Современная парадигма развития общества предъявляет повышение требований к обеспечению безопасности личности, включая не только взрослых людей, но и подрастающее поколение. Так, одной из главных стратегических задач Российской Федерации выступает проблема сохранения здоровья детей, где категория безопасность является основополагающей. Анализ и решение данной проблемы регламентируется такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51) [12], распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [8], Конституцией РФ [4], Конвенцией о правах ребёнка [3] и др.
Таким образом, начальный этап формирования знаний о безопасном поведении у детей закладывается в период дошкольного обучения. Анализ педагогического и практического опыта свидетельствует о том, что данная проблема обусловлена увеличением источников опасности в окружающем мире и отсутствием навыков поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях.
В последние годы в нашей стране значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, часто из-за шалости детей с огнем. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно: не проводят разъяснительную работу с детьми, оставляют их без присмотра, оставляют в доступных местах пожароопасные предметы (спички, зажигалки, бытовые предметы).
Вместе с тем у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание открывать что-то новое, детская непосредственность, их любопытство – ставит ребенка перед реальной опасностью пожара. Для того, чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с детского возраста знакомиться с вопросами пожарной безопасности. Данная работа должна быть целенаправленной, систематической и интересной для детей.
Логика построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) должна определяться условиями формирования знаний о безопасном поведении, а также возрастными особенностями детей. Знания и умения детей зависят от возраста и усложняются в каждой возрастной группе.
Примерная программа дошкольного образования предполагает проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности [5]. Это дает основание для использования в воспитательно- образовательной работе детского проектирования.
Для того чтобы дети не просто помнили правила безопасности, но и научились применять их в своей практике, необходимо сформировать у их понимание значимости и последствий выполнения или нарушения этих правил.
Кроме того, родители недостаточно уделяют времени обучению ребенка правилам безопасности, чаще ограничиваются запретами, а это, наоборот, вызывает у ребенка ещё больший интерес к опасным ситуациям.
Имеется большое количество вариативных и парциальных программ дошкольного образования, таких как: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Мозаика» и другие, в которых по-разному рассматривается направление на обеспечение здоровья и безопасности детей.
В условиях ФГОС ДОО не существует единой модели формирования работы педагогов по решению данной проблемы, поскольку важно учитывать индивидуальный опыт детей, подбирать и использовать педагогические технологии в соответствии возрастным особенностям и целям развития.
Формирование знаний о безопасном поведении является педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, поэтому понятие «безопасное поведение» может быть положено в основу построения интегрированного образовательного процесса в детском саду и нацелено на проведение проектов, направленных на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Формирование знаний о безопасном поведении в программе Л.В. Коломийченко по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников «Дорогою добра» рассматривается как направление процесса приобщения детей к социальной культуре. В разделе программы правила безопасного поведения делятся на три блока опасностей, каждый из которых имеет ряд вопросов. Реализация цели осуществляется в процессе социального воспитания, посредством решения задач, представленных по трём сферам: когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой [2].
Программа дошкольного образования «Открытия» под редакцией Е.Г. Юдиной предусматривает использование детского проектирования, основана на практике образования, учитывающего развитие каждого ребёнка, что позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал [6]. Важнейшими средствами развития дошкольников выступают содержание и технологии обучения. Данные средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность ребёнка лишь в том случае, если он сам принимает участие в их конструировании, когда содержание является личностно значимым. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования детского проектирования в методике работы с детьми.
В программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы раздел «формирование основ безопасности» по направлениям расписан на каждый возрастной период для детей от 2 до 7 лет, включая: безопасное поведение в природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности. Формирование знаний в программе идёт с усложнением на каждый возраст [7].
В программе «Успех» под ред. Н.В. Фединой в разделе «Безопасность» рассматриваются две основные задачи: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей; формирование основ безопасности окружающего мира природы [11]. Принципиальным отличием программы от большинства типовых и вариативных программ является исключение из образовательного процесса учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребёнка на этапе дошкольного детства. Ведущим видом деятельности является игра. В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать экспериментирование, беседы с детьми, наблюдение, решение проблемных ситуаций. В программу включён принцип интеграции.
В программе «Мозаика», раздел «Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира» рассматривается по пяти блокам на каждый возрастной период. В Программе прописаны показатели развития детей в соответствии с возрастом, где представлены конкретные умения детей, которыми ребёнок начинает владеть в процессе обучения в конце года, но отсутствие методики обучения определённым знаниям детей, даёт основания считать приобретённые знания условными.
Организуя прогулку с детьми на участке детского сада и за его пределами, необходимо вспоминать с детьми основные правила безопасного поведения и источники опасности на участке детского сада и в условиях социума.
Для того, чтобы дети помнили определённые правила безопасности и применяли их в своей практике, необходимо их не просто знакомить, а учить понимать значимость и последствия опасных ситуаций, используя объективные формы и методы работы.
Исследователи в области дошкольного образования считают, что предупреждение бытового детского травматизма основывается на соблюдении двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и на специальных занятиях, беседах, играх (С. Мартынов): на взаимодействии педагогов, родителей и детей в процессе совместного рассматривания и обсуждения рисунков, изображающих опасные ситуации (Л. Григорович), на проведении занятий, целевых прогулок, бесед, игр, театрализованных представлений (К. Белая, В. Зимонина) [1].
В настоящее время детское проектирование всё более широко применяется для совершенствования воспитательно–образовательной практики, которое можно применить и в процессе формирования знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста.
На этапе становления новых типов ДОУ, актуальным становится проектирование детских видов деятельности как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса.
Выполнение проекта предлагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д.
Ребенок не в любом возрасте способен разработать свой проект, но дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии составить и разработать свой проект на интересующую тему, досуг детей в условиях детского сада становится более разнообразным, дошкольники проявляют интерес к игровой деятельности, посредством которой реализовываются проектные технологии. Помимо пребывания в ДОУ, в условиях семьи ребенок проявляет активность в усвоении знаний и закреплении их на практике. Видя это, родители проявляют большую активность в воспитании безопасности поведения ребенка, вследствие чего в семье развиваются родительско-детские отношения [9].
Эффективность использования метода проектов (как и ряда других технологий) оказывает развивающее влияние в том случае, когда ребенок сам участвует в процессе, проявляет самостоятельность в проектировании, где средства обучения являются доступными для ребенка.
Рассмотрим пошаговую реализацию проекта в детском саду:
Шаг 1. Педагог подбирает похожие темы одной тематики, для того чтобы дети могли выбрать одну из предложенных (воспитатель).
Шаг 2. Планирование темы и проектов.
- Выявление известных детям фактов и сведений по определённым темам (о чём, на что направлены, для чего, что дают), (воспитатель и дети).
- Определение ключевого содержания.
- Постановка образовательных задач (воспитатель).
- Составление пошагового плана проекта («паутинка»), (воспитатель и ребёнок).
- Выбор проектов (ребёнок, в затруднении – воспитатель).
- Продумывание проектов и видов деятельности, (ребёнок и воспитатель).
- Составление письма родителям, (ребёнок и воспитатель).
- Подбор средств и материалов, (воспитатель).
Шаг 3. Реализация проектов, (ребёнок, воспитатель, родитель).
Шаг 4. Завершение темы. Презентация проектов, (ребёнок, родитель).
Участвуя в проектной деятельности, дети сами определяют проблему, которую необходимо разрешить, сами предлагают возможные решения, проверяют их, делают выводы, а потом обобщения.
Для того чтобы обезопасить детей данного дошкольного возраста от всевозрастающих опасностей окружающего мира, опираясь на уже имеющиеся возрастные данные, можно использовать «Детское проектирование» как наиболее доступный и интересный детям вид приобретения необходимых знаний.
- Первоначальные знания дети получают от источников информации, ими могут быть как любой взрослый, так и средства массовой информации (книги, интернет, и т.д.). В системе образования источником информации может быть воспитатель, который даёт представление детям, создаёт проблемную ситуацию и пытается найти для неё решение любыми средствами. Понимание проблемы и возможное её решение – это то, к чему стремится педагог: направить детей, давая им первоначальные знания.
- Использование в обучении дифференцированный подход, включающий создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп с целью учета особенностей их контингента. Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Новизна этого подхода в том, что в условиях современного ДОУ дифференцированный подход – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности [10].
- Обобщение знаний детей о предметах и явлениях осуществляется в процессе познавательной активной деятельности и закрепляется в употреблении детьми слов, обозначающих обобщающие понятия (группы предметов).
Планирование проектной деятельности с детьми может включать в себя целый комплекс мероприятий, например:
- изготовление альбома «Правила пожарной безопасности»;
- изготовление книжки – малышки «Спички – детям не игрушка»;
- составление рассказов на темы «Как стать пожарным», «Что делать при возникновении пожара»;
- драматизация отрывка из сказки С. Маршака «Кошкин дом»;
- чтение художественной литературы;
- эвакуационное мероприятие «Внимание, всем!»
- детский проект «Как справиться с огнём?»
- инсценирование проблемных ситуаций «Детские шалости с огнём
- разработка и проведение дидактических игр: «Раз, два, три, что может быть опасно – найди»; «Что нужно пожарному для работы».
Таким образом, проанализировав нормативно-правовые документы, вариативные образовательные программы ДОУ, психолого-педагогическую литературу, проведя анкетирование среди педагогов МДОУ «Детский сад №4 «Калинка»» комбинированного вида по проблеме детского проектирования и безопасности, мы пришли к выводу, что в нормативно-правовых документах и программах ДОУ имеются разработки в области формирования знаний детей о безопасном поведении и детского проектирования как вида детской проектной деятельности. Исходя из результатов анкетирования педагогов ДОУ, детское проектирование как метод формирования знаний о безопасном поведении выпадает из образовательной деятельности. Многие опрашиваемые педагоги считают использование в работе детского проектирования показателем высокого мастерства, однако мало осведомлены о методике его проведения, поэтому не используют его в своей практике. Применяя проектную деятельность, педагог может эффективно формировать знания детей в любой области. Благодаря проектной деятельности дети с интересом решают задачи в области формирования знаний о безопасном поведении.