Главная
АИ #37 (64)
Статьи журнала АИ #37 (64)
Формирование знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

безопасное поведение
дошкольники
проектная деятельность
детское проектирование
программа дошкольного образования

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема формирования знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Текст статьи

Современная парадигма развития общества предъявляет повышение требований к обеспечению безопасности личности, включая не только взрослых людей, но и подрастающее поколение. Так, одной из главных стратегических задач Российской Федерации выступает проблема сохранения здоровья детей, где категория безопасность является основополагающей. Анализ и решение данной проблемы регламентируется такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51) [12], распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [8], Конституцией РФ [4], Конвенцией о правах ребёнка [3] и др.

Таким образом, начальный этап формирования знаний о безопасном поведении у детей закладывается в период дошкольного обучения. Анализ педагогического и практического опыта свидетельствует о том, что данная проблема обусловлена увеличением источников опасности в окружающем мире и отсутствием навыков поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях.

В последние годы в нашей стране значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, часто из-за шалости детей с огнем. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно: не проводят разъяснительную работу с детьми, оставляют их без присмотра, оставляют в доступных местах пожароопасные предметы (спички, зажигалки, бытовые предметы).

Вместе с тем у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание открывать что-то новое, детская непосредственность, их любопытство – ставит ребенка перед реальной опасностью пожара. Для того, чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с детского возраста знакомиться с вопросами пожарной безопасности. Данная работа должна быть целенаправленной, систематической и интересной для детей.

Логика построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) должна определяться условиями формирования знаний о безопасном поведении, а также возрастными особенностями детей. Знания и умения детей зависят от возраста и усложняются в каждой возрастной группе.

Примерная программа дошкольного образования предполагает проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности [5]. Это дает основание для использования в воспитательно- образовательной работе детского проектирования.

Для того чтобы дети не просто помнили правила безопасности, но и научились применять их в своей практике, необходимо сформировать у их понимание значимости и последствий выполнения или нарушения этих правил.

Кроме того, родители недостаточно уделяют времени обучению ребенка правилам безопасности, чаще ограничиваются запретами, а это, наоборот, вызывает у ребенка ещё больший интерес к опасным ситуациям.

Имеется большое количество вариативных и парциальных программ дошкольного образования, таких как: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Мозаика» и другие, в которых по-разному рассматривается направление на обеспечение здоровья и безопасности детей.

В условиях ФГОС ДОО не существует единой модели формирования работы педагогов по решению данной проблемы, поскольку важно учитывать индивидуальный опыт детей, подбирать и использовать педагогические технологии в соответствии возрастным особенностям и целям развития.

Формирование знаний о безопасном поведении является педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, поэтому понятие «безопасное поведение» может быть положено в основу построения интегрированного образовательного процесса в детском саду и нацелено на проведение проектов, направленных на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Формирование знаний о безопасном поведении в программе Л.В. Коломийченко по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников «Дорогою добра» рассматривается как направление процесса приобщения детей к социальной культуре. В разделе программы правила безопасного поведения делятся на три блока опасностей, каждый из которых имеет ряд вопросов. Реализация цели осуществляется в процессе социального воспитания, посредством решения задач, представленных по трём сферам: когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой [2].

Программа дошкольного образования «Открытия» под редакцией Е.Г. Юдиной предусматривает использование детского проектирования, основана на практике образования, учитывающего развитие каждого ребёнка, что позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал [6]. Важнейшими средствами развития дошкольников выступают содержание и технологии обучения. Данные средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность ребёнка лишь в том случае, если он сам принимает участие в их конструировании, когда содержание является личностно значимым. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования детского проектирования в методике работы с детьми.

В программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы раздел «формирование основ безопасности» по направлениям расписан на каждый возрастной период для детей от 2 до 7 лет, включая: безопасное поведение в природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности. Формирование знаний в программе идёт с усложнением на каждый возраст [7].

В программе «Успех» под ред. Н.В. Фединой в разделе «Безопасность» рассматриваются две основные задачи: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей; формирование основ безопасности окружающего мира природы [11]. Принципиальным отличием программы от большинства типовых и вариативных программ является исключение из образовательного процесса учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребёнка на этапе дошкольного детства. Ведущим видом деятельности является игра. В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать экспериментирование, беседы с детьми, наблюдение, решение проблемных ситуаций. В программу включён принцип интеграции.

В программе «Мозаика», раздел «Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира» рассматривается по пяти блокам на каждый возрастной период. В Программе прописаны показатели развития детей в соответствии с возрастом, где представлены конкретные умения детей, которыми ребёнок начинает владеть в процессе обучения в конце года, но отсутствие методики обучения определённым знаниям детей, даёт основания считать приобретённые знания условными.

Организуя прогулку с детьми на участке детского сада и за его пределами, необходимо вспоминать с детьми основные правила безопасного поведения и источники опасности на участке детского сада и в условиях социума.

Для того, чтобы дети помнили определённые правила безопасности и применяли их в своей практике, необходимо их не просто знакомить, а учить понимать значимость и последствия опасных ситуаций, используя объективные формы и методы работы.

Исследователи в области дошкольного образования считают, что предупреждение бытового детского травматизма основывается на соблюдении двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и на специальных занятиях, беседах, играх (С. Мартынов): на взаимодействии педагогов, родителей и детей в процессе совместного рассматривания и обсуждения рисунков, изображающих опасные ситуации (Л. Григорович), на проведении занятий, целевых прогулок, бесед, игр, театрализованных представлений (К. Белая, В. Зимонина) [1].

В настоящее время детское проектирование всё более широко применяется для совершенствования воспитательно–образовательной практики, которое можно применить и в процессе формирования знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста.

На этапе становления новых типов ДОУ, актуальным становится проектирование детских видов деятельности как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса.

Выполнение проекта предлагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д.

Ребенок не в любом возрасте способен разработать свой проект, но дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии составить и разработать свой проект на интересующую тему, досуг детей в условиях детского сада становится более разнообразным, дошкольники проявляют интерес к игровой деятельности, посредством которой реализовываются проектные технологии. Помимо пребывания в ДОУ, в условиях семьи ребенок проявляет активность в усвоении знаний и закреплении их на практике. Видя это, родители проявляют большую активность в воспитании безопасности поведения ребенка, вследствие чего в семье развиваются родительско-детские отношения [9].

Эффективность использования метода проектов (как и ряда других технологий) оказывает развивающее влияние в том случае, когда ребенок сам участвует в процессе, проявляет самостоятельность в проектировании, где средства обучения являются доступными для ребенка.

Рассмотрим пошаговую реализацию проекта в детском саду:

Шаг 1. Педагог подбирает похожие темы одной тематики, для того чтобы дети могли выбрать одну из предложенных (воспитатель).

Шаг 2. Планирование темы и проектов.

  1. Выявление известных детям фактов и сведений по определённым темам (о чём, на что направлены, для чего, что дают), (воспитатель и дети).
  2. Определение ключевого содержания.
  3. Постановка образовательных задач (воспитатель).
  4. Составление пошагового плана проекта («паутинка»), (воспитатель и ребёнок).
  5. Выбор проектов (ребёнок, в затруднении – воспитатель).
  6. Продумывание проектов и видов деятельности, (ребёнок и воспитатель).
  7. Составление письма родителям, (ребёнок и воспитатель).
  8. Подбор средств и материалов, (воспитатель).

Шаг 3. Реализация проектов, (ребёнок, воспитатель, родитель).

Шаг 4. Завершение темы. Презентация проектов, (ребёнок, родитель).

Участвуя в проектной деятельности, дети сами определяют проблему, которую необходимо разрешить, сами предлагают возможные решения, проверяют их, делают выводы, а потом обобщения.

Для того чтобы обезопасить детей данного дошкольного возраста от всевозрастающих опасностей окружающего мира, опираясь на уже имеющиеся возрастные данные, можно использовать «Детское проектирование» как наиболее доступный и интересный детям вид приобретения необходимых знаний.

  1. Первоначальные знания дети получают от источников информации, ими могут быть как любой взрослый, так и средства массовой информации (книги, интернет, и т.д.). В системе образования источником информации может быть воспитатель, который даёт представление детям, создаёт проблемную ситуацию и пытается найти для неё решение любыми средствами. Понимание проблемы и возможное её решение – это то, к чему стремится педагог: направить детей, давая им первоначальные знания.
  2. Использование в обучении дифференцированный подход, включающий создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп с целью учета особенностей их контингента. Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Новизна этого подхода в том, что в условиях современного ДОУ дифференцированный подход – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности [10].
  3. Обобщение знаний детей о предметах и явлениях осуществляется в процессе познавательной активной деятельности и закрепляется в употреблении детьми слов, обозначающих обобщающие понятия (группы предметов).

Планирование проектной деятельности с детьми может включать в себя целый комплекс мероприятий, например:

  • изготовление альбома «Правила пожарной безопасности»;
  • изготовление книжки – малышки «Спички – детям не игрушка»;
  • составление рассказов на темы «Как стать пожарным», «Что делать при возникновении пожара»;
  • драматизация отрывка из сказки С. Маршака «Кошкин дом»;
  • чтение художественной литературы;
  • эвакуационное мероприятие «Внимание, всем!»
  • детский проект «Как справиться с огнём?»
  • инсценирование проблемных ситуаций «Детские шалости с огнём
  • разработка и проведение дидактических игр: «Раз, два, три, что может быть опасно – найди»; «Что нужно пожарному для работы».

Таким образом, проанализировав нормативно-правовые документы, вариативные образовательные программы ДОУ, психолого-педагогическую литературу, проведя анкетирование среди педагогов МДОУ «Детский сад №4 «Калинка»» комбинированного вида по проблеме детского проектирования и безопасности, мы пришли к выводу, что в нормативно-правовых документах и программах ДОУ имеются разработки в области формирования знаний детей о безопасном поведении и детского проектирования как вида детской проектной деятельности. Исходя из результатов анкетирования педагогов ДОУ, детское проектирование как метод формирования знаний о безопасном поведении выпадает из образовательной деятельности. Многие опрашиваемые педагоги считают использование в работе детского проектирования показателем высокого мастерства, однако мало осведомлены о методике его проведения, поэтому не используют его в своей практике. Применяя проектную деятельность, педагог может эффективно формировать знания детей в любой области. Благодаря проектной деятельности дети с интересом решают задачи в области формирования знаний о безопасном поведении.

Список литературы

  1. Гейль О.Г. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность // Молодой ученый. 2016. № 12.6 (116.6). С. 26-28.
  2. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 160 с.
  3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 04.09.2021).
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 07.09.2021).
  5. Навигатор образовательных программ дошкольного образования. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/184-obrazovatelniye-programmi-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.09.2021).
  6. Открытия: примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Е.Г. Юдиной. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015. 160 с.
  7. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/1ae3172271088ff17d13f732abf826846524ab91/ (дата обращения: 02.09.2021).
  9. Рогозина А.О., Кириллова А.В. Формирование знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. №4. С.97-103.
  10. Савенков И.А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания: библиотека журнала Исследователь / И.А. Савенков. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Национальный книжный центр, 2017. 240 с.
  11. Успех: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. / С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская [и др.]; под рук. Н.В. Федина. М.: Просвещение, 2015. 235 с.
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.09.2021).

Поделиться

2523

Бикетова И. Н., Гладкова Н. С., Бускина Н. А. Формирование знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности // Актуальные исследования. 2021. №37 (64). С. 50-54. URL: https://apni.ru/article/2917-formirovanie-znanij-o-bezopasnom-povedenii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января