Главная
АИ #38 (65)
Статьи журнала АИ #38 (65)
Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного...

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор(-ы):

Журавлёва Валентина Ильинична

Шестакова Анастасия Александровна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

математическое развитие
преемственность
дошкольник
младшие школьники
приемы
методы математической подготовки

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы преемственности в математическом развитии между дошкольной образовательной организацией и начальной школой, определяется объем знаний, необходимых дошкольнику для дальнейшего изучения математики в рамках программы начальной школы, рассматриваются основные методы и формы данной работы.

Текст статьи

В единой системе образования дошкольное воспитание является первым звеном. Выпускникам ДОО, поступающим в начальную школу, приходится адаптироваться к новым условиям. Их успехи во многом зависят от уровня сформированности готовности детей к школьному обучению, от качества знаний, умений и навыков, сформированных в дошкольный период их жизни, от уровня развития когнитивных интересов и познавательной деятельности ребенка.

Федеральные государственные образовательные стандарты, как дошкольного, так и начального звеньев, ориентированы на решение важной задачи обеспечения преемственности целей, задач, содержания, методов и форм обучения образования, которая осуществляется в рамках образовательных программ на разных ступенях образования.

Понятие преемственности достаточно широко. Некоторые авторы понимают под ней связь между явлениями в процессе развития, когда новое сохраняет в себе некоторые элементы старого [1, с.157]. Преемственность реализуется через опору на пройденное ранее и является основой для использования и развития знаний, представлений и способов деятельности детей, при этом низшие звенья перспективно ориентированы на требования последующих, что обеспечивает непрерывность процесса обучения. К наиболее важным условиям обучения в начальной школе относят опору на знания и умения, полученные детьми в дошкольном возрасте, а также соответствие требованиям современной образовательной системы. Этими условиями определяются формы и методы обучения детей в детском саду [6, с.230]. Процесс реализации преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования является двусторонним. С одной стороны дошкольная ступень образования является базисом для развития способностей ребенка, в этот период у него формируются такие личностные качества, которые в дальнейшем послужат основой для успешного обучения в школе. В свою очередь школа, являясь преемником дошкольной ступени образования, опирается на сформированные в ДОО достижения ребёнка-дошкольника, использует и развивает его потенциал, способствует его дальнейшему личностному становлению и развитию. Такой подход к пониманию преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей. Подготовка детей к обучению в школе в дошкольном образовательном учреждении должна обеспечить такое их развитие, которое будет отвечать требованиям к уровню их подготовки на последующих ступенях образования. Такой подход будет способствовать тому, что учителя начальных классов смогут опереться на материал, который был усвоен детьми на дошкольной ступени образования, и будет способствовать обеспечению преемственности в работе детского сада и школы.

Таким образом, основополагающей целью преемственности является работа по созданию условий безболезненного перехода ребенка из детского сада в начальную школу. В качестве основных направлений реализации преемственности между ДОО и начальной школой можно выделить:

  • согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
  • отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО;
  • обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

В соответствии с требованиями к результатам освоения программы ДОО к завершению дошкольного образования ребёнок должен овладеть предпосылками для перехода на следующую ступень, которые необходимы для успешной адаптации ребенка к условиям жизни в школе и к требованиям учебного процесса. При этом в реальной жизни степень развития способностей ребенка к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно различаться у разных детей, что объясняется различиями в условиях жизни, индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Согласование целей и задач ДОО и начальной школы в обучении детей является основанием для реализации преемственности дошкольного и начального общего образования, что, в свою очередь, будет способствовать
формированию у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Рассмотрим второе направление реализации преемственности между ДОО и начальной школой – преемственность в содержании обучения в детском саду и школе. Очень важным является то, что содержание работы в первом классе начальной школы должно способствовать дальнейшему усложнению и усвоению знаний на основе полученных ранее в ДОО, а не быть идентичным подготовительной группе детского сада [5, с.27].

Рассмотрим это направление на примере начального курса математики. Как показывает анализ современных программ математики для первого класса и детского сада, в их содержании была достигнута значительная преемственность. Характерно, что программы построены на теоретико-множественной основе. Центральной концепцией, на которой строится курс математики, как в детском саду, так и в школе, является множество, а основным методом обучения является метод одновременного изучения взаимообратных действий сложения и вычитания.

Условно программу по математике можно разделить на пять разделов: количество и счет, величина, форма, пространство и время. Освоение программы, как было подчеркнуто ранее, предоставляет выпускникам дошкольного образовательного учреждения уверенное владение математикой в начальной школе.

Для изучения темы «Десяток» в первом классе у детей имеется достаточная математическая подготовка, они умеют считать объекты, звуки, движения, хорошо знают названия, последовательность и обозначение первых десяти натуральных чисел. Формирование понятия натурального числа и знакомство с арифметическими операциями над числами проводилось в детском саду и продолжает изучаться в первом классе начальной школы на основе практических действий с различными конечными множествами, опыт работы с которыми приобретен детьми ранее. В первом классе происходит дальнейшее углубление знаний об отношениях между соседними числами натурального ряда, навыки установления взаимно однозначного соответствия между элементами двух множеств закрепляются путем наложения, приложения и сравнения чисел [3].

В детском саду внимание уделяется усвоению детьми специальной терминологии: название чисел, действий (сложение и вычитание), знаков операций (плюс, минус, равно). В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальными математическими терминами. Дети знакомятся с названиями компонентов и результатов арифметических операций сложения и вычитания, получают представления о числовых выражениях, учатся их читать и записывать. Ознакомление детей дошкольного возраста с арифметическими задачами и примерами так же играет важную роль для изучения начального курса математики. Дошкольники знакомы с математической сущностью задачи, усвоили смысл и содержание вопросов задачи, умеют правильно отвечать на них, способны выбрать и обосновать арифметическое действие. Знакомство с таблицами сложения и вычитания в пределах десяти начинается в детском саду, а продолжается в первом классе начальной школы. Таблицы строятся на основе знаний детей о составе числа из двух меньших.

Кроме того, в первом классе вводятся отдельные случаи сложения и вычитания, когда одно из числовых данных равно нулю. Кроме того в процессе изучения чисел в пределах первого десятка происходит расширение и углубление геометрических представлений обучающихся (о многоугольниках (треугольниках, четырехугольниках и др.) и их элементах (стороны, углы, вершины). Начальные представления о геометрических фигурах дети получили еще в детском саду. Они уже знают, как выделить форму окружающих объектов, используя геометрическую фигуру в качестве стандарта. Дети сравнивают фигуры друг с другом, основываясь на материальных объектах вокруг, моделях и изображениях фигур. Это дает возможность формировать у них способностей делать самые простые выводы, развивать индуктивное и дедуктивное мышление. На основе целенаправленного и достаточно полного для этого уровня познания анализа фигуры выделяются ее существенные черты, и происходит абстрагирование от несущественных, что является особенно важным в этом возрасте [2, с. 63].

В начальной школе дети учатся узнавать прямые углы, отличать их от непрямых, рисовать отрезки разной длины и изображать геометрические фигуры. В детском саду осуществлялась подготовка к этому. Программой детского сада предусмотрено формирование у детей представлений о непрерывной величине, навыков измерения величин условной меркой и такими общепринятыми мерами, как метр, литр, килограмм. Эти навыки и представления оказывают положительное влияние на формирование понятия натурального числа в начальной школе. Совершенствование навыков измерения длины отрезков, массы тел, площади геометрических фигур, объемов продолжается в первом классе. Постепенно детей подводят к пониманию функциональной зависимости между измеряемой величиной, мерой и результатом измерения (количеством мер), начиная эту работу с детского сада и продолжая в начальной школе. Это дает возможность расширить понятие о числе, способствует развитию мышления ребенка, активизирует его познавательные интересы и способности.

Программа первого класса предусматривает дальнейшее углубление представлений детей о пространственных и временных отношениях. Таким образом, сравнительный анализ программ детского сада и первого класса начальной школы, программных требований учебно-воспитательной работы преемственно связаны между собой. Педагоги ДОО должны хорошо знать требования начальной школы, не только объем и содержание знаний, но и их качественные характеристики – какого характера знания, умения и навыки необходимы обучающемуся первого класса. В то же время необходимо, чтобы учителя начальных классов представляли себе уровень подготовки детей к школе. В таком случае учитель будет знать, на что ему опираться, от чего отталкиваться, начиная работу по программе первого класса. Принимая во внимание все разнообразие программ математической подготовки дошкольников, следует отметить, что, основываясь на требованиях к результатам дошкольного и начального общего образования, основным критерием для определения преемственности является ориентация содержания программы дошкольного математического образования на формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий

[5, с 25]. Усвоение программы дошкольного образовательного учреждения, как было подчеркнуто ранее, обеспечивает выпускникам ДОО овладение математикой в школе на необходимом уровне. Применение современных методик обеспечения преемственности в математическом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста дает возможность учесть возрастные особенности детей, их потребности в игре, физической активности. В связи с чем, в методических рекомендациях по работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками предлагается широко использовать дидактические игры, подвижные игры, визуальное моделирование различных количественных отношений, реальные практические действия, например, с конкретными множествами, величинами: измерение, создание сериационных рядов и т.п.

К основным методическим приемам организации преемственности в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста можно отнести:

  • демонстрацию (обычно используется при передаче новых знаний);
  • инструкцию (используется при подготовке к самостоятельной работе);
  • пояснение, указание, разъяснение (используется для предотвращения, обнаружения и устранения ошибок);
  • вопросы детям; устные сообщения и отчеты детей;
  • предметно-практические и умственные действия; мониторинг, контроль и оценка.

Среди методов, используемых в ДОО в период математической подготовки детей к школе, широко используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования [1, с. 218]. Большое значение имеет формирование у детей навыков общения с педагогом, с другими детьми, умений, когда это необходимо, работать в одном ритме со всеми, формирование навыков работы с тетрадью с печатной основой, со счетным и геометрическим материалом и т. д.

Таким образом, преемственность в работе школы и детского сада в обучении математики является важной и сложной педагогической проблемой. Предусматривает использование всех форм непрерывности, проверенных в преподавательской практике: изучение программ родственных связей, методы работы с ними, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск лучших путей улучшения учебной работы и интерес детей к знаниям и обучению деятельность.

Список литературы

  1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 320 с.
  2. Маклаева Э.В., Федорова С.В. Способы организации рефлексивной деятельности младших школьников при выполнении учебных проектов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – 2017. – Вып. 56. – Ч. 10. – С. 58-65.
  3. Маклаева Э.В., Федорова С.В. Уроки-экскурсии в обучении младших школьников математике // Начальная школа. – 2018. – № 7. – С. 32-36.
  4. Россова Ю.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях стандартизации образования // Мир педагогики и психологии. – 2016. - № 1. – С. 78 – 82.
  5. Стожарова. М. Ю. Преемственность в работе детского сада и школы по математическому развитию детей // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 25–29.
  6. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие – М.: Издательство Московского психолого-социального института – 2015. – 392 с.

Поделиться

4780

Журавлёва В. И., Шестакова А. А. Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста // Актуальные исследования. 2021. №38 (65). С. 33-37. URL: https://apni.ru/article/2919-preemstvennost-v-matematicheskom-razvitii-det

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля