говорит о том, что развитие и поддержка детской инициативы становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики.
Инициатива – это первый шаг в каком- либо деле, внутренне побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Теоретическое обоснование вопросов формирования, развития и поддержки детской инициативы занимались Коротаева Е.В., Святцева А.В., Васютина, О.А. Скоролупова и др. Анализ их работ позволяет сделать обобщенное определение инициативы как интегративного качества личности, характеризующегося мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности. Это определение позволяет выделить основные составляющие компоненты детской инициативы: мотивационный, когнитивный, поведенческий и рефлексивный.
Мотивационный компонент инициативы – мотивационная готовность что-либо сделать. Мотивация к деятельности может быть разной: желание попробовать что-то сделать, получить положительную оценку взрослых, желание самоутвердиться. Задача музыкального руководителя – повышать интерес к различным видам музыкальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Когнитивный компонент инициативы – определенные знания о ходе выполнения задания, действия. Ребенок должен владеть определенным багажом знаний, быть научен основным приемам звукоизвлечения на детских шумовых инструментах, танцевальным движениям, элементам перестроений, знать основные понятия музыкального языка и т.д. Задача музыкального руководителя – расширять возможности музыкальной деятельности воспитанников.
Поведенческий компонент инициативы – самостоятельность, готовность к трудностям и их преодолению, настойчивость, доведение начатого до конца. Задача музыкального руководителя – создавать условия для возможности принимать самостоятельные решения и творческое начало в выполнении доступных по трудности задач, поощрять качества, актуальные для поведенческого компонента инициативы.
Рефлексивный компонент инициативы – умение сопоставлять результаты деятельности и обозначенную цель. Проявляется в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к совершаемым действиям, планировании, самооценке и др. Задача музыкального руководителя – предоставлять возможность воспитанникам осуществить самоконтроль, осознать и дать оценку собственным действиям.
Непосредственно музыкальной деятельности касается когнитивный компонент, остальные являются универсальными для любого вида детской активности.
На основе работы Коротаевой Е.В. и других авторов были выделены три возрастных периода развития детской инициативы.
Ребенок до 3-х лет инициативен по своей природе. Он совершает «первые шаги» во всем, по собственной инициативе осваивая окружающий мир. Для этого периода характерна высокая значимость мотивационного компонента, в котором превалируют личные мотивы. По мере взросления ребенка роль общественных мотивов возрастает. В этом возрастном периоде важно создать оптимальные условия для развития, побуждающие ребенка к музыкальной деятельности, и поддержать его инициативу. Это становится возможным через используемый репертуар понятный ребенку, вызывающий положительный эмоциональный отклик (детские песенки-танцы, носящие игровой характер). Музыкальные игрушки и инструменты – яркие, эстетичные, издающие приятные уху звуки, вызывающие желание играть и действовать с ними самостоятельно. Главная задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у детей устойчивый интерес к музыкальной деятельности.
Детский возраст от 3-х до 5-и лет является сензитивным периодом для формирования основных компонентов инициативы. Кризис трех лет «Я сам» знаменует собой начало периода развития собственно инициативы. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности [2, с. 42]. Главное преимущество игры – её способность заинтересовать ребёнка, вызвать у него непроизвольное внимание. Игра даёт возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, творческую инициативу. Главная задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников определенный багаж знаний, расширяющий возможности их самостоятельной музыкальной деятельности, и постепенно подводить детей к поиску самостоятельных индивидуальных решений задач в различных видах музыкальной деятельности (в первую очередь музыкальных играх и игре на детских музыкальных инструментах).
Старший дошкольный возраст – период, когда инициатива наиболее ярко развивается в процессе музыкального творчества детей. Творческие задания предоставляют широкие возможности для проявления инициативы, активизируют музыкальные способности детей, что помогает воспитанникам более успешно усваивать программные умения и навыки.
Опираясь на теоретическое обоснование, можно сформулировать основные условия, обеспечивающие поддержку детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников:
- опора на индивидуальные особенности ребенка, выражающаяся в подборе соответствующих приемов, методов, которые способствуют поддержке инициативы (проблемность заданий, посильная креативность и т.д.);
- создание специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей повышение непосредственного интереса к самостоятельности, активности, инициативности в различных видах музыкальной деятельности;
- опора на системно-деятельностный подход, в основе которого лежит активизация самостоятельной деятельности и инициативности ребенка (знания не даются в готовом виде, ребенку предоставляется возможность проявить свою активность и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с его возрастными возможностями);
- установление доверительных и открытых отношений между музыкальным руководителем и воспитанником; поддержка ребенка через создание ситуации успеха, предвосхищающую положительную оценку и т.п.;
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через непосредственное общение с каждым воспитанником;
- систематичность и последовательность (а не эпизодичность) в развитии и поддержке инициативы у детей дошкольного возраста, что является, самым важным условием [4, с.3].
Комплексное применение системы условий поддержки детской инициативы положительно влияет на музыкальное развитие воспитанников. Дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Качество владения основными музыкальными умениями и навыками улучшается. Уровень эмоциональной отзывчивости повышается: дети определяют характер, настроение музыки, эмоционально на неё откликаются, имеют любимые произведения, песни, игры, танцы. Таким образом, предложенная система условий поддержки детской инициативы позволит повысить качество музыкального развития воспитанников ДОУ.