Современные подходы к методике лего-конструирования в дошкольных образовательных организациях

Статья посвящена изучению современных подходов применения методики лего-конструирования в дошкольных образовательных организациях.

Аннотация статьи
методика
дошкольное образовательное учреждение
лего-конструирование
ребенок
Ключевые слова

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, и других материалов. Парамонова Л. А. выделяет два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети отображают реальные объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. Этот тип включает в себя конструирование из деталей конструктора. В художественном конструировании дети отображают не столько структуру объекта, сколько выражают отношение к ним, передают их характер, используя разные приемы (например, нарушение пропорций). К данному виду автор относит компьютерное конструирование.

В зависимости от используемых материалов для конструирования, определяется его вид. Рассмотрим наиболее популярные.

Из строительных материалов. Самый простой вид конструирования, который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т.д.) выстраиваются самый простые строения – башни, домики. По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.

С применением специальных конструкторов. Они могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т.д.)

Конструирование на этапе дошкольного возраста связано с игрой, ведущим видом деятельности дошкольников. В раннем возрасте конструирование у детей неразрывно связано с игрой, затем игра становится побудителем к конструированию, конструирование приобретает самостоятельное значение для ребенка. В старшем дошкольном возрасте конструирование становится стимулом для развития сюжета игры, а иногда само носит сюжетный характер.

Конструирование как педагогическая технология предполагает соответствующую предметно-развивающую среду, прежде всего, конструкторы и уже готовые постройки. Такой подход позволяет ориентировать ребенка на интегрированную деятельность: дальнейшее продолжение игровой деятельности с постройкой и создание новой конструкции.

Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как только отходят от готового набора и заданных инструкций. На этом этапе важно не ограничивать свободу детского воображения, тогда это будет способствовать развитию творческих способностей ребенка, развитию творческого мышления.

Конструирование не только способствует развитию сенсорно-перцептивной деятельности, но и формирует умение самостоятельно продумывать и находить различные способы решения конструктивных задач, тем самым способствуя развитию воображения, а также совершенствованию коммуникативных навыков.

В процессе конструктивных игр дошкольники постоянно прибегают к сравнению величины деталей, их цвета, формы, это дает им возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел, а также способствует сенсорному развитию.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л. Л. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф. Фребель и др.) предложили различные формы организации обучения.

  1. Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества.
  2. Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками достаточно эффективное средство активизации их мышления.
  3. Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
  4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные способности.
  5. Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
  6. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме актуализация и закрепление знаний и умений.

Актуальность введения лего-конструирования в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой, исходя из условий. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать эти условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку, раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную среду, в которой правильно направить ребёнка к познанию и творчеству.

Современные требования времени и общества к информационной компетентности постоянно возрастают. Ребенок должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

Внедрение лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе лего-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. Одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.

Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей с нормальным психофизиологическим развитием, а также с речевой патологией и умственно отсталых учеников достаточно широк.

Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Но самостоятельно этот вид деятельности может развиться только у старших дошкольников с нормальным психофизическим развитием, при соблюдении определенных условий. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его осуществить, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что очень способствует развитию ребенка. Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрешать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Еще В.В. Зеленский в классификации игр, приводя примеры конструктивных и деструктивных игр, говорил, что потребность в разрушении сохраняется у ребенка до конца дошкольного возраста. Но, ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца! Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей с отклонениями в развитии, как показывают практические наблюдения, отличается не сформированностью и требует не только определенного руководства со стороны специального педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей. Объекты, смоделированные из деталей ЛЕГО, могут также быть направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей.

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача - создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Текст статьи
  1. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»: пособие для педагогов / М.С. Имшанова. / М.: ИПЦ «Маска», 2013.
  2. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет.» В.А. Кайе /М., 2009.
  3. «Строим из LEGО» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). Л.Г. Комарова/ М., 2001.
  4. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет / Л.В. Куцакова. /М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  5. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Л.А. Парамонова. / М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Список литературы